9-07-2010, 10:11

"Астана - любовь моя": повод к невеселым размышлениям

В канун Дня столицы и сразу же после него зрителю были предъявлены первые серии телефильма "Астана - любовь моя", который еще до окончания съемок был громогласно объявлен одним из самых успешных и крупных национальных кинопроектов года.

Не будем ставить под сомнение львиную долю этих утверждений. И впрямь - один из самых крупных. Особенно по затратам. Каждая из 12-ти серий обошлась в 240 тысяч долларов. Картина снималась по заказу Министерства культуры, на государственной киностудии "Казахфильм" и на бюджетные деньги. О масштабах затрат на производство имиджевого сериала можно судить по тому, что "Астана - любовь моя!" вошла в топ-лист самых дорогостоящих телевизионных проектов на территории СНГ. Но это лишь начало. Возможно, как заявили его создатели, вслед за двенадцатью казахстанско-турецкими сериями нас ждет 12 серий казахстанско-индийских, а затем - играть, так по-крупному! - 12 серий казахстанско-японских.

Оставим на потом финансовую сторону проекта. В конце концов, бывают ситуации, когда деньги - ничто, имидж - все! Наша новая столица и впрямь достойна тех высоких слов, которые прозвучали в ее адрес в фильме и цель которых возбудить в нас истинно-патриотические чувства. О патриотизме скажем чуть позже, тут ведь главное пробуждать патриотизм не кричащими лозунгами, не газетными клише, не заклинаньями, не бесконечным повторением самоочевидных истин, а иными, более тонкими средствами, доступными лишь художнику. Для начала нам как раз важно понять, насколько фильм состоятелен с точки зрения художественной. Ведь в пиаркомпании по поводу его выхода было заявлено, что "Астана - любовь моя!" делает новый, очень большой и значимый шаг в создании высококлассного кино международного уровня и что зритель, безусловно, по достоинству оценит это.

Так вот, способны ли герои сериала, их жизненные коллизии заставить зрителя пережить не то чтобы катарсис, Бог с ним! - но проникнуться судьбой героев, полюбить их, поверить в то, что их жизнь не надуманная, что она неотъемлемая часть жизни большого города-современника, который нам бесконечно дорог. И отчего-то сразу же на ум приходит героиня Гульнары Дусматовой, красавица Айгуль, и ее импозантный муж-архитектор Алибек, явленный нам актером Муратом Ахмановым. Ну, утратил мужик бдительность в своей интрижке с телеведущей дивой, и уже его попытки замести следы (понимаете, ему постоянно звонят по мобильнику и срочно вызывают на работу, хотя уже 10 вечера) - так вот, все эти банальные, расхожие уловки бессильны усыпить прозрения жены, ее обиду, она уходит прочь и в ночь к своей подруге. Невооруженным глазом видно, что она страдает. Все как в доме Облонских, с тою лишь разницей, что градус переживаний недопустимо вял, и все движения души героев, их поступки предсказуемы изначально. А сам Стива Облонский… то есть, простите, Алибек настолько благостен ликом и высоко-нравен обликом, что ни на минуту не сомневаешься, он выйдет не просто сухим из воды, но выйдет еще более нравственным, как истинный отец благородного семейства. Иначе и быть не может, ведь он один из градостроителей Астаны, и даже пятна на его репутации должны быть пристойными.

Или вся эта дутая как мыльный пузырь история с похищением принцессы, дочери турецкого магната. Коварные и хитроумные планы бандитов, ухватками своими знакомых нам по десяткам виденных сериалов, и неожиданное соучастие в этой заварушке главного героя Ерлана, оказавшегося волею злого случая таксистом. Мы даже дыхания не успели затаить в ожидании, чем же все это кончится, а он уже успел сдать бандюг ментам, выполнив свой гражданский долг и оставив в душе зрителя неясную смуту. Ну истинный герой без страха и упрека! Равно как и его антипод Абзал, он как шекспировский Яго - негодяй стопроцентный.

