Указ об упрощенном порядке предоставления российского гражданства жителям непризнанных республик Донбасса, а также ранее проведенную Кремлем аналогичную акцию в отношении Южной Осетии некоторые аналитики уже окрестили «паспортным бандитизмом». При этом они считают, что многоходовка по собиранию «пядей и крох» под кодовым названием «Назад в СССР» только начинается.
Несмотря на всю конспирологичность такого сценария, вероятность его реализации все же существует. Например, 20 мая в интервью приднестровскому телеканалу ТСВ депутат от партии «Единая Россия» Александр Ярошук заявил, что Госдума в ближайшее время может принять решение о выдаче российских паспортов в Приднестровье: «И вот сейчас политическая воля произошла по ДНР и ЛНР. Я думаю, вот при такой совместной работе в ближайшее время будет принято и по вам политическое решение»… Как сообщил депутат, на основе предложений, поступивших от жителей этой – тоже непризнанной – республики уже подготовлены законопроекты, необходимые для введения упрощенного порядка выдачи российских паспортов.
Какие регионы каких из сопредельных с Россией стран стоят следующими в этой очереди, остается только догадываться. Как бы то ни было, в экспертных и околоэкспертных кругах все чаще звучит мнение о том, что «процесс паспортизации постсоветского пространства идет медленно, но верно» и что «СССР будет собран снова», ибо именно такова цель многоходовки Путина. А значит, от набирающей силу волны новых российских «инициатив» не застрахован никто, в том числе и казахстанцы. Это ощущение усиливается на фоне неугасающих в Госдуме призывов к тому, чтобы вид на жительство в РФ все рожденные в СССР могли получать без документального подтверждения отказа от гражданства другого государства.
После Приднестровья очередной точкой на карте, куда будет ниспослана «великая милость», по многочисленным оценкам (которую, кстати, высказал намедни и бывший президент Грузии Михаил Саакашвили), может стать Беларусь. Недаром Александр Лукашенко недвусмысленно предупреждает: «Тот, кто сегодня посмеет уничтожить Беларусь — президент, правительство или еще кто, будет проклят нашим белорусским народом, а кто посмеет сделать это силой — тот получит мощнейший ответ от нашего народа, прежде всего от тех, кто родился в суверенной и независимой Беларуси»… А следующим, по логике, может быть Казахстан…
Мы попросили отечественных экспертов расставить точки над i, обратившись к ним со следующими вопросами:
Имеет ли право на существование версия о том, что Россия не только заманивает на свою территорию человеческий капитал, но и собирается вести системную паспортизацию бывших союзных территорий?
Страдает ли наш северный сосед гегемония-манией, и есть ли у нее пределы?
Способна ли волна так называемой паспортизации докатиться до Казахстана, и к каким это может привести последствиям?
Какие категории казахстанцев захотят получить российские паспорта, и с какой целью?
А, может быть, участие Казахстана в ЕАЭС является для нас той самой «подушкой безопасности», которая будет сдерживать Россию от перехода через «красные флажки»?
Жаксылык Сабитов, политолог: «Волна паспортизации докатится и до Казахстана»
- Полагаю, что широкая раздача российских паспортов будет иметь место. Но это не связано с планами по возрождению СССР. Мотивы здесь - чисто экономические.
Население России стремительно стареет, доля пенсионеров растет и быстро приближается к европейским показателям. Иначе говоря, в РФ сокращается общее количество работающих людей. Если не принять меры, то лет через десять страна напрямую столкнется с серьезным демографическим кризисом. Новые же граждане РФ - это в основном молодые трудоспособные люди, призванные стать своеобразным допингом для российской экономики, запустить более высокие темпы ее роста. Плюс они могут обеспечить повышение уровня рождаемости.
Думаю, волна паспортизации докатится и до Казахстана, что вызовет определенный отток населения из нашей страны. Но связанные с этим риски не стоит преувеличивать. Получать российские паспорта будут в основном те, кто действительно планирует отъезд из Казахстана. Вряд ли здесь появится большая группа людей, имеющих по два паспорта, но не собирающихся окончательно выехать из страны.
После крымской истории многие у нас вполне серьезно считали, что в Казахстане возможен ремейк того, что произошло там. Но затем эмоции схлынули, аналитики начали просчитывать возможные сценарии развития событий и пришли к выводу, что это невыгодно, прежде всего, самой политической элите РФ.
