7351 18-06-2016, 07:25

Всесильное вузовское лобби против здравого смысла

Выпускники казахстанских школ уже сдали ЕНТ, и совсем скоро начнется зачисление в университеты. А значит, самое время поговорить о проблемах высшего образования в стране. И прежде всего об избыточном количестве вузов и студентов, что крайне отрицательно сказывается на качестве подготовки молодых специалистов, приводит к серьезным диспропорциям на рынке труда и создает немало других социально-экономических сложностей.

С дипломом, но без работы

Мы все хорошо помним, как несколько лет назад тогдашний министр образования и науки РК Бакытжан Жумагулов затеял оптимизацию вузов, пообещав сократить их количество (лишив лицензий наиболее одиозные университеты, объединив мелкие и т.д.) в полтора раза – с 149 до 100. Это касалось в основном коммерческих учебных заведений, но могло затронуть и некоторые государственные. "В итоге в ближайшие два года общее число вузов в стране станет около сотни. Это позволит нам выйти на принятый в развитых странах показатель числа вузов по отношению к населению. В большинстве регионов Казахстана будет по одному государственному и одному крупному частному вузу",- заявил тогда глава МОН.

С той поры прошло уже даже не два года, а больше трех лет, и что мы видим сегодня? После сокращения количества вузов до 136 (еще при Жумагулове) движение в этом направлении, можно сказать, прекратилось, и ни при его преемнике Аслане Саринжипове, ни при нынешнем министре Ерлане Сагадиеве эта тема развития не получила.

Тут есть несколько причин. Первая – мощное сопротивление со стороны вузовского лобби (хозяевами коммерческих университетов являются очень влиятельные люди). Вторая – поддержка этого лобби частью общественности, которая почему-то уверена в том, что чем больше казахстанцев получит дипломы, пусть даже не подкрепленные соответствующими знаниями, тем лучше. И наконец, третья, главная – отсутствие у правительства политической воли.

Ежегодно в нашей стране свыше ста тысяч молодых людей заканчивают вузы. Куда они трудоустраиваются, насколько востребованы – большой вопрос. По всей видимости, более или менее полная и регулярная статистика на сей счет в Казахстане отсутствует. Во всяком случае, найти ее в открытом доступе невозможно. Поэтому приходится довольствоваться отрывочными сведениями за разные годы и на основе их анализа делать какие-то выводы.

Например, на официальном сайте МОН есть два объемных документа – Национальный сборник «Система образования РК» (2014 г.) и «Национальный доклад о состоянии  и развитии системы образования РК». В первом очень много таблиц, диаграмм, а во втором – текстового аналитическогого материала (почти на 300 страниц!), но ответа на поставленный выше вопрос нет. Правда, удалось обнаружить такие данные: в 2012-м количество выпускников вузов, обучавшихся по госзаказу, составило  27.939, из них трудоустроились 23.768, в том числе по полученной специальности – 18.172, или 65 процентов.

Заметьте: речь идет о тех, кто ранее прошел через сито отбора по итогам ЕНТ, затем, уже в студенческие годы, старался хорошо учиться, чтобы не лишиться завоеванного гранта. То есть это, можно сказать, лучшие выпускники вузов. А среди тех, кто учился на платной, или так называемой коммерческой, основе, процент трудоустроенных должен быть гораздо ниже. Кроме того, нужно иметь в виду, что «платников», как минимум, вдвое больше, чем «грантников».  

В одном из последних номеров российского журнала  «Alma mater. Вестник высшей школы» размещена статья специалиста АО «Информационно-аналитический центр» (Казахстан), и в ней приводятся просто убийственные цифры: «Из общего числа выпускников вузов 2014 года, принятых на работу (47 331чел.) в первый год после окончания вуза, только 12% (5 595 чел.) устроились по специальности». А если считать не от числа трудоустроенных, а от общего количества выпускников, которых было вдвое  больше, то конечная цифра будет на уровне лишь 6%.

Как видим, данные АО ИАЦ сильно разнятся с теми, что приведены в документах МОН. Скорее всего, истина лежит где-то посередине. И если взять средние значения, то получится, что работать по специальности идут от силы 20 процентов выпускников вузов.

Самообман и показуха

Такую крайне удручающую статистику кое-кто объясняет тем, что потенциальные работодатели сегодня неохотно берут на работу молодежь с отсутствием практического опыта. Но почему не берут? Наверное, в том числе (а, возможно, и прежде всего) потому, что  многократно убеждались в очень низком качестве подготовки будущих специалистов в подавляющем большинстве отечественных вузов.

Известный принцип «тяжело в учении – легко в бою» полностью применим и к нашему случаю. Чем труднее учиться, чем жестче требования преподавателей, чем сложнее сдать экзамены, тем обычно выше вероятность того, что это серьезный вуз и что его студенты получат необходимые знания, будут конкурентоспособными на рынке труда. И, соответственно, наоборот.

Во второй половине «нулевых» годов у меня была возможность наблюдать за двумя юными родственницами из провинции, одна из которых училась в КазНУ имени аль-Фараби, а другая – в КИМЭП (они временами жили у нас дома). У обеих схожие специальности, примерно одинаковые  способности к учебе. Но если первую трудно было застать за учебниками, и при этом она умудрялась закрывать сессии без «хвостов», то вторая, даже проявляя гораздо большее усердие, то и дело получала «ритейки» (необходимость заново пройти курс по тому или иному предмету и пересдать экзамены). А заодно вгоняла своих родителей в дополнительные расходы на обучение.   

