Реализация государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития (ГПФИИР) остается главным направлением модернизации экономики Казахстана. Поэтому выпускники технических организаций среднего профессионального образования (колледжей) будут востребованы всегда - ведь без них невозможно развитие экономики страны.
В зависимости от выбранной специальности срок обучения в колледже для окончивших 9 классов составляет три-четыре года. В течение этого периода они осваивают программу 10-11 классов школы, изучают общие гуманитарные, социально-экономические и общепрофессиональные дисциплины, проходят специальные предметы и получают знания и навыки, необходимые для решения профессиональных задач в процессе трудовой деятельности. При этом получение теоретических знаний сопровождается их закреплением и приобретением практических навыков в процессе прохождения учебно-ознакомительной и производственной практик. Производственная практика, как правило, проходит в организациях, учреждениях и на предприятиях. Диплом колледжа не только открывает перед будущим специалистом множество интересных перспектив, но и дает твердую опору в жизни, возможность полноценного трудоустройства.
За последние годы в Казахстане количество колледжей выросло с 357 до 494, число обучающихся в них увеличилось на 137 тысяч человек. Учеба в колледже - удобный вариант для тех, кто хочет сэкономить время и быстрее получить профессию. Причина такой популярности средних профессиональных учебных заведений обусловлена более низкой по сравнению с вузами стоимостью платы за обучение, а также возможностью не сдавать ЕНТ. Предназначение колледжа заключается в том, чтобы его выпускник пошел на работу, на производство. В то же время до сего дня около 70% выпускников этих учебных заведений после их окончания шли в вузы. Многие расценивали колледж как трамплин к поступлению в вуз без ЕНТ.
Постановлением правительства РК от 19 января с.г. утверждены "Типовые правила приема на обучение в организации образования, реализующие профессиональные учебные программы высшего образования". Согласно п.6 этого документа, "прием в высшие учебные заведения лиц, имеющих техническое и профессиональное, послесреднее образование (колледжи), на родственные специальности на обучение по сокращенным срокам на платной основе осуществляется по результатам комплексного тестирования". Следовательно, отныне выпускникам колледжей для того, чтобы продолжить обучение в вузе, необходимо пройти комплексное тестирование, так же, как и выпускникам организаций среднего образования - единое национальное тестирование.
Данное решение является совершенно оправданным как с юридических позиций, так и с позиции основной задачи университетов - повышения качества подготовки специалистов. Не вызывает сомнений тот факт, что выпускники средних школ, с одной стороны, и колледжей - с другой, должны иметь равные условия при поступлении в вузы. При этом выпускники колледжей имеют одно преимущество: это возможность продолжить обучение по сокращенной программе. Такую возможность они могут реализовать во многих государственных и негосударственных институтах и университетах. Речь идет о сокращении сроков обучения благодаря перезачету тех дисциплин, которые изучались ранее в колледже и присутствуют в дипломе о среднем профессиональном образовании.
Сегодня система образования в Казахстане претерпевает серьезные качественные изменения. Совершенствуются механизмы подготовки специалистов, внедряются новые методы и технологии обучения, все шире распространяются параметры Болонского процесса, вводятся программы академической мобильности, повышаются требования к молодым специалистам со стороны работодателей. Поэтому такие меры, как повышение проходного балла при поступлении в национальные вузы, усиление контроля знаний, создание равных условий для всех поступающих в вузы, актуальны и крайне необходимы.
Профессорско-преподавательский коллектив КазНТУ имени К.Сатпаева считает своевременными действия Министерства образования и науки Республики Казахстан по повышению качества высшего образования, подготовке конкурентоспособных специалистов.
Сарсенбек Жусупбеков,
проректор по учебной работе и международным связям КазНТУ имени К.Сатпаева