3870 9-06-2017, 00:01

Назад в будущее: вторая попытка Мухтара Аблязова

Возвращение Мухтара Аблязова на политические подмостки и его попытки реанимировать бренд ДВК производят эффект дежа безе – повторения того, что уже было когда-то опробовано. Правда, если первый раз в стан либерально-демократического лагеря Мухтар Кабулович въезжал на коне, то сейчас ему приходится гарцевать на кривой козе.

Идеологический суррогат, или Ошибки маневрирования

Многочасовые видеовыступления, километровые посты в социальных сетях, новые агитки с побитым молью сюжетом. Именно так рождается сегодня новый «Демократический выбор Казахстана» – общегражданское движение, в колоннах которого Мухтар Аблязов планирует объединить «здоровые силы казахстанского общества» для «проведения коренных демократических преобразований в стране».

Пока до конца непонятно, с чем мы в действительности имеем дело – с великолепным по своему идиотизму маневром или же с зарождением реальной оппозиционной силы, способной доставить определенный дискомфорт действующей власти. Ясно только одно: в борьбе с перипетиями собственной жизни Мухтар Кабулович явно поистер клыки, и тога политического вожака, в которую он вновь пытается рядиться, теперь выглядит на нем нелепо и безвкусно. Об этом можно судить хотя бы по тому, что новая история ДВК пишется не только «без божества, без вдохновения», но и спустя рукава.

Полный вариант политической платформы нового-старого движения еще не сформулирован. Но уже выбраны направления, и они дают вполне конкретное представление о том, из какого теста будет замешиваться этот политический проект.

Вопреки ожиданиям, оригинальностью идеи Мухтара Кабуловича не блещут. Когда-то Аблязов славился своим умением в любых обстоятельствах просчитывать ситуацию на ход вперед, за что, собственно, и получил подпольную кличку «Математик». Но в этот раз что-то явно пошло не так. Возможно, вчерашний олигарх решил сэкономить на политтехнологах, но, как говорится, от этого факт не перестает быть фактом. Заманивание живых душ в сети своего движения Аблязов ведет примитивно, если не сказать, топорно, используя в качестве наживки «кусок сервелата». Ставка делается на то, что «голосовать» за идеи движения его потенциальные адепты будут не головой, а животом. Только вот непонятно, что в таком случае отличает Аблязова от действующей власти.

Обещает Мухтар Кабулович ни много ни мало в среднем втрое увеличить размер пенсий, пособий, зарплат. И это в течение года после прихода к власти. Называются даже конкретные суммы. Например, минимальная пенсия вырастет с 37.789 до 105.000, а минимальная заработная плата – с 24.459 до 70.000 тенге. И все бы ничего, но практически то же самое в ходе каждой электоральной кампании предлагает нам и партия власти. Чтобы убедиться в этом, достаточно заглянуть в любую из предвыборных платформ «Нур Отана»: «Уровень среднемесячных доходов населения возрастет более чем в 2 раза; размер минимальной зарплаты будет постоянно повышаться, с опережением уровня инфляции; оклады работников бюджетной сферы вырастут как минимум в 2 раза; средний размер пенсии будет увеличен в 2,5 раза…».

Пожалуй, единственное отличие раскладов Аблязова заключается в более детальных расчетах. Он не просто обещает, а прокладывает финансовые пути-дорожки, по которым прибегут миллиарды, необходимые для строительства социального рая. В его версии это экономия за счет сокращения сословия чиновников, отказа от так называемых имиджевых проектов и заведомо провальных программ.

Что касается других пунктов политической платформы Аблязова, то они больше смахивают на дань традициям в подобного рода риторике, нежели на конкретный план действий, и существенно проигрывают выкладкам ДВК образца 2001-2002 годов. Песни о главном так и не изменились – однопалатный парламент, выборность акимов, реформа правоохранительной, судебной, избирательной систем и так далее. Но в новой версии они почему-то изложены в усеченном виде. Из платформы нового движения выпали вопросы образования, медицинского обслуживания, языка. Впрочем, в каждой избушке, как известно, свои погремушки.

В общем и целом, заострить внимание можно лишь на одном пункте. Звучит он так: «Ликвидация должности президента». Во главе страны, по мнению лидера ДВК, должен стоять сильный премьер-министр, что должно облегчить процедуру выражения вотума недоверия первому лицу государства. Сравнивать президентскую и парламентскую формы правления мы не станем – плюсов и минусов предостаточно как у одной, так и у другой. В данном случае главное не это, а то, что тяготы первых лет премьерства после победы ДВК Мухтар Кабулович намерен взвалить на свои плечи.

«И опыт – сын ошибок трудных, и гений – парадоксов друг»

С другой стороны, то, что делает сегодня Аблязов, как минимум, имеет первичные признаки борьбы за власть. К сожалению, в условиях нашей политической действительности это понятие давно и безнадежно покинуло не только лексикон современных партийных лидеров, но и их мозги, которые обычно находятся в расслабленном состоянии и напрягаются лишь в момент искусственно разыгрываемых боев за места в парламенте. Аблязов же на этом фоне исполняет роль борца, своего рода противовеса, вновь расцвечивая партийное поле в «запрещенные» цвета. И потому нередко срывает аплодисменты со стороны как политически неискушенной публики, так и тех, кто на этом деле собаку съел, но соскучился по зрелищам – живой искрометной игре, которую гипотетически можно ожидать от Мухтара Кабуловича, учитывая его прежние «заслуги» на этом поприще.

 Политическое болото Мухтар Кабулович, конечно, взбаламутил. Но куда его самого вынесет поднятая со дна грязь, пока не совсем понятно. С одной стороны, Аблязов выбрал удачное время для восстановления отправленных в утиль демократических декораций. С другой…

Фигура Аблязова, безу­словно, противоречивая. Отчасти из-за обилия масок, которые он на себя надевал, находясь в зените славы. Топ-менеджер в государственных погонах, бизнесмен, политик, преступник. Един ли он во всех лицах? Как говорится, вопрос вопросов. Но он, в отличие от той массы, которая пришла на смену старой оппозиционной гвардии, все же фигура. Фриком или маргиналом, а уж тем более дураком его не назовешь. Но достаточно ли этого для успеха ДВК? Вряд ли.

Во-первых, уголовное преследование Аблязова обрубило его связи с политичес­кой, в том числе правящей, и бизнес-элитой страны. А такие связи – важное и даже необходимое условие эффективной работы в оппозиционном поле. Во-вторых, возникают вопросы относительно кадрового и материального потенциала движения. Команда второй политической молодости Мухтара Аблязова выглядит как минимум странно – Болат Атабаев, Айнур Курманов да Айдос Садыков. За политический горизонт они никогда не залетали, довольствуясь задворками. Да и финансы, не исключено, если и не поют романсы, то весьма и весьма ограничены, о чем можно судить хотя бы по отсутствию работы пиарщиков. По большому счету, есть только один козырь – узнаваемость лидера движения. Этого у Мухтара Кабуловича не отнять. Но и не прибавить. Вот и получается, что в сухом остатке остается немного. И есть серьезные опасения, что вся эта затея с новым ДВК закончится известной поговоркой «старый конь борозды не испортит, а воздух – легко»…

 

Тут была мобильная реклама Тут была реклама

Комментарии

Author Аноним
Редактировать / Удалить/ Цитировать
20-июн-2017, 02:01

Аблязов - вор!