4936 10-05-2017, 08:00

Зачем властям Кызылординской области еще одно водохранилище?

На днях в республиканских СМИ появилось сообщение о том, что руководство  Кызылординской области решило инициировать строительство на Сырдарье нового водохранилища. По словам главы региона Крымбека Кушербаева, которые приводит газета «Время», этот вопрос уже обсуждался с участием премьер-министра страны.

Водохранилище  собираются строить в урочище Кумискеткен, которое находится на территории одного из южных районов области – Шиелийского. «Это своего рода контррегулятор, который обеспечит поливной водой орошаемые земли и в то же время водную безопасность региона», – заявил Крымбек Кушербаев. Но стоит напомнить, что точно такие же функции уже выполняет Коксарайское водохранилище, построенное несколько лет назад чуть выше по течению Сырдарьи, на территории соседней Южно-Казахстанской области.   

В этой связи  вспоминается эпопея с реализацией Коксарайского проекта. Идея создать контррегулятор емкостью 3 миллиарда кубометров впервые была озвучена в 1990-е годы. Она возникла вследствие того, что после развала СССР между теперь уже независимыми государствами Центральной Азии значительно усилились разногласия (прежде эти споры разрешал московский центр, выступавший в качестве верховного арбитра) относительно режима попусков воды по Сырдарье.

С целью максимальной загрузки мощностей своих гидроэлектростанций находящийся в верховьях реки Кыргызстан в одностороннем порядке перешел с водно-энергетического режима водопользования на чисто энергетический. Он стал в летние месяцы накапливать большие объемы в своих водохранилищах, а в холодное время года опорожнять их, направляя водные массы на выработку электроэнергии, спрос на которую особенно велик именно в этот период.

В результате низовья, и особенно Кызылординская область, стали испытывать еще больший дефицит поливной воды в жаркие месяцы (а сельское хозяйство региона базируется на возделывании самой влагоемкой культуры – риса) и постоянную угрозу затопления зимой и ранней весной. Для предотвращения этой угрозы на протяжении многих лет приходилось сбрасывать большие объемы воды (в отдельные годы 2-2,5 миллиарда кубометров) в Аранасайскую впадину, расположенную на территории Узбекистана. И даже такая мера не всегда помогала. Кроме того, эти миллиарды кубометров, столь необходимые Аралу, оказывались безвозвратно потерянными.   

Так вот, Коксарай, по задумке авторов проекта, должен был аккумулировать избыточные зимние и весенние попуски по Сырдарье, чтобы минимизировать вероятность наводнений, а летом отдавать воду в низовья на орошение риса и других сельхозкультур. Кроме того, часть ее поступала бы в Малое Аральское море.

В практическую плоскость работа над проектом перешла уже в середине «нулевых» годов, когда в нашей стране появились деньги. Но категорически против него выступили власти и общественность Кызылординской области. Их главный аргумент сводился к тому, что появление контррегулятора пагубно скажется на экологии региона, «сведет на нет все усилия по заполнению Малого Арала». Определенное рациональное зерно в такой позиции было: ведь  любое водохранилище – это дополнительное изъятие воды из реки, сопровождаемое ее потерями из-за фильтрации и испарения, а также возможной «привязкой» к нему новых орошаемых площадей. Но уже тогда сложилось ощущение, что если бы конттрегулятор решили строить на территории не ЮКО, а Кызылординской области, то такого противодействия не было бы.

Кызылординцы организовывали общественные слушания, обращались в парламент, правительство, к президенту страны, заявляя, что они (цитата) «категорически против дальнейшего уничтожения Аральского моря посредством строительства нового водохранилища». Но в апреле 2008-го глава государства Нурсултан Назарбаев лично поставил точку в затянувшейся дискуссии: «Это нелегкое решение - идти на такие большие затраты и строить новое водохранилище. Но у нас нет выбора. Поэтому решаем вопрос окончательно - Коксарай будем строить». Он также поручил провести разъяснительную работу среди общественности Кызылординской области, «у которой сложилось ошибочное мнение, что строительство контррегулятора может привести к загрязнению воды реки Сырдарья и дальнейшему обмелению Арала».

Уже в феврале 2010-го состоялась торжественная церемония сдачи водохранилища в эксплуатацию, и началось его заполнение. Стоимость строительства оценивалась в 43 миллиарда тенге, или более 350 миллионов долларов по тогдашнему курсу. Ежегодно Коксарай принимал порядка трех миллиардов кубометров, однако в отдельные многоводные годы часть зимнего стока (до миллиарда кубов) во избежание угрозы затопления приходилось отводить по прежней схеме в Арнасайскую впадину.  

