В то время как выпускники школ, для которых на днях отзвенел последний звонок, думают над тем, куда поступать, Центр всемирного рейтинга университетов (CWUR) обнародовал список тысячи лучших вузов. И среди них нет ни одного казахстанского, хотя если считать количество высших учебных заведений на каждые 10 000 населения, там должна быть пара-тройка наших. Зато есть 12 из Ирана, по 4 – из Египта и Таиланда, 3 – из Пакистана. Также представлены Нигерия, Ливан, Тунис, Уругвай… Не говоря уже о наиболее развитых странах мира.
Ниже некуда
Конечно, кто-то скажет, что рейтинг CWUR – лишь один из многих и потому не может служить истиной в последней инстанции. Да, это так, но и игнорировать его не стоит. Во-первых, он один из самых всеохватных, то есть оперирует данными об очень большом количестве вузов по всей планете. Во-вторых, при его составлении не проводятся опрос и анкетирование самих университетов (немало рейтингов основано именно на этом), то есть дается как бы сторонняя, а значит, более объективная оценка. В-третьих, он учитывает не столько количественные показатели (обеспеченность аудиториями, число преподавателей со степенями и т.д., чем обычно козыряют крупные казахстанские вузы), сколько качественные. Это востребованность выпускников на рынке труда, качество преподавательского состава, определяемое в том числе их научными достижениями, цитируемость и т.д. – в общей сложности семь критериев.
Впрочем, и без рейтингов для многих из нас очевидно, что за последние четверть века уровень высшего образования в Казахстане упал ниже некуда. Знаем мы и главную причину – это сплошная коммерциализация, когда главной целью стало извлечение денежных доходов за счет увеличения числа студентов (за них платит либо государство через госзаказ и грантовую систему, либо родители) и самих высших учебных заведений в ущерб качеству обучения.
Под это заточена даже система ЕНТ. Ведь понятно, что количество поступающих в вузы можно регулировать, меняя степень сложности тестовых заданий, манипулируя проходными и пороговыми баллами. Вот и регулируют так, чтобы университеты могли набирать как можно больше студентов, в том числе откровенно слабых. Но при этом никто не несет ответственность за их трудоустройство по окончании вуза. Как следствие, девальвировано само понятие «высшее образование»: зачем нужен университетский диплом, если он не дает возможности трудоустроиться, если потенциальный работодатель от него нос воротит?
Уважающий себя выпускник школы, мечтающий получить качественное образование, уже давно не смотрит в сторону казахстанских вузов, даже если имеет большие шансы завоевать государственный грант. Ну, проучится он бесплатно, затратит четыре года, но обретет ли за это время необходимые знания, которые будут кормить его всю последующую жизнь, – большой вопрос. Не лучше ли провести это четырехлетие (можно сказать, судьбоносное для человека, поскольку оно определяет все его будущее) в какой-нибудь другой стране, где уровень высшего образования куда выше? Тем более что выбор огромный.
Например, можно поехать в Германию, где вузы учат бесплатно, в том числе иностранцев. Есть такие учебные заведения во Франции, еще кое-где. Правда, потребуется хорошее владение английским или языком данной страны, а главное – придется самому оплачивать проживание, питание, медицинскую страховку и т.д., что выльется в кругленькую сумму: 8-9 тысяч евро в год, или 30-35 тысяч за четыре (жизнь в Европе очень дорогая). Далеко не всем представителям даже казахстанского среднего класса, заметно поредевшего за последнее время в силу известных причин, это по карману. В большинстве же других стран Запада обучение платное. На гранты и стипендии могут рассчитывать только самые одаренные.
С каждым годом растет количество наших студентов в китайских вузах – кстати, последних в «топ-1000» насчитывается около ста во главе с Пекинским университетом, занимающим 92-е место. Весьма перспективный выбор, если учесть растущее экономическое присутствие КНР по всей планете, в том числе и в Казахстане. Тем более что получать образование и жить там можно бесплатно. Хотя здесь тоже свои проблемы – уж очень сложен китайский язык для изучения (впрочем, можно найти и вузы, где преподают на английском), да и порядки в этой стране не всем по нраву.
Хуже, но дороже
Практически нет языкового барьера для выпускников казахстанских школ в России. Да и с финансовой точки зрения это весьма привлекательное направление. Как сообщила недавно министр образования и науки РФ Ольга Васильева, сейчас в российских вузах обучаются около 67 тысяч юношей и девушек из Казахстана, причем 27 тысяч из них за счет федерального бюджета. По количеству студентов, получающих образование в РФ, наша республика значительно опережает все остальные страны – разумеется, за исключением самой России.
Причем есть все основания считать, что эта тенденция будет только усиливаться. Например, в нынешнем году вузы РФ уже целевым образом выделили для выпускников казахстанских школ 10 тысяч грантов. Надо полагать, это помимо тех, которые предоставляются нашим молодым соотечественникам, поступающим на равных с россиянами конкурсных условиях. Кстати, на сайтах ряда университетов соседней страны появились специальные разделы для абитуриентов из Казахстана.
Ну и нельзя не вспомнить призыв, содержавшийся в мартовском с.г. послании Владимира Путина: «Предлагаю создать максимально удобные, привлекательные условия для того, чтобы талантливая молодёжь из других стран приезжала учиться в наши университеты. Они приезжают. Но нужно создать условия, чтобы лучшие иностранные выпускники наших вузов оставались работать в России… Фокус внимания должен быть на тех, кто нужен стране: на молодых, здоровых, хорошо образованных людях. Для них нужно создать упрощённую систему получения гражданства в России».
