Официальная власть называет Казахстан образцом межнационального согласия, ярким примером дружбы и толерантности. Так ли это на самом деле? Если не так, то от каких политических сил, этнических групп или социальных слоев исходит главная угроза? На каком уровне и в каких сферах она чаще всего проявляется? И как ей можно противостоять? Об этом мы спросили у экспертов.
Валентина Курганская, доктор философских наук, профессор:
«Необходимо прекратить спекуляции вокруг общего исторического прошлого»
- Межэтническая напряженность, так или иначе, присутствует в любом, даже в самом развитом демократическом обществе, поскольку оно состоит из групп, имеющих свои особенные, порой разновекторные и даже взаимоисключающие интересы. Функция этнополитики как раз и состоит в согласовании этих интересов, чтобы их реализация не привела к разлому социального целого, и эта задача в нашей стране решается. Наличие межэтнической напряженности не обязательно приводит к конфликтам, но бесспорно то, что для их предотвращения необходимо ее снимать или хотя бы снижать до социально безопасного уровня.
В современных условиях развитие и становление национального самосознания личности происходит в условиях жесткой конкуренции. Именно поэтому нарушение принципов социальной справедливости, дефицит гуманности и нравственности, к которым прибавился экономический кризис, порождают защитные реакции, активируют охранительные механизмы этнических групп – агрессивность, увеличение социальной дистанции, отчужденность, ведущие, в конечном счете, к повышению межэтнической напряженности.
- В каких сферах она проявляется?
- Несмотря на спокойный межнациональный фон, в социологических мониторингах межэтнических отношений выясняется, что жизнь значительной части населения во многом определяется унаследованными или вновь проложенными этническими границами, а этничность оказывается важным фактором выбора личностью жизненных стратегий.
Объективный анализ межэтнической сферы показывает, что прямо или косвенно на межэтническую напряженность оказывает влияние динамика миграционных процессов, приводящая к демографическому давлению на города со всеми вытекающими негативными как для мигрантов, так и для коренных городских жителей, последствиями.
В этих негативных для межэтнической сферы системных процессах принимают участие конкретные слои и группы населения, поэтому нужно устранять причины, порождающие обоснованные претензии этих слоев. Тогда проблемы будут разрешаться цивилизованным путем взаимных договоренностей и компромиссов между конфликтующими сторонами.
Здесь можно предложить по каждому фактору множество конкретных рекомендаций. Общая рекомендация – необходимо формировать в стране развитое гражданское общество и соответственно целостную гражданскую общность.
- А насколько реально выполнение данной рекомендации в наших условиях?
- Понятно, насколько сложно выполнение этой задачи в нашем обществе. И, тем не менее, предпосылки к ее решению имеются. Одной из них является общая история вместе с общими победами и общими поражениями, общими радостями и горестями. Сейчас ее активно «переформатируют» в угоду личным или групповым политическим амбициям, намеренно разрушая, разделяя на отдельные этнические сегменты единое историческое пространство
Другим надежным форпостом против роста межэтнической напряженности является ликвидация дефицита правосознания. Без формирования зрелой правовой и, соответственно, гражданской культуры вновь и вновь будут активизироваться процессы социальной дезинтеграции, провоцироваться чувства недоверия к человеку другой национальности и веры.
Большие проблемы для крупных городов порождает поток мигрантов по линии «село» - «город». По нашим исследованиям, среди мигрантов значительная часть тех, кого бы устроил отъезд из страны людей других национальностей, занимающих, по их мнению, их рабочие места и жилье.
Снос незаконно построенных мигрантами жилищ, проводившийся в пригородах Алматы, или выселение граждан по ряду причин из единственного жилья, показал, что отчаявшиеся люди способны на отчаянные поступки. Видимо, пути решения проблем мигрантов лежат в иной плоскости – в коррекции аграрной политики властей. Иначе процессы разрушения экономических оснований аграрного сектора и сельского уклада жизни будут гнать так называемых «самозанятых» в города, создавая новые очаги напряженности.
Таким образом, без решения проблем сельских жителей-казахов невозможно решить проблемы консолидации казахстанского общества и снизить межэтническую напряженность.
Серик Бейсембаев, социолог- исследователь общественного фонда "Стратегия":
«Не надо превращать тему межэтнического согласия в «священную корову»»
- В Казахстане ситуация в сфере межэтнических отношений выглядит более благоприятной по сравнению со многими постсоветскими странами. Однако очевидно, что она далеко не такая идеальная.
