СРЕДА, 29 АВГУСТА 2018 ГОДА
28-05-2010, 08:14

А кто работать будет?

Программы индустриализации не подкреплены человеческим фактором

Недостаток грамотных специалистов технических профессий - как инженеров, так и обыкновенных слесарей и наладчиков - сейчас в нашей стране ощущается настолько остро, что коммерческие структуры готовы за свой счет везти сюда профессионалов, чтобы те обучали сотрудников. На официальном уровне констатируется, что отечественное техническое и профессиональное образование оторвано от потребностей рынка труда, а госзаказ в высшей школе только наполовину обеспечивает потребности экономики. Ректор одного из ведущих технических вузов видит корень проблемы в острой нехватке финансирования и неравномерном распределении средств.

Лейла Касыманова - директор одной из компаний, реализующих в Казахстане высококлассное европейское измерительное оборудование. В этой сфере трудно ограничиться просто продажей прибора, компания проводит обучение заказчиков, имеет дело со сложнейшей аппаратурой и, увы, испытывает серьезный дефицит квалифицированных специалистов. Также вызывает тревогу качество подготовки наших технических спецов. Г-жа Касыманова мечтает о том, чтобы необходимые знания люди получали именно в Казахстане, но в некоторых отраслях технической науки зарубежные страны ушли настолько далеко вперед, что догнать их в обозримом будущем нереально.  

- Многие специалисты, работавшие в прежние годы, уехали из страны либо ушли на пенсию, а подготовка новых инженеров и среднетехнических специалистов идет сложно. Мне больно говорить об этом, но Казахстан сегодня отстает в плане обучения кадров для производственных и добывающих отраслей: не хватает технических вузов, да и, что скрывать, уровень образования в них зачастую оставляет желать лучшего. У меня есть небольшая, может быть, амбициозная мечта - устроить на базе нашей компании учебно-информационный центр по метрологии и измерениям. Скорее даже центр повышения квалификации. Работая со специалистами мирового уровня, я постоянно вижу, как много недополучают наши инженеры и ремонтники, и как много мы могли бы им дать, если бы просто пригласили производственников из западных стран в Алматы читать лекции, - говорит Лейла Касыманова.

По ее словам, сегодня ситуация в нефтегазовых, металлургических, энергетических и других сугубо технических отраслях все же начала меняться к лучшему. Все больше тех, кто приходит работать, совершенствоваться в рамках специальности, а не просто "крутить бабки". Но им зачастую просто негде получить требуемые знания. 

Официальная статистика в значительной мере подтверждает опасения производственников. Приговор, вынесенный авторами Стратегического плана на 2009-2010 годы, который разработан в Министерстве образования, весьма суров. Не хватает специалистов с высшим образованием, элементарно не хватает квалифицированных рабочих. Согласно показателю Глобального индекса конкурентоспособности Всемирного экономического форума (ГИК ВЭФ), по степени охвата  средним специалным образованием Казахстан занимает 51-е место среди 134-х стран. Вместе с тем, потребность рынка труда на три четверти представлена рабочими профессиями. Только каждый четвертый обучается по дефицитным техническим и сельскохозяйственным профессиям. Ощущается нехватка квалифицированных рабочих: в строительстве - 9,9 тыс. человек, в сельском хозяйстве - 9,6 тыс. человек, в технологии машин и оборудования - 7,6 тыс. человек, в сфере обслуживания - 6,8 тыс. человек. Подготовка кадров осуществляется в отрыве от реальных запросов производства. Профессиональное обучение недоступно для сельской молодежи, а в 27 районах республики отсутствуют профессиональные лицеи. Инженерно-педагогические кадры высокой квалификации из-за низких заработков уходят на производство. Анализ образовательных программ и учебно-методического обеспечения показывает отсутствие требований к оценке базовой и профессиональной компетенции, преобладание теоретической подготовки над практической, недостаточный уровень гибкости и преемственности, доминирование фактов в ущерб ситуационному анализу. Слабо используются передовые технологии обучения. Материально-техническая база учебно-производственных мастерских профессиональных школ морально и физически устарела. И, как следствие, разработчики стратегического плана приходят к неутешительному выводу: уровень подготовки отечественных специалистов едва ли можно назвать конкурентоспособным.