А те, кому не удалось поступить по гранту, знают, что на платной основе обучаться в РФ предпочтительнее, чем в Казахстане. Да, у наших соседей система высшего образования тоже переживает кризис (это относится практически ко всем странам бывшего Союза – с той лишь разницей, что где-то он проявился сильнее, а где-то, как в Прибалтике, слабее). Всего пять российских вузов в «топ-1000» от CWUR - мизер для огромной страны, некогда считавшейся одной из самых образованных в мире. Да и в «топах» других международных рейтинг-листов их немного. Тем не менее, там еще есть отдельные учебные заведения, в которых можно получить необходимые знания.
Взять географически близкий к нам Новосибирский государственный университет. В рейтинге CWUR он располагается на 595-й позиции и на 4-й среди российских вузов. Пока НГУ не объявил стоимость обучения на предстоящий учебный год, поэтому придется обратиться к прошлогодним цифрам. Сравнивать будем с «прейскурантом» (тоже за минувший год) главного нашего национального университета – КазНУ имени Аль-Фараби.
Итак, бакалавриат. Обучение по специальности «экономика» в НГУ стоило 2.250 долларов за год, в КазНУ – 3.280, «юриспруденция» – соответственно 1.920 и 3.280, «информатика и «вычислительная техника» – 2.080 и 2.715. Ну и т.д. Разница существенная. Похожая картина будет при сравнении цен в нашем КазНИТУ имени Сатпаева (бывший «политех») и в Национальном исследовательском Томском политехническом университете – одном из лучших в РФ вузов этого профиля.
Иначе говоря, у нас высшее образование хуже по качеству, но заметно дороже. И ответ на вопрос: «что выберет абитуриент, стремящийся не только заиметь диплом, но и стать квалифицированным специалистом?», думается, очевиден. Да, придется ехать в другую страну, испытать какие-то бытовые трудности, но ради своего будущего целеустремленный молодой человек согласится пройти через это. Плюс, что тоже очень важно, там гораздо больше возможностей в плане трудоустройства. Кто проиграет в таком случае? Казахстан, теряющий самое главное – человеческий капитал.
Лучше меньше, да лучше
Скорее всего, именно желанием сократить поток уезжающих из страны абитуриентов было продиктовано решение существенно увеличить количество государственных грантов. Но даст ли оно эффект?
Год назад госзаказ на подготовку специалистов (берем только бакалавров) составил около 38 тысяч – на 6,3 тысячи, или почти на 20 процентов больше, чем в предыдущем. Однако количество уехавших на учебу в другие страны, и прежде всего, в Россию не только не сократилось, но даже выросло. Теперь госзаказ увеличили до 50,9 тысячи, а с учетом вузов МВД, Минздрава и Министерства культуры – до 55,6 тысячи. Если допустить, что ЕНТ будут сдавать примерно столько же выпускников школ, как и в прошлом, или около 93-х тысяч, то получается, что почти 60 процентов из них окажутся с грантами.
С одной стороны, вроде бы замечательно, что такое количество наших юных сограждан будет иметь возможность бесплатно учиться в вузах. Но с другой, не придем ли мы к тому, что дополнительные гранты достанутся откровенно слабым абитуриентам, в лучшем случае троечникам, неспособным осилить вузовскую программу? (Тем более что госзаказ увеличен, главным образом, за счет технических специальностей, которые требуют фундаментальных школьных знаний по таким сложным предметам, как математика, физика, химия). И не получится ли так, что мы затратим значительные финансовые средства на обучение бесперспективной молодежи, в то время как способная и талантливая уедет в вузы других стран, где дают более качественное образование? И потом, если сегодня мы не можем трудоустроить по специальности даже половину грантников, то что будем делать завтра с дополнительными?
А вот сами вузы окажутся в выигрыше. Ведь за каждым грантом, согласно постановлению правительства РК от 16 апреля с.г., стоят 635 тысяч тенге в год для национальных университетов и 443 тысячи для остальных. То есть, нынешнее увеличение госзаказа – это прибавка в 10-11 миллиардов тенге ежегодно к тем доходам, которые они уже имеют и от грантников, и от платников. Есть подозрение, что данное решение продавило то самое всесильное вузовское лобби, о существовании которого говорят уже давно и которое ранее пресекло несколько попыток сократить количество высших учебных заведений в стране до разумного уровня.
Кстати, полтора месяца назад глава государства снова затронул эту тему: «Сейчас каждый день приходят в министерство и просят: "Давайте откроем университет". У нас 131 университет, надо их сократить. Нам надо не количество, а качество». А что министр образования и науки? Спустя две недели, отвечая на вопросы журналистов в стенах парламента, он заявил: "Сейчас, мы считаем, очень много вузов сконцентрируются на том или ином направлении, и, соответственно, естественным образом произойдет специализация самих вузов. Это как первый этап. Далее, вторым этапом, будет их количество сокращаться. Как сокращаться, я сказать на данном этапе не могу, но, точно, их количество существенно увеличиваться никогда не будет". Если перевести на нормальный язык, то у него интересуются, как будет происходить сокращение, а он отвечает, что существенного увеличения не будет. Значит, надо быть готовыми к несущественному увеличению?
Впрочем, от министра, семья которого имеет непосредственное отношение к созданию двух частных университетов (UIB и МУИТ) и который в 2009-2012 годах руководил одновременно обоими, ждать решительных мер по сокращению числа вузов не приходится. Соответственно призыв «не количество, а качество» вряд ли будет реализован на практике. И значит, перспективная молодежь, которую категорически не устраивает уровень высшего образования в Казахстане, будет уезжать из страны. Многие, возможно, навсегда…