Согласие в обществе, безусловно, главное условие стабильности государства. Оно достигается не только путем долгосрочной и последовательной политики во всех сферах жизни общества, но и благодаря стремлению самих граждан сохранять мир и спокойствие на родной земле. О том, как обстоят дела и с тем, и с другим в Казахстане, мы беседуем с ведущим научным сотрудником Казахстанского института стратегических исследований при президенте РК Мадиной Бектеновой.
- Мадина Кенесарыевна, какие проблемы формирования общественного согласия есть в Казахстане?
- В Казахстане вопрос формирования общественного согласия в основе своей тесно связан с полиэтничным характером общества. А интеграция разных групп, имеющих свои особенные, разнонаправленные и порой взаимоисключающие интересы в одно целое – задача очень сложная. Как правило, данный процесс сопровождается определенными трудностями в условиях национальной самоидентификации, периодических проявлений этнонационалистических настроений.
Универсального механизма, благодаря которому было бы возможным формирование гражданской нации на основе определенной идеи, не существует. Каждая страна решает вопрос этнополитики, ориентируясь на этнический состав, историко-территориальные особенности, законодательные нормы, стратегические и идеологические принципы внутри своего государства. Главное условие стабильности в обществе заключается в том, чтобы реализация согласования интересов различных этнических групп не привела к разлому социального целого и не способствовала проявлению межэтнической напряженности. В целом наличие межэтнической напряженности не всегда ведет к открытым конфликтам, поэтому факторы данного явления необходимо своевременно прогнозировать и предотвращать.
Мировая практика показывает, что общественное согласие и общенациональное единство как наиболее оптимальный способ поддержания в обществе гражданского мира возможны при условии активного сотрудничества государства и его институтов. Для Казахстана ключевым институтом в сфере сохранения общественного согласия и укрепления общенационального единства является Ассамблея народа Казахстана. Являясь проводником принципов культуры мира и духовного согласия, АНК консолидирует деятельность огромного количества этнокультурных объединений по всему Казахстану.
К сведению, сегодня по республике аккредитовано 367 этнокультурных объединений, из них 14 республиканских. Всего же по стране действуют 1025 этнокультурных объединений, представляющих 43 этнические группы. Консолидированные под эгидой АНК, они призваны укреплять принципы казахстанской идентичности на основе ценностей гражданства и равных возможностей для всех.
- В чем, на ваш взгляд, принципиальные отличия казахстанской модели общественного согласия и общенационального единства?
- Казахстанская модель общественного согласия и общенационального единства, исходящая из принципа «Единство в многообразии», – это уже достаточно растиражированный как в стране, так и за рубежом бренд. На это было направлено немало усилий и государственных программных документов.
Успешность диалога в полиэтническом обществе предусматривает выработку и реализацию комплексных мер и идеологических конструктов. В этой связи модель общественного согласия раскрывается как определяющая взаимоотношения государства со всеми этническими группами республики и основанная на демократических принципах уважения прав и свобод граждан, защите общенациональных интересов, отношениях партнерства и стремления к взаимопониманию.
Понятно, что общественное согласие не может поддерживаться искусственно – общество и само должно участвовать в этом процессе на основе взаимодействия государственных и гражданских институтов. Поэтому Ассамблея народа Казахстана активно взаимодействует в общенациональном масштабе с гражданским сектором, международными организациями, государственными структурами, научной и творческой интеллигенцией, средствами массовой информации, тем самым обеспечивая формирование и развитие этнополитических и этнокультурных компетенций для интеграции национальной идеологии и принципов казахстанской идентичности в систему новых общественных отношений.
По мере расширения сфер деятельности и системной реализации поставленных задач АНК осуществляет развитие новых институциональных направлений работы, таких как общественный контроль на местах, благотворительность, медиация и т.д.
- Медиация, кстати, становится актуальным инструментом в разрешении межэтнических споров во всем мире. А как этот институт организован и работает при АНК?
- Развитие медиации как важного общественного института стало одним из направлений деятельности Ассамблеи народа Казахстана с апреля 2018 года. В ее работе задействованы советы медиации, советы общественного согласия, советы матерей, научно-экспертные группы, молодежное движение «Жаңғыру жолы» и т.д. По сведениям экспертов от АНК, в инклюзивную сеть медиации Ассамблеи входят один республиканский и 28 региональных советов, а также 503 кабинета медиации.
Во всех регионах под эгидой АНК работают более 3 тысяч советов общественного согласия и 1 793 совета матерей на областном, городском, районном и сельском уровнях, а также в коллективах крупных предприятий. Главной целью создания советов общественного согласия выступала консолидация усилий гражданских институтов, общественных, политических и иных объединений в деле укрепления общественного согласия, общенационального единства.
Взвешенная межэтническая политика Казахстана формирует концептуальные основы демократии. Но демократия, как мы знаем, бывает разной. Казахстанская демократия в данном случае претерпела трансформацию от парадигмы разъединяющих начал в межэтнических отношениях к принципам объединяющих интегрирующих взаимоотношений.
Мы видели, как за годы независимости казахстанская модель мира и согласия обогащалась и развивалась на основе законодательства, государственной и гражданской инициативы, а также конструктивного диалога институтов гражданского общества и государства. В то же время за этот относительно небольшой промежуток времени на практике накопилось немало проблем, требующих своего решения и анализа с точки зрения возможной реализации.
