6655 31-03-2015, 09:49

Сто дней президента ФФК Ерлана Кожагапанова: деклараций много, конкретики мало

В пятницу, 3 апреля, истекут первые сто дней президентства Ерлана Кожагапанова в самой крупной и богатой спортивной федерации Казахстана – футбольной (ФФК). И как будто специально подгадав под эту дату, к которой принято подводить промежуточные итоги, исполком ФФК назначил на 3 апреля конференцию, являющуюся высшим органом управления федерацией. Мы не можем знать, какую оценку дадут ее делегаты первым шагам нового президента (да и вообще, прозвучит ли такая оценка?), поэтому решили сами порассуждать на эту тему.

 

Повторение пройденного
Надо сказать, что на протяжении этих ста дней Кожагапанов был весьма активен и заметен. Он успел посидеть рядом с главой государства на стадионе «Астана-Арена» во время матча за Суперкубок РК, пообщаться с президентом УЕФА Мишелем Платини, побывать в ряде регионов, дать большое количество интервью, в том числе иностранным СМИ, встретиться в турецкой Анталье с ведущими футболистами страны, а в Алматы – со спортивными журналистами.
Последнее из упомянутых событий заслуживает отдельного разговора, поскольку в ходе этой встречи, продолжавшейся примерно три часа (из них в общей сложности почти два с половиной говорил сам Ерлан Тохтарханович), глава федерации изложил свое видение того, куда и как должен двигаться казахстанский футбол. Кое-где, в том числе и на официальном сайте ФФК, это даже назвали «программным заявлением».
Как и любой журналист, я привык во время таких бесед записывать наиболее интересные мысли и предложения главного «спикера». Однако на сей раз мне даже не пришлось раскрывать свой блокнот, поскольку ничего нового я, к сожалению, не услышал. Кожагапанов все это время говорил то же самое, что и предыдущее руководство ФФК семь лет назад, когда оно только-только пришло в федерацию. Но говорил так, будто делал революционные открытия. Это лишний раз выдавало в нем человека, который прежде не интересовался проблемами казахстанского футбола и был очень далек от них. Вовсе не собираюсь педалировать тему его неосведомленности (рано или поздно он войдет в курс дела), но полагаю, что хотя бы ознакомиться с основными футбольными и околофутбольными событиями недавнего прошлого ему, наверное, следовало. Благо в Интернете публикаций такого рода очень много, да и пресс-служба, которая могла бы сделать необходимую подборку материалов, всегда у него под рукой.
В частности, Кожагапанов пообещал поймать за руку и сурово наказать хотя бы одного нечестного арбитра, чтобы другим неповадно было. Под словом «сурово» подразумевалось «отобрать лицензию или, как минимум, перевести из премьер-лиги в первую лигу». Но ведь это мы уже проходили. Вспомните, как в конце 2007-го, спустя несколько месяцев после избрания президентом ФФК Адильбека Джаксыбекова, были пожизненно дисквалифицированы сразу четверо судей. В 2012-м такой же санкции подвергся Сергей Пасько. А угроза, аналогичная кожагапановской, но с обещанием более жесткой кары, прозвучала еще весной 2009-го из уст тогдашнего генсека ФФК Саяна Хамитжанова (могу засвидетельствовать это как участник той его встречи с судейским корпусом). Но ни устрашающие заявления футбольных властей, ни печальная судьба коллег почему-то не подвигли казахстанских арбитров на то, чтобы судить честно и объективно – в противном случае эта тема не поднималась бы снова. Может, дело не только и не столько в судьях, сколько в тех, кто «кукловодит» сверху, в том числе из самой ФФК?
То же самое касается другого зла отечественного футбола – так называемых договорных матчей. С ними при Джаксыбекове тоже вроде бы боролись, устраивали показательные порки, снимали отдельные команды с чемпионата («Экибастузец» в 2007-м, «Восток» в 2008-м). Но руководители клубов быстро приспособились находить лазейки, чтобы «расписать» нужные им результаты и при этом остаться как бы вне подозрений. Да и сама ФФК вдруг решила продемонстрировать всем, что ее «неустанная борьба с язвами футбола» приносит плоды. И в последние годы она на всех углах стала кричать о том, что у нас самый честный чемпионат, что разговоры о якобы существующих договорных матчах ведутся злостными клеветниками. Вот что говорил, в частности, вице-президент ФФК Михаил Гурман: «Отдельные казахстанские журналисты, такие, как например, некто Женис Байхожа, пытаются найти негатив там, где его нет, рассуждая со страниц СМИ о договорных матчах, не имея на то ни малейшего повода…. Поверьте, в структуре, которой руководит Адильбек Джаксыбеков, коррупция невозможна в принципе!». А теперь Кожагапанов утверждает, что коррупция все-таки существует, причем проблема эта стоит очень остро. Неужели он готов подвергнуть ревизии достижения своего предшественника и патрона (напомним, что нынешний президент ФФК является протеже лично Джаксыбекова)? Или же просто не удосужился прочитать те интервью, в которых прежние руководители федерации заявляли о своей полной и окончательной победе над коррупцией?