Если брать граждан Украины и российских русских, то маркеров различий (этническая самоидентификация, раса, религия, язык, физическая антропология, негативная историческая память и т.д.) между ними на самом деле мало. И поэтому противодействий «спецоперациям» со стороны населения тоже было очень мало. В нашем же случае все обстоит иначе - маркеров различий между российскими русскими и казахами в Казахстане очень много. И именно они могут стать факторами резкого роста национального самосознания этнических казахов в РК. Если чисто гипотетически допустить возможность вторжения России в Казахстан (вероятность такого сценария сейчас низка – менее одного процента), то РФ получит под боком новый Афганистан: у казахов резко взлетит уровень религиозности и этнического национализма. Поэтому можно утверждать, что рационально мыслящая политическая элита РФ не пойдет на подобный шаг.
Жители РФ по своим ценностным установкам уже давно близки к европейцам, и «военные авантюры» руководства России вызывают у них все большее недовольство. Так что «подушкой безопасности» для Казахстана является не ЕАЭС, а то обстоятельство, что реализация «сценария аннексии» приведет к «политической смерти» правящей элиты РФ, чего последняя постарается не допустить. Поэтому нам не стоит опасаться подобных угроз.
Толганай Умбеталиева, кандидат политических наук, генеральный директор Центральноазиатского фонда развития демократии: «Россия попыталась «сыграть в шоу»
- Не думаю, что Россия хочет восстановить СССР, но стремление создать вокруг своих границ безопасное для себя пространство, безусловно, присутствует. Но в движении к этой цели есть одна особенность: Россия пытается создать такое пространство через формирование «образа врага», против которого нужно «дружить», объединившись вокруг Москвы, поскольку только она может выступить гарантом безопасности наших стран. Примерно такую позицию занимает политическое руководство РФ. Поэтому Москва рассматривает Казахстан как своего стратегического партнера, который, пусть и не поддерживает политическую составляющую интеграции, но в экономическом плане готов идти навстречу предложениям Кремля. Впрочем, российские аналитики прогнозируют, что экономическая лояльность Казахстана к РФ не будет долгосрочной и что уже в ближайшей перспективе она начнет меняться в сторону дистанцирования. Транзит власти, неминуемая смена поколений в политическом истеблишменте, по их мнению, отразятся на внешнеполитических приоритетах РК. И один из способов минимизировать для себя этот риск Кремль, возможно, видит в восстановлении эмоционального отношения граждан постсоветских стран к тому, что когда-то объединяло их, то есть в создании ощущения близости и сплоченности через общее историческое прошлое.
Предложения, касающиеся паспортизации, выглядят как основанные на эмоциях детские игры. На мой взгляд, это абсолютно несерьезно. Не исключаю, что такое решение могло быть вызвано тем, что во главе Украины, с точки зрения России, теперь оказался не серьезный политик, а шоумен в лице Зеленского, и соответственно Кремль пытается сыграть с ним «в шоу». Хотя, с другой стороны, в России этот вопрос обсуждается на протяжении уже двух-трех лет в рамках новой миграционной политики. Тем не менее понятно, что внешние факторы, и особенно ситуация в отношениях с Украиной, не могут не влиять на заложенные в ней принципы и нормы. Однако непосредственно само решение упростить предоставление российского гражданства жителям Донбасса выглядело спонтанным.
Что же касается так называемых многоходовок и планов по возрождению СССР, то стоит напомнить: тема выдачи паспортов советского образца 1974 года в Госдуме РФ обсуждалась, если не ошибаюсь, года три назад. Депутаты рассматривали просьбы людей, желающих получить такие паспорта, и восстановить гражданство СССР, но в итоге отказали им. В интернете есть видеозапись этого обсуждения – кому интересно, могут посмотреть. Опять же, здесь мы видим только эмоции. В российских регионах есть люди, которые до сих пор переживают распад Союза и, видимо, пытаются что-то сделать с этими чувствами: они выкладывают в интернете видео и рассказывают о юридических процедурах восстановления гражданства СССР.