Да, авторы фильма заставляют нас изрядно поразмышлять, откуда этот самый Абзал раздобыл 20 тысяч баксов, чтобы подло купить у Ерлана проект сказочного дворца? Ведь Абзал и за границей-то учился по "Болашаку", и вырос он в "хрущобке" вместе с мамой, Бану-аже, которая непонятно что делает в фильме, являя нам очередной слащавый до приторности облик казахской мамы. И что делает в фильме Ирина Лебсак, подруга Айгуль? И что являет собой, кроме колоритной внешности и бабьих слез Оксана Бойченко?.. Мы далеки от мысли обвинять в чем бы то ни было актеров, они старательно, на пределе сил своих и таланта, исполняют роли, уготованные им сценарием и указаниями режиссера. Ну не виноваты же они в том, что им были предложены надуманные характеры и ходульные ситуации.

По закону подлости перед показом очередной серии "Перекрестка"… извините, сериала "Астана - любовь моя" один из российских каналов показал бесхитростную историю любви женщины бальзаковского возраста в исполнении Татьяны Догилевой. Все те же реалии нашего времени, и обстоятельства во многом перекликаются, но, господа хорошие, там есть правда жизни, там есть правда чувства, там горе героини переживаешь как собственную боль. Все то же и в нашем сериале, но лишь как бледная тень. При всем при том наш фильм являет нам такие красивые лица наших современников! И сама Астана как невеста на выданье предстает с телеэкрана во всей своей неповторимой красоте. Но фильм-то не документальный, фильм художественный, и мы пытаемся эту художественность соотнести с теми высокими целями, которые перед фильмом стоят.

Да, сериал не предполагает откровений Тарковского, метафор Феллини, глобальной разработки характеров Эйзенштейна. Да, наш телезритель, перекормленный сериалами, будет привычно следовать задумкам наших сценаристов, хитроумным и ловко придуманным ими ходам, пусть даже шитым белыми нитками. Беда лишь в том, что замах хуже удара. Как там говаривал Пастернак? "Мы брать преград не обещали, мы будем гибнуть откровенно". Но тут-то обещано было многое. И где оно? Да, мы сумели увидеть пока что лишь первые серии, но не надо быть семи пядей во лбу - уже по ним можно судить о том, каким будет все здание.

Что удивляет? И режиссер-постановщик Ермек Шинарбаев, руководитель сценарной группы Лейла Ахинжанова и продюсер Гульнара Сарсенова - люди талантливые. Идея фильма предложена самим министром культуры. И вот такой конфуз... В чем же дело-то? Перестарались? По совковому принципу: лучше перебдеть, чем недобдеть…

Теперь о патриотизме. Вообще-то это интимное чувство, несовместимое с барабанным грохотом и громогласными заверениями. Вон Бахыт Каирбеков снял уже более тридцати фильмов о городах и весях суверенного Казахстана (всего их будет около ста). И в каждом фильме - негромкая, хватающая за сердце сыновняя любовь к родине и к тем, кто наполняет нашу жизнь надеждой и оптимизмом.

Говорят, о творении художника надо судить по законам, созданным им самим. Но художник на этот раз создал весьма посредственный продукт. Так что пусть он извинит нас за каплю дегтя в бочку елейного меда.

Конечно, дело было затеяно благое: ярко, взволнованно поведать о нашей столице - этом замечательном детище Нурсултана Назарбаева. Но, судя по всему, на создателей фильма давил непомерный груз ответственности: как бы чего не упустить, вдруг что-то будет недосказано. И телезрители с удивлением смотрят на то, как даже турецкие актеры вынуждены цитировать, озвучивать фрагменты приветственных юбилейных речей наших политиков из президентского окружения. Какая уж тут художественность?..

И главное - на какую зрительскую аудиторию рассчитан этот сериал? На казахстанскую? Но мы и без него знаем об Астане почти все. Поэтому сверхзадача могла быть только одна - показать нашу юную столицу остальному миру. Однако захотят ли зарубежные телеканалы (за исключением, возможно, турецких) ставить в свой эфир такой фильм - большой вопрос. Не проще ли было бы вместо этих тягучих 12 серий, а на них убухали, считай, 3 миллиона долларов, пригласить опытного, самобытного, с мировым именем режиссера-кинодокументалиста и заказать ему трех-пятиминутный фильм об Астане? А затем на оставшиеся деньги купить эфирное время на ведущих телеканалах мира ("Евроньюс", CNN, BBC  и т.д.) и показать этот видеоролик всей планете в канун Дня Астаны и дня  рождения президента?

Бахыт СЕЙТЕН

Тут была мобильная реклама Тут была реклама

Комментарии