Ссылаясь на это обстоятельство, РГП «Югводхоз» (Шымкент) предложило построить ниже Коксарая, в естественном понижении Огузсай, тоже на территории ЮКО, еще одно водохранилище емкостью 0,3-0,4 миллиарда с возможностью увеличить ее вдвое при условии проведения дополнительных земляных работ. Но кызылординцы решили не отдавать инициативу в руки соседей и ответили своим предложением – построить  конттрегулятор Кумискеткен в Шиелийском районе емкостью 0,6 миллиарда кубометров. Уже ведется работа над ТЭО проекта.

Где тут логика? Ведь еще совсем недавно власти и общественность Кызылординской области активно протестовали против Коксарайского проекта, утверждая, что он несостоятелен как с экологической, так и с экономической точки зрения. Теперь же они ходатайствуют перед правительством о строительстве водохранилища на своей территории. А как же Арал, забота о котором вроде бы двигала ими девять лет назад?  

Скорее всего, столь кардинальная перемена в позиции кызылординцев вызвана двумя факторами. Первый связан с местом строительства объекта и соответственно с тем, какая из областей получит финансирование из республиканского бюджета – а это тендеры, подряды…  Словом, чисто местечковый подход. Второй фактор тоже имеет абсолютно субъективный характер: любой руководитель региона хочет построить на вверенной ему территории что-то эдакое, что будет ассоциироваться с его именем. Такая вот разновидность пиара. При этом судьба Арала отходит далеко на задний план.

Теперь что касается экономического и экологического аспектов. Что такое 0,6 миллиарда кубометров? Это лишь пятая часть емкости Коксарая. А во сколько обойдется строительство? Тоже в пять раз дешевле? Очень сомнительно, Есть основания предполагать, что «себестоимость» воды, аккумулированной в Кумискеткене, будет значительно выше, чем коксарайской. Эксплуатация нового водохранилища тоже потребует немалых финансовых затрат. А какое количество воды из 0,6 миллиарда затем будет снова возвращено в Сырдарью, какими будут потери из-за фильтрации, испарения и других причин? Ответов на эти вопросы пока нет.

Стоит ли ради таких относительно небольших объемов воды огород городить? Не будет ли проще и дешевле договориться с Кыргызстаном о том, чтобы он немного скорректировал режим работы своих водохранилищ? Можно даже пойти на определенные компенсации в пользу кыргызов. В любом случае это будет экономически более выгодно, нежели затевать строительство нового контррегулятора – хоть в Кызылординской области, хоть в ЮКО. А с точки зрения интересов Арала как шестого, наряду с пятью странами ЦА, потребителя речного стока бассейнов Сырдарьи и Амударьи (именно на таком статусе умирающего моря-озера уже давно настаивают те, кому действительно небезразлична его судьба) этот вариант тем более будет наиболее оптимальным.

…Говоря об аральской трагедии, мы обычно клянем советские времена, когда ради хлопковой и рисовой независимости страны был полностью зарегулирован сток рек, питающих Арал, появились многочисленные водохранилища и каналы, которые лишили его воды. Клянем, но продолжаем делать фактически то же самое…

Тут была мобильная реклама Тут была реклама

Комментарии

Author Надежда
Редактировать / Удалить/ Цитировать
10-май-2017, 08:42

А чтобы отправиться в кругосветное путешествие...

Author Корал
Редактировать / Удалить/ Цитировать
11-май-2017, 21:46

Экспертиза или анализ журналиста неглубокий, в низовьях Сырдарьи необходимо построит еще не одно водохранилище, тогда возможность сбрасывать большие объемы воды в Арнасай (Узбекистан) будут исключены. здесь необходимо учитывать и демографические факторы, так как население Кызылординской области как и Южно-Казахстанской области быстро растут. Орошение и мелиорация земель могут трудоустроить наших людей. В Казахстане необходимо разработать стратегию по строительству таких водохранилищ, так как весной затапливается везде, а летом не хватает воды для полива. Выход есть всех например наши северные крупные реки такие как Есил, Тобыл и другие затапливает огромные территории затем излишки воды направляются в Сибирь болоту. В то же время Жезказганский промышленный район особенно в летнее время страдает в отдельные годы из за нехватки воды. Предложение необходимо возле Атбасара повернуть Есил и часть воды направить в Сары Кенгирское водохранилище или построит там же водохранилище