Казахстан за последние годы значительно улучшил свои показатели в мировых рейтингах, отражающих уровень противодействия коррупции. В этом плане он уверенно опережает не только многие страны СНГ, но и некоторые экономически мощные государства.
На днях авторитетная международная рейтинговая компания PRS Group, расположенная в городе Сиракьюс (штат Нью-Йорк, США), представила рейтинг страновых рисков за первый квартал текущего года. В этом списке Казахстан расположился на 66-м месте среди 140 стран мира, набрав 69,8 балла. Для сравнения: в четвертом квартале 2018 года этот показатель составлял 69,5 балла.
В разрезе различных блоков ситуация выглядит следующим образом: по политическим рискам у Казахстана 65,5 балла (64,5 балла в 4 кв. 2018 г.), по экономическим – 38,0 балла (36,5) и по финансовым - 36,0 (38,0). Таким образом, в сравнении с прошлым годом республика продемонстрировала рост по два из трех блоков страновых рисков.
Как отмечают в Агентстве РК по делам госслужбы и противодействию коррупции, подобный прогресс в рейтинге стал возможным во многом благодаря улучшению показателя по коррупции, который является одним из компонентов политического риска. Он оценивается экспертами по шкале от 0 до 6, где 0 соответствует максимальному уровню коррупции, а 6 – минимальному.
«По этому показателю Казахстан по итогам 1 квартала текущего года получил 3 балла, вдвое улучшив свой показатель по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (1,5). Это лучший результат за все время нахождения Казахстана в данном рейтинге», - сообщили в Агентстве.
Интересно, что по данному показателю в рейтинге PRS Group Казахстан уверенно опережает все страны СНГ (Россия – 1,5 балла, Азербайджан – 1,5, Беларусь - 2, Армения – 2). Более того, на этот раз наша страна превзошла такие государства, как Бразилия (2), Сербия (2), Таиланд (2), Латвия (2,5), Греция (2,5), Малайзия (2,5), Турция (2,5), Индия (2,5). На одной строчке с Казахстаном расположились Италия, Польша, Венгрия, Чехия и Хорватия.
О том, что в борьбе с коррупцией Казахстан показывает неплохие результаты, свидетельствует еще одно авторитетное исследование - Индекс восприятия коррупции (ИВК), которое ежегодно составляет Transparency International на основе оценок мировых экспертов. Так, по итогам 2018 года Казахстан занял в нем 124 место из 180 вместе с такими странами, как Джибути, Габон, Мальдивы и Непал.
Лучшими странами, по версии ИВК-2018, стали Дания и Новая Зеландия с оценками 88 и 87 соответственно. Худшими — Сомали, Сирия и Южный Судан с оценками 10, 13 и 13 соответственно.
Как поясняют в Transparency International Kazakhstan, в индексе используется шкала от нуля до 100, где ноль - сильно коррумпированная страна, а 100 - свободная от коррупции. Что касается Казахстана, то, по оценкам мировых экспертов, он набрал 31 балл. Для сравнения: Кыргызстан – 29, Россия – 28, Азербайджан – 25, Таджикистан – 25, Узбекистан – 23, Туркменистан – 20. Выше в рейтинге – Украина – 32 балла, Молдова – 33, Армения – 35 и Беларусь – 44.
- В этом году Индекс восприятия коррупции отразил тревожную связь между коррупцией и состоянием демократии. На фоне всеобщего снижения стран в рейтинге ИВК и достаточно жесткую оценку состояния демократии Казахстану удалось сохранить закрепленные в предыдущем рейтинге позиции, - подчеркнули эксперты Transparency International Kazakhstan.
По их словам, рейтинг строился на девяти исследованиях. Эксперты пяти рейтинговых агентств положительно оценили усилия Казахстана по борьбе с коррупцией. Три рейтинговых агентства повысили оценку принимаемых им антикоррупционных мер. И только два – посчитали их недостаточными.
- В целом удержание Казахстаном своих позиций в рейтинге ИВК на фоне общемирового кризиса демократии и роста транснациональной и локальной коррупции свидетельствует о положительной динамике страны в противодействии коррупции. Мировым сообществом положительно оценивается деятельность Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции в вовлечении граждан по искоренению бытовой коррупции.
Успешными примерами гражданского участия можно обозначить деятельность Специальной мониторинговой группы, Общественного совета Алматы, - резюмировали эксперты Transparency International Kazakhstan.
Положительной оценки, на их взгляд, также заслуживает Министерство финансов, отреагировавшее анализом проблемных моментов и обозначившее работу по искоренению возможностей для коррупции на таможне в качестве приоритета на 2019 год. Кроме того, они отмечают возрастающую роль общественных объединений в изобличении коррупции. Так, одним из исследований, которое выявило многомиллиардные хищения на таможне, стала Белая книга «Таможенная коррупция: анализ товарооборота Казахстана», подготовленная экспертами Фонда Transparency Kazakhstan. По его результатам проблему коррупции на таможне взяли на контроль депутаты сената парламента.
- При этом надо отметить сложное финансовое положение местных неправительственных организаций, что ограничивает их возможности в проведении глубоких исследований, - говорят эксперты. - Независимым зарубежным специалистам для оценки влияния борьбы с коррупцией на состояние демократии требуется больше времени, чем один год, так как языковой и временной барьеры в получении данных не позволяют получать актуальную информацию своевременно. Даже когда страны решают проблемы коррупции сразу, иногда они получают худшие результаты в рейтинге восприятия коррупции. По крайней мере, на начальном этапе, когда выявляются коррупционные скандалы, факты давления на СМИ, недостаточная прозрачность деятельности правительства, национальных компаний, и тема коррупции начинает превалировать в общественном дискурсе.
Учитывая информационный и языковой барьеры в получении исследовательскими институтами информации о борьбе с коррупцией в Казахстане, эксперты Transparency International Kazakhstan прогнозируют, что при условии продолжения реализации нашей страной активных мер по снижению коррупции, усилению демократических институтов и верховенства права, повышению роли НПО в формировании гражданского общества, возможен рост ее позиций как в совокупных исследованиях, так и в Индексе восприятия коррупции.