«Независимость мысли никто не отменял. То, что сказал я, хотели бы сказать многие, но не решаются. Пора просыпаться, одумываться», – заявил Ануар Нурпеисов после инцидента на конкурсе красоты «Мисс Казахстан-2016». Напомним: актер спросил у финалистки, какие три книги она рекомендовала бы прочитать своим будущим детям.
Глянец и фейк «достали»
Ануар Нурпеисов четыре года работал в проекте «Мисс Казахстан»: первые два – как обозреватель, а потом – как член жюри. Последний раз, по его словам, согласился оценивать «миссок» после настойчивых просьб организаторов.
– Конкурс все это время абсолютно не развивался, – утверждает Ануар. – Выходит, чтобы выйти в финал, достаточно одних только внешних данных, а интеллект – так себе, ненужная вещь. После предыдущего конкурса я целый год не мог понять, как наша страна выбрала «Мисс Казахстан» девушку, которая на вопрос зрителя простодушно ответила, что она вообще не читает книг. Если так, то у нас либо система голосования нечестная, либо с нашим народом что-то не так. А самый популярный в стране телеканал, получается, внушает аудитории от 13 и старше, что смазливость – главное человеческое качество. Но ведь точно так же можно заставить ее поверить в то, что обезьяна – это человек, и наоборот. И продвигая внешнюю красоту, культивируя ее, мы совсем забыли о вечных, не обрастающих морщинами ценностях.
Но если губы и ресницы – фейковые, исполнение под фонограмму во время «конкурса талантов» – тоже, то кого «объективное» жюри в таком случае должно оценивать? Производителей микрофонов? Звукорежиссера? И почему моя просьба – назвать три книги, которые участница хотела бы рекомендовать своим будущим детям, – оказалась для нее суперсложным заданием? Ведущая Динара Сатжан обвинила меня в том, что я опозорил участницу. Но я с таким же успехом мог бы спросить, как называется столица Австралии, и наверняка не получил бы ответа.
Глянец полностью замылил нам взгляд. Какое у нас в основном представление об успешной жизни? Для многих девушек – приехать в салон красоты и сделать макияж под какую-то артистку; у парней предел мечтаний – иметь «гелендваген», курить кальян и пить виски в окружении красивых моделей. Инвестирование в знания, серьезные социальные проекты не культивируются. Мы и друзей-то выбираем теперь по внешнему лоску. Но ведь даже если твоей подругой будет двойник самой Ирины Шейк, ты быстро привыкнешь к ее красоте. А с кем разговаривать, с кем постигать какие-то истины, преодолевать сложности и преграды?
Встал и ушел. Навсегда
– Как же вы все-таки осмелились пойти против толпы?
– Против толпы? Судя по тому, как зал меня поддержал, я озвучил мысли многих, а раздражение ведущей – не самое страшное в этой жизни.
– Некоторые называют ваш поступок хорошо срежиссированным выпадом, для того чтобы поднять собственную популярность.
– Очень жаль, что естественное желание не принимать участие в этом театре абсурда, где все искусственное, начиная от губ и ресниц, воспринимают как спланированную режиссуру. Отвращение, почти физическое, я почувствовал в тот момент, когда очередной претендент, взобравшись на сцену, стал просить руку и сердце у конкурсантки. Оно еще более усилилось, когда девчонки, изображая из себя артисток, начали «петь» и «играть» на инструментах. Я видел это четвертый год подряд. И это настолько мне осточертело, что я не захотел оставаться на финальном оглашении имен победительниц. Просто встал и ушел.
– Ваша подруга красивая?
– Она в первую очередь хороша душой. Но я не хотел бы сейчас говорить о своей личной жизни. Не хочу опережать события.
– Откуда вы такой?
– Я из обычной, но приверженной традиционным и одновременно либеральным ценностям семьи. Дедушка четверть века был главным врачом Карагандинской областной больницы. Бабушка – учитель химии. Отец – инженер-строитель автодорог, мама – филолог. Просыпаясь по утрам, я видел в своей комнате полки с книгами. Школу с техническим уклоном для одаренных детей в Караганде окончил с красным аттестатом. Когда поступал в университет (на грант, кстати), то, как любой среднестатистический человек, прислушался к коллегиальным советам родителей и родственников, выбрал проектирование и эксплуатацию газонефтехранилищ (только название своей специальности запоминал целый месяц). На тот момент это было перспективно, престижно, высокооплачиваемо, востребовано, а кино и шоу-бизнеса тогда фактически не было. Поступив в университет, зажил самостоятельной жизнью. Но привычки не поменял: как и в школе, много занимался общественной работой. К счастью, мы были первопроходцами в Казахстанско-Британском техническом университете, еще не весь профессорско-преподавательский состав был англоязычным, только процентов 30 предметов читались «на языке». Школьный запас знаний был хорошим, плюс у меня есть такое качество, как способность быстро усваивать материал, и я, может быть, не так блестяще, как хотелось бы, но успевал делать все. Основная часть времени уходила на участие в концертах в качестве организатора и ведущего. Когда мне предложили возглавить команду факультета на КВН, я с радостью согласился. Мы стали чемпионами, и у меня мгновенно возникла идея-фикс: почему бы профессионально не заняться творчеством? Я был счастлив оттого, что подарил зрителям положительные эмоции. Мы открыли в университете свой Клуб веселых и находчивых и играли – в Казахстане, в Беларуси, в Евролиге, в премьер-лиге Маслякова-младшего в Москве.
