24-05-2013, 00:43

Не всеми любимая, но необходимая…

Наверное, деятельность никакой другой структуры не вызывает столько вопросов, как работа Ассамблеи народа Казахстана (АНК). При этом оценки получаются полярными. Одни настаивают на бесполезности ее существования. Другие призывают не забывать, что именно она в наилучшей степени отражает сложную полиэтническую природу нашего общества. Мы попросили высказать свою точку зрения по этому поводу известных отечественных экспертов, адресовав им следующие вопросы:

1. Как вы оцениваете эффективность деятельности Ассамблеи народа Казахстана?

2. Нужна ли вообще нашей политической системе Ассамблея народа Казахстана? Если нужна, то какая? В чем должны заключаться ее основные функции? Какими должны быть полномочия?

 

АНК нуждается в реформировании

Андрей Чеботарев, директор Центра актуальных исследований "Альтернатива":

1.         В первую очередь, Ассамблея народа Казахстана (АНК) была и остается консультативно-совещательным органом при президенте страны. В связи с этим она не осуществляет функций исполнительно-распорядительного характера. Соответственно этому АНК не имеет полноценных механизмов для реализации этнонациональной политики и оказания воздействия на те государственные органы, которые непосредственно этим занимаются.

В этих условиях со стороны АНК не всегда наблюдается выдвижение каких-либо серьезных инициатив. Практически она работает в формате ожидания и выполнения поручений со стороны своего председателя, то есть главы государства.

Кроме того, в своей деятельности АНК и региональные ассамблеи по-прежнему основной упор делают на идеолого-пропагандистские аспекты. Тогда как отсутствие в вверенной им сфере жизнедеятельности общества каких-либо проблем и вызовов - это одно, а создание видимости этого отсутствия - совсем другое. Нужно отметить, что критические процессы в различных сферах жизнедеятельности казахстанского общества давно нашли свою реакцию в политизации этничности. Причем эта тенденция идет по нарастающей. Представители Ассамблеи должны постоянно и активно отстаивать ценности национального единства и межэтнического согласия. Причем не аплодисментами на сессиях АНК, а путем дискуссий со всеми, кто пытается эти ценности оспорить и дезавуировать. Так что на предупреждение негативных тенденций в сфере межэтнических отношений АНК практически не работает. Хотя, по большому счету, проблема лежит глубже. В Казахстане до сих пор нет четко сформулированной и целостной концепции этнонациональной политики государства. Речь идет о базовом документе, максимально раскрывающем основные теоретико-концептуальные и прикладные аспекты реализации данного направления государственной деятельности (основные принципы, цели, задачи, направления, механизмы и т.д.) и выступающем обязательной основой для принятия государственными органами соответствующих решений и нормативно-правовых актов. Поэтому в процессе осуществления этнонациональной политики Казахстана декларативности и непоследовательности наблюдается больше, чем системности и эффективности.

 

2.         Прежде всего, следует совершенствовать этнонациональную политику государства, которая должна реализовываться на основе объективной и сбалансированной оценки ситуации в межэтнической сфере. А эта оценка, в свою очередь, должна быть свободна от двух крайностей: чрезмерной эйфории, с одной стороны, и нагнетания мнимых угроз межэтническому согласию - с другой. И, конечно, следует разработать и принять Концепцию этнонациональной политики Республики Казахстан, чтобы была системная основа для соответствующей деятельности государства, его органов и АНК.

Что касается самой АНК, то она является уникальным институтом современного казахстанского общества. Вместе с тем ее необходимо серьезно реформировать. Деятельность АНК в центре и регионах должна быть направлена на выявление и предупреждение возможных проявлений межэтнической напряженности, выработку конкретных практических рекомендаций по устранению обуславливающих их факторов, адекватное реагирование на остроту дискурсов на определенные темы с этно­политическими оттенками.

В целом необходимо расширить права и полномочия АНК и ее членов в вопросах формирования и реализации политики в области межэтнических отношений, а также осуществления контроля за деятельностью соответствующих государственных органов. Одновременно с этим нужно принять меры для улучшения кадрового потенциала АНК и ее структур. В первую очередь необходим новый порядок формирования Ассамблеи на основе избрания ее членов на заседаниях высших руководящих органов национально-культурных объединений. Безусловно, это должны быть свободные выборы, без какого-либо влияния исполнительных органов власти. Кроме того, в состав АНК следует ввести официальных представителей республиканских организаций национал-патриотического характера. В общем, это должно быть буквально живое и политически влиятельное, а не искусственное и вспомогательное образование.

