ПОНЕДЕЛЬНИК, 27 ЯНВАРЯ 2020 ГОДА
2125 30-11-2015, 09:17

Дешевая нефть требует денег работодателей


Прошлогоднее поручение главы государства, данное им в послании народу Казахстана, изучить вопрос о введении обязательного медицинского страхования с переходом к солидарной ответственности государства, работодателя и работника за его здоровье, приобрело свой юридически оформленный вид в соответствующем законе, подписанном в Акорде на днях.

Вторая попытка была неизбежной

Напомним, что весной этого года в материале «ФОМС-2 или стоит ли Казахстану дважды входить в одну и ту же реку?» говорилось о том, что в отечественных реалиях очередная попытка создания такой системы является весьма рискованным проектом с высокой вероятностью его финансового банкротства. Основные причины, препятствующие деятельности ОМС, известны давно. В первую очередь это нежелание работодателей платить дополнительные взносы в эту систему, после того, как государство обязало их перечислять еще и 5% за работников в условно-накопительную систему, а также огромное количество так называемых самозанятых граждан, работающих в «теневой» экономике и не делающих никаких отчислений в накопительную пенсионную систему, не говоря уже об уплате налогов.

Кроме того, мы рассказывали весной читателям со ссылкой на выступление в Алматы Анны Вольт, генерального директора компании «WP German Med CARE», о значительных трудностях, с которыми столкнулась сейчас уникальная и высокоэффективная система ОМС Германии. Там из-за старения населения снижается число плательщиков страховых взносов при росте стоимости лечения, что грозит в итоге превышением затрат на функционирование этой системы над поступлениями в нее и последующим банкротством.

Напомним и о неудачной попытке запуска системы ОМС в нашей стране в 90-х годах прошлого века, завершившейся ее крахом. Тогда аккумулированные в фонде ОМС средства исчезли с банковских счетов, а руководитель этой организации – Талапкер Иманбаев – подался в бега, оказавшись в итоге в США. Казахстанское правосудие признало его заочно в хищении крупных средств ФОМСа, приговорив к 9-ти годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима с конфискацией имущества, а ФОМС был упразднен. В прошлом году после долгого молчания г-н Иманбаев дал интервью интернет-порталу Forbes.kz, обвинив в развале ФОМС покойного зятя президента Рахата Алиева.

По мнению г-на Иманбаева, тогдашняя система ОМС функционировала успешно, хищений в ней не было, финансовый механизм был прозрачным и понятным как для застрахованных в ней работников, так и врачам, работодателям и контрольным органам.

Сам он утверждает, что тогдашняя реформа была наиболее социально ориентированной и защитила право граждан на качественное медицинское обслуживание «без вытягивания денег из карманов населения». После краха ФОМС произошел возврат к распределительной системе. Почему спустя много лет власти Казахстана вновь решили попытаться внедрить систему ОМС, гадать не приходится, - как и в «лихих» 90-х, цены на нефть низки, а казна не может нести прежние расходы на здравоохранение.

Знакомая схема

Как бы то ни было, 16 ноября президент Казахстана поставил свою подпись под законом «Об обязательном социальном медицинском страховании» за номером № 405-V ЗРК, вступающим в действие с 1 марта следующего года. Исключение составили три его статьи - 5, 6 и 7-я, которые приобретут юридическую силу с 1 июля 2017 года. Статья 5 называется «Право на медицинскую помощь в системе обязательного социального медицинского страхования», 6-я – «Право выбора организации здравоохранения в системе обязательного социального медицинского страхования», а 7-я – «Медицинская помощь в системе обязательного социального медицинского страхования». Из этого легко понять, что в полном объеме система ОМС, точнее, ОСМС согласно новому закону, начнет работать не ранее, чем через полтора года.