 

Систему надо менять…
Написанное выше вовсе не означает, что команде, пришедшей сегодня в ФФК, не стоит бороться с предвзятым судейством и договорными матчами. Делать это обязательно надо, но обстоятельно изучив опыт, в том числе и негативный, предыдущего менеджмента федерации, дабы не наступать в очередной раз на те же грабли. Кстати, помнится, Хамитжанов как-то пообещал, что к борьбе с дельцами от футбола будут привлечены правоохранительные органы с их возможностями в плане проведения оперативных мероприятий (слежка, прослушка и т.д., как это делается в Италии, Турции и других странах) и что с ними уже достигнута соответствующая договоренность. Но затем все дружно об этом забыли.
А вообще, для устранения подобных негативных явлений, прежде всего, необходимо организовать проведение чемпионата Казахстана таким образом, чтобы на него не могли оказывать влияние люди с властными полномочиями, то есть сами функционеры ФФК с их симпатиями и антипатиями, личными интересами (возможно, корыстными), завязанными на тех или иных футбольных клубах. Иными словами, пора передать ответственность за организацию чемпионата отдельной и самостоятельной структуре, в которой все основные вопросы будут решать – на паритетной основе – представители клубов. Да, при ФФК создали Профессиональную футбольную лигу (ПФЛ), а совсем недавно, уже после прихода Кожагапанова, значительно увеличили ее штат, однако она как была чисто декоративной, так и осталась.
Примерно месяц назад, беседуя с генеральным менеджером ФФК Аскаром Уранхаевым, я затронул тему создания полноценной ПФЛ. Он ответил в том смысле, что это может привести к потере управляемости клубами. Полагаю, под «потерей управляемости» мой собеседник имел в виду вовсе не то, о чем, возможно, подумали наиболее ярые критики федерации. Скорее всего, он говорил о другом риске – о том, что в случае автономного существования ПФЛ ее участники, то есть клубы, почувствуют себя свободными от обязательств перед ФФК. Соответственно, последней сложно будет спрашивать с них за развитие детско-юношеского футбола, воспитание резерва, подготовку игроков для сборных команд Казахстана и т.д.
Но стоит ли этого бояться? Ведь передавая ПФЛ полномочия по проведению чемпионата, федерация может (и даже обязана) предварительно оговорить все подобные моменты, внести их в регламенты, в положения о лицензировании и сертификации, в другие документы. Там должно быть предусмотрено все – и проценты денежных отчислений клубов на содержание школ по подготовке резерва, и требования, связанные с футбольной инфраструктурой, и квоты на легионеров, и нормы, касающиеся воспитанников казахстанского футбола, молодых игроков-«лимитчиков», а, если потребуется, и потолки зарплат. То есть можно и нужно создать такую нормативно-правовую основу, чтобы ПФЛ и ее участники, обретя право на самостоятельное проведение чемпионата, были вынуждены максимально учитывать и интересы всего казахстанского футбола.
ФФК же, избавившись от этой обузы (а заодно и от постоянно звучащих обвинений в лоббировании интересов тех или иных клубов, в двойных стандартах и т.д.), получит возможность сконцентрироваться на главных для себя направлениях. Это сборные команды Казахстана разных возрастов, развитие массового и детско-юношеского футбола, популяризация «игры миллионов» и т.д. Подобный принцип разделения полномочий успешно действует во всех ведущих футбольных державах мира, и нам тоже рано или поздно придется встать на этот путь.
Кстати, в своем «программном заявлении» Кожагапанов подробно остановился на вопросах развития футбола в Казахстане. Он говорил в общем-то правильные вещи, приводил убедительные цифры. Но пока не совсем понятно, каким будет механизм решения существующих здесь многочисленных проблем. Например, хотелось бы знать, как новый президент ФФК собирается заинтересовать акимов в строительстве футбольных манежей, как он будет убеждать правительство и парламент в необходимости введения в школьную программу уроков футбола… Строить далеко идущие планы - это, конечно, хорошо, но как бы все не обернулось очередной маниловщиной. А еще хотелось бы получить конкретные ответы на вопросы, касающиеся обеспечения финансовой прозрачности клубов, соблюдения ими принципов «финансового фэйр-плэй» - разумеется, с учетом казахстанской специфики…