 

Не "плавильный котел", а "миска салата"

Нуртай Мустафаев, политический аналитик:

1.         На мой взгляд, эффективность деятельности Ассамблеи народа Казахстана могла бы быть выше. В ее работе присутствует некая заорганизованность. Возможно, это связано с тем, что рабочий орган этой организации - секретариат Ассамблеи народа Казахстана - является структурным подразделением (отделом) Администрации президента. Поэтому в повседневной жизни работа АНК не столь заметна. Конечно, ежегодно 1 мая, в День единства народа Казахстана, национально-культурные центры в различных регионах страны играют ключевую роль в мероприятиях, организуемых на местах. Продвижение идей межнационального согласия со стороны НКЦ Ассамблеи тоже имеет свое позитивное значение. Вообще, призывов, разъяснительной работы по сохранению межэтнического согласия не бывает мало. Но все же разъяснительной работы на местах явно недостаточно. Необходима превентивная деятельность по предупреждению конфликтных ситуаций, превентивная этнополитика. Как известно, в Казахстане были случаи локальных конфликтов на бытовой почве. И в такие моменты представители Ассамблеи на местах не столь активно и оперативно принимали меры по урегулированию этих разногласий. Кроме того, Ассамблея и ее представители не очень активно продвигают цели и задачи своей организации в СМИ, в первую очередь  на телевидении. Лично я что-то не припоминаю постоянных передач типа "Мы, народ Казахстана" на государственных и негосударственных телеканалах. Думается, такой формат не был бы лишним.

 

2.         Деятельность Ассамблеи народа Казахстана нередко вызывает вопросы. Это связано с историей ее возникновения и несвойственными для подобной организации функциями представительства в мажилисе парламента РК. Ассамблея народа Казахстана возникла в марте 1995 года, в период, когда был осуществлен роспуск Верховного Совета XIII созыва. Этот факт иногда оценивается неоднозначно: отдельные инициативы АНК, с весны 1995 года по январь 1996 года, когда был избран новый состав парламента, были не совсем легитимны.

Эксперты также подвергают сомнению правомочность избрания девяти депутатов от АНК в состав депутатского корпуса мажилиса парламента РК. Утверждается, что тем самым нарушается принцип "один избиратель - один голос". В сенат в некоторых других странах избирают косвенным голосованием. Но в нижнюю палату в большинстве стран избираются прямым голосованием. И в данном случае есть правовые коллизии. Необходимо ли квотирование представителей этнических групп? В 2007 году ввели частичное квотирование представителей АНК в состав мажилиса (нижней палаты парламента). Конечно, это нонсенс. Нижняя палата парламента - это избираемый прямым голосованием представительный орган.

В разных странах мира в разные периоды были известны два основных типа этнополитики: а) консоциональной  (consociational) демократии, другими словами - признание особых прав этнических сообществ и б) общедемократический принцип, базирующийся на равенстве прав всех граждан, вне зависимости от этнической принадлежности.

Тип этнополитики на основе консоциональной демократии обычно практиковался в этнически и расово расколотых обществах, где межэтнические противоречия зашли слишком глубоко. Отсюда принцип "позитивной дискриминации", квотирования для представителей т.н. этнических меньшинств. Этот принцип был известен в США с середины 1960-х годов. Но примерно десятилетие спустя, уже в конце 1970-х, от него отказались. Да и само понятие этнические меньшинства ныне не употребляется.

Многие до сих пор ошибочно полагают, что в США в этнополитике господствует концепция "плавильного котла" (melting pot). Но там давно отказались от этой концепции, популярной лишь в 1960-е годы. На самом деле уже полвека в США и многих других полиэтничных странах господствует концепция "миски салата" (salad bowl) - то есть принцип "единство в многообразии", когда все этнические группы сохраняют свою культуру, как ингредиенты в салате, но составляют вместе единую политическую нацию на основе согражданства.

