55360 3-08-2018, 12:05

Синдром недоверия. Недовольство и разочарование казахстанцев нарастают

В социальных сетях, в разговорах на кухнях всегда присутствует масса тем для обсуждения. Например, в последние дни частыми стали инвективы в сторону банков и банковской системы в целом, которую некогда так настойчиво расхваливали власть и всепроникающая реклама. И ведь не возложишь всю вину за ее нынешнее плачевное состояние только на козни беглых банкиров. Хотя некоторые из них уже сами по себе – олицетворение этой системы. А, может, оставшиеся  здесь тоже навострили лыжи в дальнее зарубежье, и отсюда весь этот несусветный бардак в работе банков?

Если финансы – кровь экономики, то банки – кровеносные сосуды. И в этих сосудах теперь наблюдается весь букет хронических болезней – бляшки, атеросклероз и прочие ужасы, способные привести чуть ли не к гангрене конечностей. Иначе говоря, складывается ситуация, когда банки начинают представлять конкретную угрозу организму государства. Но ведь такое положение вещей есть не что иное как абсурд!

Почему так получилось? С самого момента возникновения банковской системы в независимом Казахстане она вызывала массу вопросов непраздного свойства. В частности, отечественные эксперты всегда подчеркивали ту ее особенность, что за ведущими финансовыми институтами маячат знаковые фигуры из политического истеблишмента. Понятно, что в подобной ситуации ни о какой рыночной составляющей в деятельности банков говорить не приходилось.

Вспоминается давний разговор с одним очень неглупым человеком о сути процессов, происходивших тогда в этом финансовом сегменте. Он камня на камне не оставил от нашей банковской системы. «Это что, бизнес?! – горячился собеседник. – Взять на Западе кредит в миллиард долларов под 2-3 процента годовых, а потом дать в долг здесь всем желающим под 15-20 процентов. Это же банальное ростовщичество, а не бизнес!».

Как показало время, он оказался во многом прав. Во второй половине «нулевых» годов, когда разразился мировой финансовый кризис, да и позже наше государство только тем и занималось, что перманентно поддерживало на плаву банки второго уровня (БВУ). Сегодня уже мало кто помнит, как оно бросило им спасательный круг в виде транша аж в 10 миллиардов долларов. И что в итоге? А ничего – БВУ как впали в финансовую импотенцию, так до сих пор, судя по всему, не могут от нее избавиться.

Все, что вспоминается из истории отечественного банковского дела, так это бесконечные и непонятно с какой целью проводимые слияния и вечно раздражающее население низкопробное обслуживание. Хотя в это же время с самых разных трибун звучали громкие заявления об инновациях, цифровизации и прочих прогрессивных вещах. И к чему мы в итоге пришли? К очередному бардаку, случившемуся на днях: окончательное объединение технических систем двух самых крупных банков – «Халыка» и «Казкома» – сопровождалось такими сбоями в обслуживании клиентов, что многие казахстанцы пережили настоящий стресс.

Удивляет, что наши банкиры вляпались в очередную историю на стыке месяцев, аккурат в тот момент, когда казахстанцы рассчитывали получить свои кровно заработанные зарплаты и пенсии, а также сделать обязательные платежи, большая часть которых тоже приходится на это время. Можно представить, сколько сердечных и успокаивающих препаратов было выпито за эти дни нашими гражданами.

А ведь не прошло и года с тех пор, когда с самой высокой трибуны нашим новоявленным гобсекам недвусмысленно погрозили пальчиком. Это мы о том, что осенью 2017-го сам президент страны в пух и прах разнес некоторые банки страны. Но, похоже, с них как с гуся вода.

В истории вокруг «Халык банка» и «Казкома» больше всего поражает вопиющий непрофессионализм, который, собственно говоря, и стал причиной случившегося. Так и хочется сказать: ребята, вы же все-таки банкиры, а не шалопаи, промышляющие мелким жульничеством, вроде «наперсточников». Неужели нельзя было как следует подготовиться к такому серьезному шагу, коим, несомненно, является объединение банковских систем? И ладно бы, речь шла только о получении через банкоматы зарплат и пенсий. Было бы любопытно узнать, а как в эти дни обстояло дело с межгосударственными платежами? Хотя, конечно, кто же в таком признается? Мы даже не удивимся, если летопись казахстанской банковской истории пополнится очередным скандалом, подобной тому, который случился с печально известным Жомартом Ертаевым. Сколько их уже было и сколько грядет…

Если взглянуть на эту историю более широким взглядом, то складывается некое подспудное ощущение, что сбои в системе управления начинают приобретать постоянный характер.

