В канун президентских выборов вновь был поднят вопрос о возможном возвращении казахстанского экс-премьера Акежана Кажегельдина на родину. Информационным поводом стала беседа журналистов информационного агентства КазТАГ с анонимным источником в партии "Нур Отан". Несмотря на то, что подобные предположения больше напоминают звучание заезженной пластинки, мы все же попытались в очередной раз расставить акценты в этом вопросе.
Разговоры о возвращении Акежана Кажегельдина на родину ведутся с разной степенью постоянства и интенсивности, начиная с 2008 года, когда бывший премьер-министр расстался с образом жесткого критика казахстанской власти и предстал в роли политика, понимающего и ценящего важность компромиссов. Свое обновленное лицо он тогда продемонстрировал в знаменитом интервью радио "Азаттык", в частности, заявив: "Политики должны признаваться в своих ошибках, ведь жизнь не кончается завтра. Не может быть, чтобы политики Казахстана, тем более казахи, могут быть друг другу вечными врагами. Мы не враги друг другу, мы не враги своего народа. Мы, может, и были противниками, мы спорили много, но врагами не стали - я так верю в это".
Именно тогда, в 2008 году, Акежан Магжанович тонко намекнул на вероятность своего возвращения в Казахстан, на некие переговоры, ведущиеся, якобы, несколько лет. Но, даже назвав имена переговорщиков, до конца карты не раскрыл. Максимум, что от него можно было услышать, это следующее: "Я хочу вернуться в свою страну. Я знаю, что могу много полезного сделать для своей страны, особенно это было бы уместно сейчас, когда страна попала в трудное экономическое положение. Вот в таком контексте время от времени контакты и переговоры происходят. Посмотрим, чем они завершатся. Мне больше нечего к этому добавить".
Конечно же, одного желания вернуться на родину мало. Во-первых, есть заочное решение казахстанского суда, признавшего Кажегельдина виновным в ряде преступлений и приговорившего его к 10 годам лишения свободы. Просто так взять и перечеркнуть этот факт не получится. Для этого нужны юридические обоснования. Конечно, политическая воля власти - мощная сила, и вполне может статься, что она своим напором разрешит каким-то образом эту проблему, но опять же эта политическая воля пока существует только в нашем воображении.
Кроме того, никто из представителей политического бомонда страны, а уж тем более Лидер нации, никогда не давали наблюдателям повода считать, что они допускают такую вероятность. Да и вряд ли получится, даже при наличии у власти стойкого желания, "красиво" сделать Кажегельдина невиновным - в любом случае даже не камень, а самый натуральный булыжник полетит в ее собственный огород. А, как говорится, на фига козе баян, тем более в преддверии непростого для Казахстана времени смены политических элит.
С другой стороны, если бы Акежан Магжанович каким-то фантастическим образом приземлился на казахстанском политическом поле, то, безусловно, это было бы скорее плюсом, чем минусом.
Во-первых, "Акела" явно постарел, и "юношеские", поистине максималистские амбиции уже отошли на второй план, о чем свидетельствуют его интервью и высказывания последнего времени. Очевидно, что у Акежана Магжановича происходит трансформация сознания от "Я" к "Мы", и именно в эту пору политической зрелости он мог бы многое сделать для своей страны. Да, к нему можно относиться по-разному. Обвинять его в грабительской приватизации, приходе машкевичей, миталлов и прочих на казахстанскую землю. Но если быть до конца честными, то, как бы мы ни относились к политике, которую Кажегельдин проводил на посту премьер-министра, следует признать, что она на самом деле вытащила Казахстан за уши из пучины 1990-х. И поэтому в связи с угрозой очередного мирового экономического кризиса "мозги" Кажегельдина могли бы принести пользу стране.