Как известно, с 2007 года в мажилис от АНК избираются девять депутатов. Но эти девять депутатов не могут обеспечить пропорциональное представительство от основных этнических групп. В Казахстане не менее 16-ти значимых по численности этнических групп, которые всегда учитываются в статистических сборниках среднего уровня детализации. При выборах не только в мажилис, но и в маслихаты практически невозможно добиться пропорционального представительства этнических групп. Другое дело - исполнительная власть. В акиматы всех уровней, министерства и ведомства вполне возможно набирать госслужащих с учетом представленности этнических групп в регионах. Но и этот вопрос, как и в целом консоциональный подход в этнополитике, остается достаточно спорным.

 

АНК - это малоиспользуемый ресурс

Талгат Исмагамбетов, политолог:

1.         По-моему мнению, на данное время оценка эффективности деятельности АНК может быть только "удовлетворительной". С одной стороны, в качестве консультативно-совещательного органа при главе государства она исправно собирается, реагирует на особо злободневные вопросы межэтнического характера, обсуждает их и принимает соответствующие решения.

С другой стороны, понятно же, что деятельность АНК ограничена обсуждением и подтверждением инициатив "сверху". Имеющие место тренды в общественных настроениях в различных этнических группах, проблемные моменты их взаимного восприятия, особенно вопросы нарастания межэтнической дистанции, так и не стали предметом постоянного диалога ведущих деятелей из 15-20 основных этносов страны. Поэтому воздержусь от оценки ее деятельности на "хорошо".

 

2.         Конечно, само возникновение АНК в марте 1995 года было продиктовано обстоятельствами отнюдь не надуманными. Поэтому деятельность АНК оказалась востребованной. Необходимо было как-то ввести в институциональные рамки взаимодействие авторитетных представителей разных этносов страны. Внезапный роспуск последнего Верховного Совета Республики Казахстан XIII созыва в марте 1995 года привел к ситуации, когда только что созданная АНК оказалась больше чем символом представительства множества этносов страны. Кому-то не понравилось и не нравится до сих пор, что АНК дала столь необходимое формальное одобрение проекту ныне действующей Конституции 1995 г. с "государственностью казахстанского народа" вместо государственности казахской нации, записанной в Конституции 1993 г.

В первое время статус члена Ассамблеи был достаточно высок и многие лица гордо указывали среди прочих регалий, что они являются членами Ассамблеи народа Казахстана. Такой статус члена АНК сохранялся некоторое время и после созыва первого состава мажилиса.

Периодически, раз в год, на сессиях АНК обсуждаются какие-то вопросы. Конечно, постоянно действует секретариат. Но все-таки представляется, что функции АНК могли бы быть более содержательными. В частности, она почти бездействует в постановке задач в сфере межэтнических отношений.

Что касается полномочий АНК, то не имеет смысла поднимать дискуссию на эту тему, потому что статус АНК, как консультативно-совещательного органа, своеобразного собрания представителей национально-культурных центров, предполагает, что она не может подменять деятельность государственных органов.

Полностью возможности АНК не используются. Она могла бы быть постоянно действующей диалоговой площадкой по обсуждению внутри- и межэтнических тенденций до того, как они приобрели характер конфликтности. Так, например, существует тенденция замыкания некоторых этносов "в своей этнической скорлупе", что, несомненно, мешает развитию казахстанского патриотизма с точки зрения отдельных этносов. Это один из многих вопросов, достойных внимания в деятельности Ассамблеи. Но, увы, в работе АНК больше проявляется реагирование на сигналы "сверху", а не изучение тенденций "снизу" и направление их в выгодное для всех русло.

Так что АНК отнюдь не "пятое колесо" в политической системе, а скорее малоиспользуемый ресурс. Почему так происходит - это отдельный вопрос. Кое-кто полагает: на данный период достаточно, что АНК удовлетворительно выполняет поставленные перед нею и утверждаемые "сверху" функции. Эти же лица предполагают, что в дальнейшем многое в межэтнических отношениях решится само собой благодаря демографическим переменам. Хотя очевидно, что внутриказахская проблематика на данный период по сложности превосходит тематику межэтническую.

Подготовил Кенже ТАТИЛЯ

 

Тут была мобильная реклама Тут была реклама

Комментарии