Схема новой системы не особо отличается от механизма ФОМС, использовавшегося в 90-х годах. Плательщики отчислений и взносов в фонд социального медицинского страхования ФСМС должны переводить за счет собственных средств деньги в эту некоммерческую организацию. Далее ФСМС за счет аккумулированных отчислений осуществляет закуп и оплату услуг субъектов здравоохранения, которые оказывают затем населению медицинскую помощь в объемах и на условиях, предусмотренных договором. Кстати, такими субъектами могут выступать не только организации здравоохранения, но и физические лица, занимающиеся частной медицинской практикой и фармацевтической деятельностью.

Под стажем участия в этой системе понимается период, за который осуществлялась уплата отчислений и (или) взносов. Срок страхования определен как период, в течение которого сохраняется право на получение медицинской помощи в системе ОСМС при перерыве стажа участия. Гражданам, за которых не поступили отчисления и (или) взносы в ФСМС, либо которые не уплатили взносы в фонд, предоставляется гарантированный объем бесплатной медицинской помощи в соответствии с Кодексом «О здоровье народа и системе здравоохранения».

Статус ФСМС определен как акционерное общество, единственным учредителем и акционером которого является правительство. Активы фонда, помимо оплаты расходов и мероприятий по оказанию медицинской помощи в системе ОСМС, могут размещаться в финансовые инструменты по перечню, определяемому правительством. Примечательно, что по закону активы фонда не могут быть предметом залога, взысканы по требованию кредиторов, предметом ареста или иного обременения имущества, взысканы инкассовым распоряжением по обязательствам фонда и третьих лиц, переданы в доверительное управление (исключение составляет только Нацбанк) и выступать предметом обеспечения исполнения не выполненного в срок налогового обязательства.

Зарабатывать ФСМС будет за счет комиссионного вознаграждения, получаемого от активов фонда. Предельная величина процентной ставки этого вознаграждения по закону ежегодно устанавливается правительством. Инвестиционная деятельность ФСМС осуществляется на основании договора доверительного управления с Нацбанком. При этом на последний возлагается обязанность вести учет всех операций по аккумулированию и размещению активов ФСМС, получению инвестиционного дохода и ежеквартальному предоставлению отчета о состоянии счетов и инвестиционной деятельности в соответствии с заключенным договором доверительного управления. А так как примерно такой же схеме Нацбанк управляет инвестиционным портфелем «ЕНПФ», то получается, что на фондовый рынок выйдет еще один солидный институциональный инвестор.

Право на медицинскую помощь в системе ОСМС предоставляется далеко не всем. По закону, оно охватывает граждан, за которых осуществлялась уплата отчислений и (или) взносов не менее двух месяцев за последние 12 календарных месяцев, предшествующих обращению за медицинской помощью в этой системе. Но при этом в статье 40 «Переходные положения» устанавливается, что с 1 января 2018 года срок уплаты отчислений и (или) взносов определен не менее 6 месяцев.

Следующая группа – те, кто обучался по очной форме обучения в организациях технического и профессионального, послесреднего, высшего образования, а также организациях послевузовского образования в форме резидентуры до истечения 12 календарных месяцев, следующих за годом, в котором завершено обучение.

Третья группа - граждане, освобожденные от уплаты взносов в ФСМС в соответствии с пунктом 4 статьи 28. А таковых гораздо больше, чем работающих соотечественников, так как сюда отнесены дети, многодетные матери, награжденные подвесками "Алтын алқа", "Күміс алқа" или получившие ранее звание "Мать-героиня", а также награжденные орденами "Материнская слава" I и II степени, участники и инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды, лица, зарегистрированные в качестве безработных, лица, обучающиеся и воспитывающиеся в интернатных организациях, лица, обучающиеся по очной форме обучения в организациях технического и профессионального, послесреднего, высшего образования, а также послевузовского образования в форме резидентуры, лица, находящиеся в отпусках в связи с рождением ребенка (детей), усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей), по уходу за ребенком (детьми) до достижения им (ими) возраста трех лет, неработающие беременные женщины, а также неработающие лица, фактически воспитывающие ребенка (детей) до достижения им (ими) возраста трех лет, пенсионеры, военнослужащие, сотрудники специальных государственных органов, сотрудники правоохранительных органов, лица, отбывающие наказание по приговору суда в учреждениях уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы (за исключением учреждений минимальной безопасности), и лица, содержащиеся в изоляторах временного содержания и следственных изоляторах.