В этой связи хотелось бы отметить, что деятельность Ассамблеи народа Казахстана за 25 лет ее существования насыщена многочисленными достижениями и реализованными задачами в рамках различных государственных программ и концепций. Только в 2019 году АНК проведено свыше 11-ти тысяч благотворительных мероприятий, оказана помощь более 600 тысячам человек на сумму 3,8 млрд тенге. РГУ «Қоғамдық келісім», которое занимается обеспечением деятельности АНК, с привлечением этнокультурных объединений организовано и проведено 236 общественно-массовых, научно-экспертных, культурно-просветительских и имиджевых мероприятий.
- Вы сказали, что АНК активно взаимодействует с молодежными и волонтерскими движениями. Какие плоды приносит это сотрудничество?
- При этнокультурных объединениях сегодня действуют 138 молодежных организаций - это более 6,7 тыс. человек, связанных в республиканское молодежное движение АНК «Жаңғыру жолы». Активизация их деятельности, начатая в Год молодежи, актуальна для казахстанского общества и сегодня – в Год волонтера. Как отметил в своем выступлении на церемонии закрытия Года молодежи глава государства Касым-Жомарт Токаев, «волонтерство – это не просто бесплатная работа, а показатель ответственности граждан и готовности менять мир к лучшему»...
По данным ООН, глобальная рабочая сила волонтеров насчитывает 109 миллионов человек, занятых полный рабочий день. Из них 30% занимаются волонтерством официально. В целом доход от волонтерской деятельности в мировую экономику составляет более 400 млрд. долларов ежегодно.
В Казахстане добровольческая деятельность имеет тенденцию к активному развитию, тем более что данные инициативы поддерживаются государственной властью. Так, на открытии республиканского фронт-офиса Birgemiz президент РК сообщил о решении стать почетным послом движения волонтеров в Казахстане, что еще раз доказывает курс страны к социально-экономическому и политическому процессу модернизации, а также повышению гражданской активности и инициатив.
- Вместе с тем динамика современной жизни в быстроменяющихся реалиях требует от человечества все большей мобильности и своевременного реагирования на различные вызовы практически во всех сферах жизни. Казахстан в этом отношении не исключение. Что сегодня предлагают в этом плане научно-экспертные структуры, в том числе АНК?
- Сфера межэтнических и межконфессиональных отношений – довольно сложная и трепетная, где любой негативный фактор может спровоцировать очень серьезное напряжение или конфликт. Присущие глобальным процессам экономический кризис, нарушение принципов социальной справедливости, дегуманизация порождают защитные реакции этнических групп, такие как агрессивность, увеличение социальной дистанции, отчужденность, ведущие в конечном счете к повышению межэтнической напряженности. Что однозначно не лучшим образом может сказаться как на имидже, так и на дальнейшем развитии страны.
Вот почему в свете последних событий в Жамбылской области, а также учитывая другие инциденты в Южно-Казахстанской, Атырауской и Алматинской областях, видится необходимым провести глубокие научные исследования и дать реальную оценку состоянию межэтнических отношений и социального самочувствия населения в регионах.
В данном направлении еще больше актуализируется научная и аналитическая составляющая Ассамблеи, мозговым центром которой является Научно-экспертный совет (НЭС), в состав которого входят ведущие специалисты различных областей социального знания. Научно-методической и образовательной базой НЭС АНК выступает Центр по изучению межэтнических и межконфессиональных отношений Академии государственного управления при президенте РК, чьи исследования и аналитика в столь противоречивой сфере сегодня способствуют компетентному понимаю ситуации и выработке необходимых рекомендаций и механизмов по сохранению стабильности в межэтническом взаимодействии.
В конце 2019 года на расширенном заседании НЭС заместитель председателя – заведующий Секретариатом АНК Жансеит Туймебаев отметил, что наблюдается тенденция распространения межэтнических напряжений в промышленных регионах, рост трудовых конфликтов, в том числе с участием представителей разных этносов. Возросла роль Интернета и социальных сетей, где нередко приходится сталкиваться с враждебными призывами. В связи с чем перед научно-экспертными структурами АНК должны стоять практические задачи по анализу этих проблемных зон и выработке конкретных рекомендаций в данных вопросах.
Между тем среди экспертного сообщества есть мнение о том, что пришло время отказаться от универсалистского подхода, когда ситуация рассматривается в целом по стране и разрезе основных этнических групп. В сегодняшних реалиях требуется мониторинг, нацеленный на изучение микроуровня отношений в отдаленных селах и регионах.
Конечно, для более эффективной работы по предотвращению конфликтных настроений необходима комплексная работа центральных государственных и местных исполнительных органов, гражданских институтов, неправительственных организаций, экспертного сообщества и представителей общественности. И эти задачи напрямую пересекаются с реализацией концепции «Слышащего государства», озвученной К.К. Токаевым в своем Послании народу «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана».
В целом в приоритете остается курс на сохранение и укрепление общественного согласия в обществе, так как оно является гарантом стабильности и укрепления национального единства, которые прочно утвердились в качестве основополагающих принципов политики развития государства.