СРЕДА, 29 АВГУСТА 2018 ГОДА
7-12-2012, 00:19

От хорошего акима не уходят

Региональная политика властей проваливается. Большинство акимов уже давно откровенно работают на себя и формально относятся не только к своим прямым обязанностям, но даже к поручениям главы государства. В центре это понимают, но никак не могут приструнить "хозяев" регионов.

Каждому по заслугам

В истории независимого Казахстана, пожалуй, не было еще ни одной встречи президента с акимами, которая не сопровождалась бы критикой со стороны главы государства. Причем с каждым разом она становится все жестче и жестче... Свое недовольство Нурсултан Абишевич в последнее время даже сдабривает хорошей порцией угроз. Но, судя по всему, его обещания "отрывать голову за каждый тенге" и "решительно избавляться" от "удельных князьков" не вызывают у последних ни страха, ни желания что-то изменить в своей работе.

Недавняя фраза президента, высказанная им на совещании с акимами всех уровней - "зарубите себе на носу или еще где-нибудь", что "надо быть ближе к людям, их чаяниям" - пришлась по душе многим казахстанцам. Особенно тем, кто оказался в безвыходной ситуации и был вынужден покинуть родные края, отправившись в поисках лучшей доли в большие города. Вследствие активной внутренней миграции Астана и Алматы сейчас переполнены иногородними (причем, по статистике, на их долю приходится большинство совершенных преступлений). Соответственно, демографические потери несут те регионы, откуда они уезжают. Кстати, это обстоятельство почему-то не учитывается при составлении всевозможных рейтингов акимов, хотя их первоочередная задача - создать условия для социального благополучия жителей вверенных им территорий.

По словам руководителя Центральноазиатского фонда развития демократии Толганай Умбеталиевой, при оценке деятельности акимов областей используются такие параметры как "уровень безработицы", "уровень коррупции", "решение социальных вопросов" и т.д. Однако сюда не включен такой критерий как внутренняя миграция, хотя это очень важный параметр, характеризующий привлекательность региона и демонстрирующий в определенной степени эффективность работы акимов. Последние, отмечает политолог, ориентированы в основном на "выполнение" государственных программ, которые зачастую мало учитывают проблемы простых граждан и особенности тех или иных регионов. Тем более что от мнения населения оценка деятельности акима не зависит. Соответственно, акиматы руководствуются другими принципами и параметрами - есть программы, есть отчеты, которые они долж­ны готовить регулярно. Но это скорее имитация бурной деятельности, нежели эффективное выполнение поручений президента, на что не раз указывал он сам, в том числе в ходе последнего совещания: "Только для одного департамента министерства образования РК регионы заполняют более 300 форм отчетности. Чтобы это подготовить, школы и дет­ские сады только одной области вынуждены представить более 100 тысяч отчетов. На это уходит 1,5-2 месяца. Когда им работать? Тонны отчетов, а реальное положение дел не меняется"…

Индикатором провальной региональной политики в Казахстане можно считать также массовые акции протеста и активизацию террористической и экстремисткой деятельности, в которую вовлечены по большей части люди, оказавшиеся, так сказать, социальными изгоями. В последние два года подобные инциденты особенно сильно потрепали нервы центральным и местным властям. Некоторые акимы даже лишились своих кресел, но даже это не послужило для остальных уроком.

Понимая это, глава государства распорядился составить рейтинг акимов в соответствии с показателями трудоустройства в областях. И, возможно, по результатам такого ранжирования будет продемонстрирована совершенно иная, чем сейчас, картина.

 

Время на деньги, деньги на ветер

Особая тема для критики и главная причина многих региональных бед - это, безусловно, недостаточно эффективное использование средств республиканского бюджета на местах. Другими словами, немалая часть денег либо выбрасывается на ветер, либо оседает в чьих-то карманах, не принося пользу обществу и обрекая на провал десятки государственных программ. Как констатировал президент, к ноябрю 2012-го регионы не освоили 143 млрд. тенге, что сопоставимо с годовым бюджетом одной области. Зато налицо чрезмерные траты на празднование различных юбилеев, проведение пышных меро­приятий. Еще весной текущего года тогдашний председатель Счетного комитета РК Омархан Оксикбаев указывал на серьезные нарушения финансовой дисциплины, бюджетного и иного законодательства, на некачественное планирование объемов целевых трансфертов, на отсутствие должного контроля со стороны администраторов бюджетных программ и т.д. Но были ли приняты после этого хоть какие-то конкретные меры?