Что касается высшего образования, то общий показатель ГИК ВЭФ здесь не столь пессимистичен: Казахстан занимает 36-е место из 134-х стран. В то же время по "качеству менеджмента школ" мы находимся на 98-й позиции, по "местной доступности исследовательских и тренинговых услуг" - на 82-й. Система управления казахстанскими высшими учебными заведениями не позволяет им реализовать потенциальные возможности в обеспечении опережающего развития экономики страны. Министерство образования также констатирует слабую связь вузов с наукой и производством. В высшей школе отсутствуют механизмы трудоустройства выпускников, привлечения работодателей к процессу создания стандартов высшего образования, подготовки и аттестации специалистов. В соответствии со Стратегическим планом, постановлениями правительства и указами президента разработан ряд программ, направленных на устранение этих недостатков, но они далеки от завершения.

- Действительно, в настоящее время подъем экономики породил нехватку специалистов всех уровней подготовки в технических отраслях, в том числе в промышленности. Прежде всего, проблема заключается в том, что государственный заказ на технические специальности сравнительно мал. Например, по соотношению количества дотируемых мест на душу населения он в пять раз меньше, чем в России. Сейчас лишь 20 процентов студентов обучаются на условиях госзаказа, а все другие  - на собственные средства или деньги заказчиков. Но сказать, что государство мало выделяет средств на техническое образование, у меня язык не поворачивается. Исходя из моих подсчетов, на технические специальности тратится примерно треть госзаказа. Просто сам госзаказ слишком мал - для сравнения, в той же России половина студентов учится за счет государства, и в таких условиях число поступающих на технические факультеты там стабильно увеличивается, - говорит Гумарбек Даукеев, ректор Алматинского института энергетики и связи.

По его словам, сегодня особо страдает коммунальная энергетика, так как в силу низких зарплат и необходимости работать на старом, зачастую опасном оборудовании специалисты толпами уходят в более богатые компании. В частности, в "КазТрансГаз", "Казахмыс" и т.п., где зарплата на тех же должностях в 3-4 раза выше. Между тем, энергетика - огромная отрасль, и сегодня она представлена более чем 100 предприятиями, в числе которых такие гиганты, как КЕГОК. Говоря другими словами, институт выпускает свежеиспеченных инженеров, но энергетика рискует их не дождаться. Принудительное же распределение студентов, даже обучавшихся по госзаказу, отменено после того, как Казахстан ратифицировал Конвенцию по правам человека, - с мрачным юмором констатирует ректор.

- Компания, которая привозит в Казахстан европейских производственников для обучения наших специалистов - это очень редкое исключение. Сегодня мы по-прежнему имеем засилье иностранцев в нефтегазовой и других добывающих отраслях, а на все аргументы владельцы компаний говорят: ваши специалисты неграмотные, они не удовлетворяют нашим требованиям. Но посмотрите, кого европейцы и американцы сюда привозят - в основном, это топ-менеджеры. В Казахстан приезжали многие иностранные специалисты, но затем разворачивались и уезжали, говоря, что они тут работать не будут. Так что многое из утверждений - просто болтовня. Я не скажу, что наши работники выше по уровню подготовки, чем иностранные "технари", но по ряду специальностей их квалификация достаточно высока. Единственный бесспорный недостаток - они массово не знают английского языка. Я бы сказал, что, кроме всего прочего, у иностранных фирм слишком завышенные запросы. Например, требование знать иностранные стандарты. Желательно, чтобы обучение методам стандартизации компании проводили на месте, на государственном и русском языках, - пояснил Гумарбек Даукеев.  

- Нельзя сказать, что государством ничего не делается для исправления ситуации, но нужно время и, главное, средства. А еще, я хотел бы это подчеркнуть, - более  сбалансированное распределение этих средств. Иначе сейчас нашему вузу, как и многим в стране, выделяют около 2000 долларов на одного бакалавра, а новому университету в Астане - 20 000 долларов на обучение одного студента английскому языку. В такой ситуации,  конечно, непросто соревноваться с гуманитарными специальностями. А дайте нам хотя бы 10 000 долларов, и тогда посмотрим, кто кого опередит, - заключил ректор.

Юлия СМОЛИНА

Комментарии

Нет комментариев

Комментарии к данной статье отсутствуют. Напишите первым!

Оставить мнение