 

Еще одна боль…
В рассматриваемые сто дней уместились и международные, в том числе официальные, матчи различных сборных Казахстана. А это прямая зона ответственности ФФК. Мы знаем немало примеров того, когда провальные выступления национальных сборных приводили к отставкам президентов национальных федераций – достаточно вспомнить, что произошло во Франции после ЧМ-2010, в России после Евро-2012, в Италии после ЧМ-2014… Впрочем, у нас в Казахстане ситуация иная, да и слишком мало проработал Кожагапанов, чтобы сейчас спрашивать с него за результаты.
А команды наши на старте сезона, мягко говоря, не прибавили ему настроения. Сначала «молодежка», даже несмотря на привлечение внушительного «немецкого десанта» (согласие выступать за нее дали сразу четверо игроков из Германии с казахстанскими корнями), была разгромлена в товарищеском матче финнами – 0:3. А в минувшую субботу уже национальная сборная на своем поле в отборочном поединке Евро-2016 с таким же счетом проиграла команде Исландии. Разочаровал даже не столько результат, хотя крупное поражение от представителей островной страны, где население в 50 раз меньше, чем в Казахстане, все-таки не красит подопечных Юрия Красножана. Печальнее было наблюдать за тем, как они играют.
В предыдущих четырех матчах нынешнего отборочного цикла наша сборная тоже не приобрела особых турнирных дивидендов, но в них (за исключением первого тайма поединка с турками в Стамбуле) она предстала командой, знающей, зачем она выходит на поле, способной менять тактику и рисунок игры в зависимости от класса и стилевых особенностей того или иного соперника. Да, мастерства не хватало, но чувствовались тренерская рука и готовность футболистов следовать избранному на матч плану настолько, насколько позволяет их умение. А вот в противостоянии с исландцами все это куда-то пропало. Лично для меня осталось загадкой, как собиралась играть наша команда. Надеюсь, что хотя бы так, как она пыталась делать это первые 15 минут, а не так, как делала потом – либо бесцельно катая мяч на своей половине поля, либо безадресно пуляя его далеко вперед. Серьезные вопросы вызвал и ее стартовый состав. Например, при довольно большом выборе быстрых «бровочников» (спасибо правилу о «лимите» - именно оно заставило клубных тренеров задействовать молодых игроков, которым нашлось место на флангах, где они и прошли «обкатку») роль правого защитника почему-то была доверена футболисту, привыкшему действовать в центральной зоне. Послематчевое объяснение Красножана на сей счет прозвучало не очень убедительно. Да и с кандидатурами на некоторые другие позиции он, похоже, не угадал.
Остается надеяться, что это был просто черный день, который случается у любого тренера, у любой команды, и российский специалист, вроде бы начавший ставить нашей сборной более или менее внятную игру, сумеет вновь вывести ее на правильный курс. Но при любом раскладе задача-минимум, которую озвучил заключавший с ним контракт бывший генсек ФФК Хамитжанов (4-е место в группе), выглядит уже невыполнимой. И даже 5-е место теперь под очень большим вопросом – чтобы занять его, надо обязательно выигрывать у команды Латвии на ее поле. Кстати, если бы латыши в концовке субботнего матча с лидерами группы – чехами – реализовали хотя бы одну из двух своих острейших контратак, то сейчас были бы почти недосягаемыми для казахстанцев.
С учетом всего этого руководству ФФК следовало бы уже сегодня принять для себя принципиальное решение, собирается ли оно продлевать сотрудничество с Красножаном, а если собирается, то дать ему возможность, не особо оглядываясь на результат, начать строительство команды с акцентом уже на следующий отборочный цикл.
Впрочем, на предстоящей конференции вопрос о национальной сборной вряд ли будет подниматься – не тот случай и не та аудитория. Официальная ее повестка звучит так: «отчет о деятельности президента ФФК в период с января по апрель 2015 года; отчеты ревизионной комиссии и независимых аудиторов за 2014 год: бюджет ФФК на 2015 год; избрание членов исполкома на ближайшие четыре года». Найдется ли в этой повестке место для инициирования и обсуждения реформ, назревших в футбольном хозяйстве страны (именно конкретных реформ, а не деклараций о намерениях, которыми изобиловали выступления Кожагапанова на протяжении этих ста дней) – вот что самое интересное и важное…

Тут была мобильная реклама Тут была реклама

Комментарии