Во-первых, сохраняется риск межэтнических конфликтов в густонаселенных аграрных районах страны, где остро стоит вопрос доступа к земельным угодьям и поливной воде, а также есть серьезная конкуренция между этническими группами за экономически привлекательные ниши. В основном это Алматинская и Южно-Казахстанская области, где уже неоднократно бытовые конфликты перерастали в межэтнические стычки. Их вероятность увеличивается в силу того, что численность населения в этих регионах растет быстрыми темпами, а ресурсы имеют ограниченный характер. Власти не обладают необходимыми навыками для предупреждения такого рода столкновений. Как правило, госорганы реагируют уже после того, как конфликт переходит в активную фазу.
Во-вторых, психосоциальное напряжение накапливается среди представителей русской этнической группы, которая с тревогой смотрит на собственное будущее в «национализирующемся» Казахстане. Кроме вопроса о предстоящей смене власти в стране, русских волнуют порой встречающиеся проблемы дискриминации по этническому и языковому признакам. Эти настроения обуславливают рост миграционного потенциала, который может реализоваться в случае резкого ухудшения экономической или политической ситуации внутри страны. Как показывают исследования, с точки зрения социального и культурного отчуждения русских наиболее сложный фон складывается в Павлодарской и Восточно-Казахстанской областях, куда за последние годы переехало значительное число оралманов.
В-третьих, в результате усилий активной части казахского населения происходит политизация вопросов языка, истории, идентичности, что создает предпосылки для роста межэтнических противоречий.
Таким образом, текущую межэтническую ситуацию в стране можно охарактеризовать как сложную и динамичную, меняющуюся от региона к региону. Определяющим фактором по-прежнему выступает внутриполитический контекст, а также политика властей в области межэтнических отношений. Чтобы проводить более эффективную работу в этом направлении, на мой взгляд, прежде всего, необходимо отказаться от превращения темы межэтнического согласия в «священную корову». Стабильность межэтнических отношений является важным достижением Казахстана, но чрезмерное зацикливание на этой теме мешает объективному взгляду на ситуацию в данной сфере.
Кроме того, в текущих условиях важно на уровне как официальной власти, так и экспертного сообщества получить компетентную оценку состояния межэтнических отношений. При этом, на мой взгляд, необходимо отойти от универсалистского подхода, когда ситуация рассматривается в целом по стране и разрезе основных этнических групп. Безусловно, общий мониторинг нужен, но для более эффективной работы по предотвращению этнических конфликтов нужно обратить внимание на микроуровень отношений. Например, знаем ли мы, какие отношения складываются между дунганами и казахами, проживающими компактно в Кордайском районе Жамбылской области? На мой взгляд, при таком подходе мы узнаем гораздо больше о текущих особенностях межэтнического взаимодействия в Казахстане.
Нуртай Мустафаев, политический аналитик:
«Возможности самореализации нетитульных граждан ограничены»
- Межэтническая напряженность в Казахстане существует, и это подтверждают социологические замеры. Как известно, 35% населения, то есть больше трети, составляют представители нетитульных этносов. Часть этих людей считает, что в азахстане у них нет перспектив, а у их детей нет будущего, так как их возможности в плане самореализации ограничены. Ярче всего это наблюдается в четырех сферах:
Первая – госслужба. Пять лет назад среди работников государственных органов доля казахов составляла 86%. Сейчас, я думаю, она выросла до 95%. К тому же сейчас на госслужбу принимают только со знанием казахского языка. И я даже не знаю, как «нетитульные» проходят лингвистический экзамен - возможно, по знакомству или посредством взятки… Ведь мало кто из них владеет государственным языком, а если даже и владеет, то лишь на бытовом уровне. Уж если кандидаты в президенты делают в сочинении 28 ошибок, то что говорить об остальных.
Вторая – крупный бизнес, 95% которого принадлежит казахам. Это подтверждают списки «Forbes Kazakhstan» и данные о владельцах крупных фирм, компаний. Единичные исключения лишь подтверждают правило.