Если даже в КазНУ, который позиционируется как флагман среди казахстанских университетов, учиться так легко, то что говорить о десятках частных вузов? Ведь во многих из них можно ходить на занятия лишь время от времени и за энную сумму «разводить» сессию. Фактически это дискредитация системы высшего образования.   

Сегодня количество вузов в нашей республике в два с половиной раза больше, чем в советские годы (136 против 55), а общая численность студентов в расчете на десять тысяч населения возросла почти вдвое (340, по данным двухлетней давности, против 172). Да,  существует мировая тенденция, связанная с ростом востребованности интеллектуального труда, но не в два же раза.

Почему избыточное количество вузов и студентов – это плохо?

Рассмотрим два варианта: при первом в университеты поступают 30 процентов выпускников школ, как в советское время,  а при втором – 60, как сейчас. Понятно, что  во втором случае отбор студентов будет гораздо менее жестким и соответственно намного менее качественным, что неминуемо отразится и на качестве будущих специалистов. Спрашивается, какой смысл  принимать в вузы тех, кто в школе не показал определенных способностей, не проявил тяги к знаниям и на ЕНТ еле-еле преодолел пороговый уровень? Это во-первых.

Во-вторых, чем больше студентов, тем больше требуется квалифицированных педагогов – а где их взять? То есть резко падает качество преподавания.

В-третьих, рынок труда не может принять избыточное количество выпускников вузов – для них просто нет вакансий. Например, людей с дипломами юристов, менеджеров, экономистов в нашей стране хватит на двести лет вперед, но университеты продолжают плодить их прежними темпами. 

Возникает резонный вопрос: а не является ли сложившаяся в нашей стране система высшего образования большим обманом и показухой? Вузы делают вид, что готовят специалистов, студенчество – что получает знания и профессию, с которой свяжет свою дальнейшую  судьбу,  государство – что все движется своим чередом (реформы, Болонский процесс и все такое прочее).

При этом вузы не несут никакой ответственности ни за качество обучения, ни тем более за трудоустройство выпускников; студенты теряют лучшие четыре года своей жизни (а очень многие еще и миллионы тенге) на получение образования, которое им вряд ли пригодится в будущей жизни; государство рискует получить огромную армию безработных с дипломами.

Страна «белых воротничков»

Согласно данным, которые содержатся в упомянутом выше Национальном сборнике МОН, за период с 2007-го по 2013-й количество казахстанцев с высшим и незаконченным высшим образованием увеличилось более чем в полтора раза – с 1,8 до 3,1 миллиона. Число выпускников колледжей (раньше это называлось средним специальным образованием) тоже возросло – с 2,2 до 2,9 миллиона. Причем об уровне знаний многих из них можно судить по такому факту. В 2012-м по инициативе все того же Жумагулова выпускникам колледжей было отказано в автоматическом зачислении в вузы, как было до этого, и им, чтобы поступить, пришлось проходить комплексное тестирование (аналог ЕНТ). Так вот, пороговый уровень в 50 баллов смог преодолеть лишь каждый четвертый из них.

Казахстанцев же с начальным профессиональным образованием, то есть освоивших рабочие специальности, за указанный период (шесть лет) стало почти в полтора раза меньше – их количество сократилось с 950 тысяч до 676 тысяч.

Если такая тенденция сохранится, то в Казахстане скоро вообще некому будет работать руками. Неужели кто-то всерьез думает, что наша страна станет настолько инновационной, что всех рабочих на производстве, в строительстве, сфере услуг и т.д. заменят роботы? А самое главное – куда мы денем миллионы «белых воротничков»? Тем более в условиях кризиса, который грозит затянуться надолго. Ведь это в подавляющем большинстве своем «гуманитарии», тогда как «технарей» (так называемых ИТР), тем более квалифицированных, среди них крайне мало.

Пару лет назад автор этих строк написал для Central Asia Monitor статью на аналогичную тему. Обычно парламентарии редко реагируют на такие публикации, но тогда позвонили сразу двое – бывший сенатор Бакберген Досманбетов и на тот момент действующий мажилисмен Валихан Бишимбаев, бывший ректор ЮКГУ и отец нынешнего министра экономики. Правда, первый позвонил лишь затем, чтобы выразить недовольство по поводу критики в адрес принадлежащего ему частного университета «Болашак» в Кызылорде. А вот второй поблагодарил за статью, сообщил, что тема переизбытка вузов и студентов будет рассматриваться в мажилисе, и пообещал держать редакцию в курсе. Но, судя по всему, руки у депутатов до нее так и не дошли. А, может, просто духу не хватило.

Тем временем многие вузы в Казахстане продолжают делать очень доходный для себя бизнес фактически на судьбах молодых людей. И пока государство будет спокойно взирать на это, деградация системы высшего образования в стране продолжится.

Пора наконец-то понять, что, отдав эту жизненно важную сферу на откуп рыночной стихии, мы совершили огромную ошибку. Да, элементы коммерции здесь могут присутствовать, но главным игроком все же должно быть государство, которое обязано,  исходя из прогнозов социально-экономического развития РК на обозримую перспективу, регулировать количество вузов, их специализацию и численность студентов.  

Как регулировать? Инструментов много – это и лицензирование высших учебных заведений с ужесточением требований к ним, и внесение корректив в систему госзаказа (образовательные гранты), и изменение пороговых значений ЕНТ с одновременным усложнением тестовых заданий, и повышение  минимальной стоимости обучения в вузе. И т.д. Если будет политическая воля, то все остальное приложится….

 

Тут была мобильная реклама Тут была реклама

Комментарии