Но пока сложно сказать, насколько все это повлияет на внешнюю политику нашего северного соседа. СНГ и ЕАЭС нельзя рассматривать как аналог СССР, несмотря на наличие многих схожих моментов. Политика РФ на постсоветском пространстве привела к плачевным для России результатам: пострадали ее имидж и статус, появилось сильное недоверие к ней. И хотя Казахстан продолжает сохранять дружественную тональность, все же видны попытки перейти на нейтральный характер отношений с РФ. Думаю, что это конструктивная позиция.
Трансформация отношений с постсоветскими странами дается Кремлю тяжело и болезненно, но она продолжится – это неизбежно. У России еще есть шанс сохранить в глазах тех бывших союзных республик, с которыми она пока не конфликтует, более или менее позитивный образ. И что касается, в частности, нашей страны, то руководство Казахстана не препятствует этому: оно дистанцируется аккуратно, уважая и учитывая «чувства» России, не провоцируя ее…
Замир Каражанов, политолог: «Это может стать инструментом давления на сопредельные страны»
- Наверное, ни для кого не является секретом, что сегодня Россия оспаривает статус державы. По версии Москвы, именно это обстоятельство стало причиной обострения её отношений с западными странами. Но является ли РФ державой? Из четырёх признаков, необходимых для обретения такого статуса, ей пока присущ только один – тот, что связан с военной мощью.
По оценкам экспертов (сам не берусь судить), она смогла восстановить боеспособность своей армии. С точки зрения военных расходов Россия сегодня входит в первую десятку государств мира. Но чтобы претендовать на глобальное лидерство, только сильной армии недостаточно. Политические цели, такие как модернизация Вооруженных сил или борьба за гегемонию, должны соизмеряться с экономическими возможностями. А здесь Россию поджидают проблемы.
Решить их, хотя бы частично, РФ пытается за счет привлечения в российское гражданство молодого трудоспособного населения. Владимир Путин высказывался за то, чтобы упростить порядок выдачи российских паспортов не только жителям непризнанных республик на территории Украины, но и выходцам из других постсоветских республик. Так что версия относительно паспортизации населения бывших союзных республик имеет право на существование. К тому же не будем забывать о госпрограмме по переселению в РФ соотечественников – она по духу близка к последним инициативам Кремля, которые, не исключено, коснутся и Казахстана. Конечно, наше законодательство исключает двойное гражданство, поэтому обладателям паспортов РФ придётся сдать казахстанские, но… Возможно, реакцией со стороны Нур-Султана станет ужесточение наказания за наличие второго паспорта, да и в целом казахстанским властям придется, что называется, постоянно держать руку на пульсе.
Дело в том, что при определенном стечении обстоятельств процесс, о котором идет речь, может стать миной замедленного действия. В политических кругах России время от времени звучат провокационные заявления, оспаривающие суверенитет бывших советских республик. К примеру, в мае в аналогичном духе высказался о Казахстане депутат Госдумы Жириновский. До этого российские СМИ критиковали внешнюю политику нашей страны. При этом они упустили из виду, что многовекторная политика РК является комфортной для России. Она носит совершенно бесконфликтный характер, направлена на укрепление доверия и сотрудничества. Очевидно, что за критикой в СМИ стояли не журналисты, а их кураторы. И в такой ситуации упрощённая процедура выдачи паспортов может стать в руках России инструментом давления на сопредельные страны. И в данном контексте назвать ЕАЭС гарантом сложно, тем более что в его рамках часто звучат предложения о создании наднациональных органов или введении общей валюты, против чего категорически выступают Казахстан и Беларусь. ЕАЭС может стать «подушкой безопасности» только в том случае, если сам будет придерживаться «красных флажков»: выстроит прагматичные отношения между странами-участницами, исключит политический аспект и сосредоточится сугубо на экономике, торговле.
Что же касается казахстанцев, которым будут интересны инициативы России, связанные с выдачей паспортов, то в первую очередь это та категория населения, которая планировала и планирует уехать из Казахстана. Сегодня количество желающих выехать на ПМЖ растёт, что связано с экономической обстановкой в нашей стране. Если три-пять лет назад лишь около 10 процентов опрошенных высказывали желание покинуть Казахстан, то сегодня таких значительно больше. Это видно и по миграционному оттоку. Если говорить о целях получения российского гражданства, то они связаны, прежде всего, с ухудшением материального положения, снижением качества жизни, доступа к качественному образованию и медицинскому обслуживанию.