Третья – система высшего образования. В последние годы в казахстанских вузах наблюдается резкое сокращение русскоязычных отделений. Дело в том, что русские граждане давно поняли: целесообразнее отправлять своих детей учиться в Россию или, если есть возможность, еще дальше. Сегодня в нашей стране слишком много вузов, при этом существует большой конкурс на получение грантов, а платное обучение стоит дорого. Если даже дети «нетитульных» получат казахстанские дипломы, то им потом очень сложно будет устроиться по специальности. А вот в России они могут поступить в вуз бесплатно, автоматически получить вид на жительство и комнату в общежитии, а после окончания учебы устроиться на работу.
Четвертая – сфера личной безопасности и охраны правопорядка. Думаю, ни для кого не секрет, что в казахстанской полиции 99% сотрудников составляют казахи. При таком раскладе неказахское население сильно сомневается в непредвзятости полицейских при возникновении конфликтных ситуаций с участием граждан разной национальности.
В повседневной жизни казахстанцы довольно часто имеют дело с полицией, с ППС/ДПС. Уличная преступность никуда не ушла, нередки бытовые ссоры в кафе, на улицах, которые иногда имеют тяжкие последствия. Ну а если в конфликте участвуют граждане разных национальностей, то вопрос непредвзятости полицейских становится отнюдь не отвлеченным. Ведь речь может идти о лишении свободы, иногда это вопрос жизни и смерти. А когда человек не ощущает личную безопасность, то и перспектив оставаться жить в этой стране он не видит…
- Какие меры необходимы для того, чтобы межэтническая напряженность не возрастала?
- Важно, конечно, строго соблюдать и выполнять то, что прописано в нашей Конституции – равенство всех перед законом, вне зависимости от этнической принадлежности граждан. Причем необходимы не только равные права, но и равные возможности.
Власть и общество должны на деле стремиться к обеспечению в полной мере равных возможностей. Это труднодостижимая цель. Понятно, что консоциальный подход, установление пропорционального представительства этнических групп в органах исполнительной власти, их квотирование не совсем целесообразны. Хотя бы потому, что это противоречит принципу меритократии, формированию власти на основе высоких профессиональных качеств.
Тем не менее, некий общий баланс этнических групп, отражающий состав населения страны, должен быть представлен в исполнительной власти, в полиции.
В общем, необходим разумный, здравый подход. Если у всех граждан страны, вне зависимости от этнической принадлежности, будут равные возможности для самореализации в любой области, то в этом случае никакие межэтнические конфликты Казахстану не грозят.
Ирина Медникова, генеральный директор Молодежной информационной службы Казахстана:
«Достаточно некоторого неравенства, чтобы включилась природная агрессия»
- Думаю, что межэтническая напряженность в Казахстане есть, но ее масштаб, глубина, причины и вовлеченные группы плохо исследованы. О некоторых ее очагах свидетельствуют возникающие иногда конфликты на межнациональной почве. К примеру, в Актау (2006 г.), в населенных пунктах Маловодное, Чилик Алматинской области (2006, 2007 гг.), в поселках Южно-Казахстанской области (2007, 2015 гг.) и др. Ведь этим событиям так и не была дана достаточная аналитическая оценка ни со стороны СМИ, ни со стороны власти. В большинстве своем казахстанское общество не знает о них.
Между тем многие из этих конфликтов происходят именно в селах, между представителями казахского и кавказских этносов (чаще всего это молодые парни). Там нет политических сил, которые бы толкали их к противостоянию. Достаточно некоторого неравенства, неустроенной экономики, чтобы включилась природная агрессия.
К примеру, не секрет, что многие кавказцы держат дома оружие и часто прибегают к нему. Так, буквально месяц назад в селе Тургень произошла крупная драка: столкнулись представители двух этносов – кто-то бил жену своего оппонента, кто-то пытался наехать на обидчика автомобилем, в какой-то момент появилось ружье, и одному из фигурантов прострелили ногу. Полиция даже не появилась. Сельчане смеются, что она боится вмешиваться, иначе «сама отхватит»...
Что же делать? Во-первых, полиции нужно стать авторитетом для граждан, защищать общество от преступников, что называется, без купюр. Должен работать закон, а не личные отношения между стражами порядка и задирами. Пока полиция поражена коррупцией и зависима, она будет бездействовать.
Во-вторых, нашему обществу требуется образование в области прав человека: нужно со школьной скамьи объяснять детям, что такое ксенофобия и к каким страшным последствиям она может привести. Важно помнить не только о победе СССР над фашистской Германией, но и о том, что Гитлер развил свою идеологию в том числе и из той мысли, что одна нация лучше и достойнее другой.
Подготовила: Сауле Исабаева