Во-вторых, его возвращение и участие в общественной жизни Казахстана принесли бы плюсики в зачетку наших властей по предмету "демократия". После бегства Алиева, Аблязова, Храпунова и иже с ними, а также их заявлений о политических преследованиях на родине мнения наших международных партнеров относительно "плюрализма" в Казахстане разделились, и, вернув Кажегельдина в родные пенаты, мы бы обернули часть наших противников и сомневающихся в число сторонников. Но опять же это все гипотетические размышления. Здесь набирается столько "если", что выстраивать какие-либо комбинации, рассматривать плюсы и минусы - все равно что гадать на любовь по ромашке. Логика логикой, но жизнь очень часто не поддается ее законам. Оказался же не удел такой выдающийся экономист, как Галымжан Жакиянов, который первым заговорил о приходе в Казахстан "голландской болезни" - еще задолго до буйства этого "вируса". С юридической точки зрения к нему нет никаких вопросов, а поди ж ты…
Впрочем, не будем растекаться мыслью по древу и предоставим слово экспертам, которых мы попросили ответить на следующие вопросы: С чем вы связываете появление информации о возвращении Акежана Кажегельдина именно в канун выборов президента? Каковы, на ваш взгляд, шансы на его возвращение? Какова юридическая подоплека этого вопроса, и как можно решить проблему? Какие существуют риски в случае возможного возвращения Кажегельдина в Казахстан как для него самого, так и для власти? Какую пользу и в каком качестве он мог бы принести стране?
Артур Нигметов, политолог, директор Центра медийных технологий:
- В кулуарах власти давно обсуждается вероятность возвращения Акежана Кажегельдина. Дело в том, что он уже не оппонирует казахским властям. В его последних публикациях и интервью я часто замечаю много конструктивных идей и предложений касательно экономических реформ в Казахстане. Им же была озвучена идея о возможных механизмах возвращения в страну денег и иных активов, которые были выведены за рубеж незаконным путем. По некоторым данным, Акежан Магжанович эффективно сотрудничал с казахскими властями в рамках следственных мероприятий по уголовным делам в отношении лиц, которые совершили в Казахстане тяжкие преступления и нашли прибежище в Европе. Поэтому можно смело предположить, что экс-премьер получил индульгенцию за все свои прошлые "ошибки". В связи с этим слухи о том, что он вернется в Казахстан, в скором времени могут подтвердиться.
Что касается юридических моментов, то, я думаю, здесь проблем не должно возникнуть. Если на его comeback есть соответствующая политическая воля, то все юридические коллизии будут преодолены. Важным условием возвращения Кажегельдина в Казахстан могут стать его личные гарантии относительно того, что он здесь не будет заниматься политической деятельностью. Я считаю, что власти могут предъявить ему именно такое условие. Думаю, Акежан Магжанович и не планирует заниматься политикой.
Обладая колоссальным управленческим опытом, он мог бы быть весьма полезным в вопросах эффективной реализации различных экономических программ развития. Не думаю, что Кажегельдин займет какую-либо официальную должность. Его могут пригласить, например, на роль внештатного советника президента РК по экономической реформе. Или, скажем, в свете инициативы главы государства, касающейся пяти институциональных реформ, Кажегельдин вполне мог бы возглавить создаваемую специальную комиссию по реализации экономических преобразований. Это было бы вполне логично. Плюс ко всему Акежан Магжанович имеет очень серьезные связи в политической и бизнес-элите западных стран и государств Юго-восточной Азии. Он мог бы стать отличным лоббистом интересов Казахстана во внешнеторговых отношениях.
Канат Нуров, президент научно-образовательного фонда "Аспандау":
- Полагаю, что это утка, непроверенная информация. Или же намеренная дезинформация с целью продемонстрировать уверенность правительства в себе или установить с Кажегельдиным контакт для возврата на Родину, так сказать, под контроль... Но шансы на его возвращение мизерные. Во-первых, юридически этот вопрос неразрешим. Придется отменять вынесенный Кажегельдину обвинительный приговор, а это уже слишком явная фальсификация. Либо будет, либо была. Во-вторых, для самого Акежана Магжановича это очень большой риск, даже если он будет полностью лоялен и просто хочет умереть на Родине… А для власти, неважно какой, он может быть очень опасен, даже без должности в правительстве. Соответственно он не сможет принести никакой пользы без общественной должности.