Ведущие банки страны не в состоянии беспроблемно осуществить процесс слияния технических систем. МВД явно не справляется с уличной преступностью, в результате чего средь бела дня в центре Алматы убивают популярнейшего спортсмена. Министерство труда и социальной защиты будоражит общественность то коряво прописанными нормами закона, то невнятной их интерпретацией. В последнем случае дело дошло до комической ситуации, когда в отсутствие курирующего эти вопросы вице-министра, которая якобы находилась в отпуске, никто из сотрудников профильного министерства не смог ничего толком объяснить. А что бы было, если бы она, не дай бог, почила в бозе? Анекдот, да и только.

Во время написания этих строк из недр Интернета пришла еще одна любопытная «новость». Цитируем: «Казахстан примет участие в разработке российской сверхтяжелой ракеты, такую работу подразумевает концепция сотрудничества на космодроме Байконур. К концу 2019 года должно быть завершено эскизное проектирование комплекса, а первый старт ракеты был тогда назначен на 2028 год. Сверхтяжелую ракету планируется использовать для выполнения перспективных космических полетов, например, к Луне и Марсу. Об этом сообщили в аэрокосмическом комитете Министерства оборонной и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан (Казкосмос)».

Сначала мы схватились за головы, поскольку даже не очень сведущим в космических делах людям понятно, что это очередная глупость, вырвавшаяся из уст непрофессионалов. Затем, немного поразмыслив, решили обратиться за комментарием к эксперту, главному редактору журнала «Космические исследования и технологии» Нурлану Аселкану. Вот что он ответил:

«Ну что тут скажешь... Кто-то в «Казкосмосе» брякнул, на радость читателям, что теперь наша гордая республика будет в рядах покорителей дальнего космоса и что мы вместе с Россией создаем сверхтяжелый носитель для полетов на Марс и еще дальше. От перспектив будущих тоев, презентаций и саммитов закружилась голова. Как говорится, на пыльных тропинках далеких планет останутся наши следы. Но во второй половине дня напуганный информационной волной «Казкосмос» дал задний ход: мол, мы только координируем наши планы с Россией, наш проект «Байтерек» будет опосредованно включен в проект российcкого сверхтяжелого носителя. Проснувшаяся скромность «Казкосмоса» понятна, ведь уже почти полтора десятка лет на Байконуре создается носитель (не сверхтяжелый) для казахстанского «Байтерека», а воз и ныне там. Пустота в деятельности отечественного космического агентства вызвала ожидание Чуда и Вознесения в Небеса. Жаль только, что Чудо просуществовало так недолго...»

Что к этому можно добавить? А ничего… И так все яснее ясного. Потому что непрофессионализм – он и в Африке непрофессионализм. Правда, от этого всепроникающего явления уже становится грустно. В совокупности все такого рода недоразумения (а они нарастают в геометрической прогрессии) подрывают веру людей не только в какие-то личные перспективы, но и в перспективы самого государства. Потому что недоверие порождает безверие, а следующим этапом станет уже отчаяние. Вряд ли стоит продолжать этот ряд – и без слов все понятно.

Доверие – это то, безчего невозможна социальная стабильность. Доверие граждан и общества предполагает, что доверяющие должны что-то получать взамен. Говоря другими словами, для государства это практически единственный способ добиться лояльности к себе и к своиминститутам. Тем самымоно снижает уровень рисков для самого себя, что, в свою очередь, делает будущее предсказуемым.

А вот если у государства нет кредита доверия, то все его установки и практические действияимеют мало шансов быть реализованными, поскольку все предпринимаемые им усилия увязнут в паутине недоверия. Соответственно общественное согласие окажется недостижимым. Из чего вытекает, что доверие является жизненно необходимым элементом, без которого невозможно консолидировать государство и общество, власть и граждан.

Попытаемся взглянуть на эту проблему с несколько иной проекции. Какое будущее может ожидать, например, банки, которым не доверяют вкладчики? И кто захочет в них инвестировать? Недаром один из самых авторитетных политических экономистов современности Френсис Фукуяма предложил в свое время считать социальный капитал, в основе которого лежит именно доверие граждан к государственным институтам, таким же основным капиталом, как финансовый, природный и трудовой.

При отсутствии доверия страна обречена на бюрократизацию системы госуправления и стагнацию общественно-политических процессов. Мы такое однажды уже проходили и знаем, чем все это чревато. И наше общество отчасти уже пожинает последствия такого недоверия: среди граждан нарастают эмигрантские настроения, снижается инвестиционная привлекательность страны, курс национальной валюты падает, пышным цветом расцвела коррупция, все явственнее ощущается криминализация общества.

В таких условиях все месседжи власти, обращенные к гражданам, заранее обречены на провал, а абсентеизм будет только нарастать. И даже если государство пойдет привычным для него путем «закручивания гаек», то это уже мало что даст. По одной простой причине: реакцией общества на это будет банальное игнорирование. Наблюдаемые сегодня негативные процессы еще можно  повернуть вспять. Но для этого необходима яркая и, главное, искренняя демонстрация политической воли на самом высшем уровне.

Вот только хватит ли сил ее проявить?..

Тут была мобильная реклама Тут была реклама

Комментарии