Кстати, иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Казахстана, а также оралманы, пользуются правами и несут обязанности в системе ОСМС наравне с гражданами нашей страны.

На кону – сотни миллиардов

Перейдем теперь к финансовому механизму ОСМС. В статье 14 в качестве плательщиков отчислений определены работодатели, включая иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность в Казахстане через постоянное учреждение, а также филиалы, представительства иностранных юридических лиц. Плательщиками взносов являются государство, работники, индивидуальные предприниматели, частные нотариусы, частные судебные исполнители, адвокаты, профессиональные медиаторы и физические лица, получающие доходы по договорам гражданско-правового характера. При этом иностранцы и лица без гражданства, за исключением лиц, постоянно проживающих на территории Казахстана, и оралманы не являются плательщиками взносов.

Работодатели и налоговые агенты обязаны уведомлять работников и физических лиц, получающих доходы по договорам гражданско-правового характера, о произведенных ежемесячных отчислениях, а также удержанных и перечисленных взносах. Учет отчисления и взносов на базе индивидуальных идентификационных номеров будет вести недавно созданная Государственная корпорация «Правительство для граждан», она же обязана в течение трех банковских дней перечислить эти средства в ФСМС.

Взносы государства в систему ОСМС определены в виде процентной ставки от среднемесячной заработной платы, предшествующей двум годам текущего финансового года, которую определяет официальная статистика. С 1 июля 2017 года эта ставка составит 4%, с 1 января 2018 года поднимется до 5%, с 1 января 2023 года – до 6%, а с 1 января 2024 года – до 7%.

Отчисления работодателей, подлежащие уплате в ФСМС, привязаны к их расходам, выплачиваемым работникам в виде доходов. Здесь ставка с 1 января 2017 года определена законом в 2%, с 1 января 2018 года – 3%, с 1 января 2019 года – 4%, а с 1 января 2020 года – в 5%. Если исходить в качестве ориентира из размеров фонда заработной платы, составившего в целом по стране по итогам прошлого года 5 трлн. 191,1 млрд. тенге, то получаются весьма солидные поступления в ФСМС уже в 2017 году. Ведь 2% от указанной величины дают почти 104 млрд. тенге, а 5% дают 260 млрд. тенге! Между тем, размер фонда заработной платы не стоит на месте – в этом году согласно подсчетам статистиков, прирост составил за 9 месяцев 5,7% до 4 трлн. 4,1 млрд. тенге.

Взносы работников с 1 января 2019 года установлены в размере 1% от объекта исчисления взносов, с 1 января 2020 года – 2%. Индивидуальным предпринимателям, частным нотариусам, частным судебным исполнителям, адвокатам, профессиональным медиаторам и физическим лицам, получающим доходы по договорам гражданско-правового характера, платить в ФСМС придется сначала 2% от доходов с 1 января 2017 года. Через год эта ставка поднимется до 3%, с 1 января 2019 года – до 5%, а с 1 января 2020 года – до 7%.

Ежемесячный доход, принимаемый для исчисления отчислений и (или) взносов, не должен превышать 15-кратный размер минимальной заработной платы, установленной на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете. В случае, если объект исчисления отчислений и (или) взносов за календарный месяц окажется менее МРП, то за основу берется один МРП.

На работодателей возлагается ответственность за предоставление декларации по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу, в которой отражаются сведения по начисленным отчислениям и (или) взносам. Кроме того, они обязаны ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным, предоставлять своим работникам сведения об исчисленных (удержанных) и перечисленных отчислениях и (или) взносах.

Тулеген Аскаров

Комментарии