По специальности я ни одного дня не проработал и ни разу не пожалел об этом. К моменту получения диплома окончательно понял: хочу заниматься творчеством. К тому времени я побывал уже на многих кастингах и успел познакомиться на съемках рекламного ролика в нашем университете с режиссером Аханом Сатаевым. Он меня приглашал участвовать в кастинге на свой первый игровой фильм «Рэкитир», но я не прошел. А вот в телесериале «Ағайындар» («Братья»), как выяснилось, мне хорошо подошла роль Бахыта. А дальше был «Сказ о розовом зайце» Фархата Шарипова. Картина «выстрелила», и я стал узнаваемым.
Я считаю, что успех «Розового зайца» был продиктован тем, что на съемочной площадке собрались молодые, но уже чего-то достигшие ребята. У всех был настрой – удивить казахстанский кинематограф!
Следующие роли в кино у меня, к сожалению, были не совсем удачные. И с тех пор я уяснил для себя, что не нужно хвататься за первую попавшуюся роль и, задрав штаны, бежать за славой. Лучше те два-три месяца жизни, что уходят на кино, в котором сомневаешься, организовать дельный проект. Фестиваль короткометражного кино, например, который мы недавно провели в Астане.
Успешный человек
– А чем вы занимаетесь сейчас?
– Я очень люблю шахматы. В 2011-м прочитал в интернете, что юная шахматистка Жансая Абдумалик нуждается в спонсорской поддержке. Зная, что ректор нашего университета (напомню, я окончил КБТУ) тоже любитель шахмат, я предложил, чтобы моя альма-матер выступила в качестве генерального спонсора. Он согласился. Так завязалось мое знакомство с семьей Ашировых – Жансаей и ее родителями. Мы додружились до того, что в один из дней появилась идея открыть в Казахстане профессиональную академию шахмат. Она должна была отличаться от всех других шахматных школ статусом тренеров: гроссмейстеры, мастера спорта, минимум – кандидаты в мастера спорта. Я точно знал, что эта ниша была абсолютно пустой, неразвитой: сам в детстве занимался шахматами. Мне всегда хотелось участвовать в сильнейших турнирах мира, но в 90-х не было возможности развиваться. Многие тренеры уехали из страны, часть их ушла в бизнес, другая банально спилась, а оставшиеся стали супердорогими из-за того, что их было мало.
Пытался заниматься самостоятельно, но в шахматах это очень сложно. Ребенку и так не хватает усидчивости, а тут – сам себе тренер, то есть должен сидеть и разбирать комбинации, готовиться к дебютам. И я забросил теорию, стал больше практиком. Реально оценивая свои возможности, я понимаю, что сегодня могу участвовать разве что в любительских турнирах. Но детская мечта – участие Казахстана в самых крупных мировых турнирах – осталась. Шахматы я рассматриваю не только как приятное времяпровождение, но и как отличный тренинг для ума. Они развивают около 12-15 качеств – усидчивость, трудолюбие, способность анализировать и признавать свои поражения, умение учиться на своих ошибках, стремление к победам, уверенность, самостоятельность, построение логической цепи, устойчивость к стрессам.
– А свою жизнь вы не пытались просчитывать на несколько ходов вперед?
– Гарри Каспаров, когда его спрашивали об этом, говорил, что он оценивает текущую ситуацию. Я тоже приверженец этой модели: все ходы предугадать невозможно. Если в шахматах против тебя играет только один соперник, то на твою сегодняшнюю ситуацию оказывают влияние тысячи людей.
– Вас можно назвать успешным человеком в общепринятом понимании?
– Когда, потирая руки от удовольствия, занимаешься делом, от которого даже не получаешь доходов, – это, на мой взгляд, и есть успех. Я имею в виду шахматную академию. В главном офисе на пересечении аль-Фараби и Розыбакиева вечерами не найти свободного места, там занимаются 350 детей. Теперь мы хотим раскрутить новую точку во Дворце школьников. Но это не означает, что я оставил творчество. Сейчас пишу сценарий, потому что хотел бы принять участие в кинопроизводстве не только как актер, но и как сценарист.
– Какие три книги вы бы посоветовали прочесть всем?
– Теперь меня все спрашивают об этом. Молодым я бы посоветовал прочитать роман австралийского писателя Грегори Дэвида Робертса «Шантарам». Эта книга заставит перезагрузить мозги и вновь полюбить чтение. Вторая – это повесть-притча «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Ричарда Баха. Еще бы я посоветовал сатирический роман-антиутопию Владимира Войновича «Москва 2042». Не знаю, как на других, но на меня эти книги сильно повлияли.