Сфера межгосударственных отношений является весьма тонкой материей, но в принципе достаточно предсказуемой, поскольку регулируется различного рода соглашениями, договорами и другими документами. Однако даже при этом порой случаются казусы, которые возникают практически на пустом месте и могут надолго омрачить дружеские отношения.
Именно это случилось на днях между Казахстаном и Турцией. Но обо всем по порядку. 5 августа 2020 года в 17.55 по местному времени был запланирован вылет регулярного международного рейса авиакомпании «Эйр Астана» по маршруту Алматы-Стамбул-Алматы. Процесс регистрации и посадки пассажиров прошел в штатном режиме.
Однако дальнейший ход событий внес ощутимую сумятицу как в режим работу авиакомпании, так и в сердца пассажиров данного рейса. Потому что в момент выруливания на взлетно-посадочную полосу представителем АО «Эйр Астана» в Турции был получен телефонный звонок от турецких авиационных властей с уведомлением о запрете выполнения рейсов из Казахстана. Это стало как гром среди ясного неба. Как это ни странно, но лишь спустя один час было получено официальное письмо, указывающее «запрет на выполнение рейсов между Турцией Ираном, Ираком, Афганистаном и Казахстаном и возможность выполнения только репатриационных рейсов в координации с МИД Турции».
В 19.55 представителем АО «Эйр Астана» удалось получить единоразовое разрешение на выполнение запланированного рейса и спустя два часа ожидания на борту воздушного судна, 101 пассажир, имеющие разрешение на въезд в Турцию, смогли вылететь в вышеуказанном направлении. При этом необходимо заметить, что ни авиакомпания «Эйр Астана», ни авиационные власти Казахстана, ни посол Казахстана в Турции и ни посол Турции в Казахстане не были заблаговременно предупреждены о данном запрете, что повлекло за собой серьезную задержку регулярного рейса, не говоря уже о пережитом его пассажирами стрессе и связанных с этим казусом неудобств.
На какие мысли и выводы наталкивает случившееся ЧП. Во-первых, учитывая особый характер взаимоотношений между Казахстаном и Турцией, вызывает недоумение то, как был обставлен запрет на выполнение авиарейсов из нашей страны. Тем более, что самолет чуть было не поднялся в воздух. Никто не в праве лишать турецкую сторону в праве отказа принимать авиарейсы из той или иной страны, но для этого существуют отработанные процедуры заблаговременного уведомления соответствующими письмами или извещениями НОТАМ. В этом смысле практика телефонных уведомлений в самый последний момент представляется абсолютно неприемлемой.
Во-вторых, не меньшее недоумение вызывает принцип по которому Казахстан был включен в ограниченный список стран, на авиарейсы из которых был наложен запрет, включающий в себя, помимо нашей страны, Иран, Ирак и Афганистан. Казахстан за все время суверенной истории никогда не входил в когорту стран, являющихся фактором нестабильности.
В-третьих, запрет на рейсы был наложен во время устойчивого улучшения эпидемиологической ситуации в Казахстане и снижении числа ежедневных новых случаев КВИ.
В-четвертых, не может не вызывать вопросы запрет на авиарейсы на воне отсутствия аналогичных мер в отношение других стран СНГ со схожей или более негативной эпидемиологической ситуацией. Так, сохраняются регулярные авиарейсы из России, Украины, Азербайджана и Кыргызстана с соответствующим разрешением на въезд в Турцию для граждан этих стран. Логику такого избирательного подхода объяснить и понять трудно.
В этой связи проблематичной представляется ситуация со следующим регулярным рейсом «Эйр Астаны», который запланирован на 7 августа 2020 года по маршруту Алматы-Стамбул-Алматы с 251 пассажиром (154 в Турцию и 97 из Турции). Не станут ли и они заложниками невнятного положения, складывающегося вокруг авиасообщения между нашими дружественными странами?..