Говорить об инвестиционной привлекательности регионов в сложившейся ситуации не приходится. Так, по словам президента, акимы "подсели" на бюджет и хотят только распределять средства и вести стройки, в результате "Акмoлинcкaя, Костанайская и Северо-Казахстанская области за три года привлекли всего лишь 550 тысяч долларов иностранных инвестиций; все это при росте трансфертов на 60%". Вряд ли другие области имеют лучшие показатели - разве что западные нефтегазовые регионы да Алматы с Астаной.

Впрочем, эти и другие недостатки в деятельности акиматов и раньше были на поверхности, но предпринимаемые до сих пор меры оказались не в состоянии их исправить. Регионам выделяют бюджетные средства без предварительного детального изучения положения дел на местах и выработки механизмов по контролю за их использованием, считает директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев. По его мнению, контроль должен осуществляться на нескольких уровнях. Во-первых, за самим правительством. Во-вторых, за региональными органами власти - и не только сверху, но и снизу, со стороны органов местного самоуправления, которые надо еще создать.

На взгляд политолога, ситуацию усугубляют различия регионов как с точки зрения экономического развития, так и в плане ментальности местных жителей. Вследствие этого социально-экономическое пространство страны состоит из двух измерений. В первом живет правительство, которое разрабатывает разного рода индустриально-инновационные и социально-экономические программы развития, создает региональные центры по работе с инвесторами и т.д. Во втором - акимы всех уровней и местные агашки, которые нередко ставят свои палки в экономические колеса, если те не имеют прямой связи с их интересом. "То есть налицо деформация исполнительной вертикали, когда происходит углубление разрыва между политическими и административными служащими, между руководством страны, средними и низовыми уровнями исполнительной власти в условиях доминирования неформальных групп влияния как в центре, так и в регионах. Опасность заключается в том, что результатом деформации вертикали может быть скрытый или явный саботаж по отношению к принятым государственным программам", - предупреждает Д.Сатпаев.

Как показывают исследования Центральноазиатского фонда развития демократии, население очень низко оценивает эффективность деятельности местных органов власти и соответственно региональных государственных программ. Ключевую причину они видят в халатном и формальном отношении акиматов к реализации этих самых программ. На фокус-групповых дискуссиях респонденты отмечали, что основной мотив местных чиновников - это "получение откатов", но не качественное выполнение своих функций и обязательств.

 

Перезагрузка

С точки зрения жителей страны, в первую очередь необходимо менять "правила игры" при кадровых назначениях, поясняет Т.Умбеталиева. По ее словам, участники фокус-групп утверждают, что если карьерный рост чиновников действительно будет зависеть от эффективности их работы, то представители местных органов власти будут заинтересованы в качественном выполнении своих обязанностей. Пока же повышение госслужащего по служебной лестнице будет зависеть от "других" качеств, ситуация на местах не изменится.

Примечательно, что об этом во время встречи с акимами говорил и президент: "Нужно продвигать по карьерной лестнице только профессионалов. Сегодня же некоторые акимы районов и городов сидят по десять лет на одном месте, не имея зримых результатов". По словам главы государства, в Казахстане будет кардинально повышена эффективность государственной службы и количество политических госслужащих сократится в 8 раз.

Кроме того, президент пообещал повысить роль местных исполнительных органов путем введения выборности сельских акимов низового уровня, правда, сначала через маслихаты. "Ранее реформа местного самоуправления, к которой мы подходили несколько раз, спускалась на тормозах", - подчеркнул Н.Назарбаев.

Кстати, согласно результатам социологического опроса, проведенного Центральноазиатским фондом развития демократии, 55,6% респондентов считают, что акимы областей должны избираться населением, и лишь 29,4% выступают за то, чтобы их назначал глава государства.

- Когда главным параметром оценки деятельности местных органов власти и кадрового роста руководителей низовых структур станет самочувствие населения, уровень и качество жизни казахстанцев, только тогда можно будет ожидать переориентацию акимов областей и в первую очередь акимов районов на нужды населения, - так прокомментировала итоги своего исследования Т.Умбеталиева.

Сауле  Исабаева

 

Комментарии

Нет комментариев

Комментарии к данной статье отсутствуют. Напишите первым!

Оставить мнение