Кто готовит специалистов и сколько это стоит?
Отсутствие связи между вузами и работодателями остается камнем преткновения в подготовке кадров. О нерешенных и решенных проблемах в казахстанской высшей школе мы беседуем с президентом Ассоциации высших учебных заведений РК Рахманом Алшановым.
Имидж - деньги
- Ректор "Нового университета Астаны" имени Назарбаева назвал предполагаемую стоимость обучения в нем - не менее 12 000 фунтов в год (примерно 19 000 долларов США). Считаете ли вы эту сумму адекватной?
- Цена зависит от поставленной задачи. Если перед вузом ставится высокая задача, то и условия в нем должны быть соответствующие. Новый университет создается для того, чтобы экономить наши деньги. Мы же не можем вечно обучать "болашаковцев" за границей. Этот университет должен стать заменой зарубежным вузам, в которые Казахстан сегодня отправляет, в частности, стипендиатов этой программы. А когда речь идет о качественном образовании, то ставка должна делаться на лучших преподавателей лучших вузов мира. На 100-200 тысяч тенге никто не согласится работать. Поэтому желающие получить образование в новом университете должны быть готовы к такой оплате. Я думаю, что эта сумма подъемна. Многие казахстанцы получают образование в Гарварде и Оксфорде, а там, между прочим, образование стоит 75 тысяч долларов. В общей сложности около 33 тысяч наших сограждан обучаются за границей, из них только около трех тысяч по программе "Болашак". В КИМЭПе и КБТУ есть факультеты примерно с такой же стоимостью обучения.
- Иностранным преподавателям нужно платить больше. А как же быть казахстанским, уровень профессионализма которых зачастую не ниже?
- Да, такая проблема существует. Недавно она возникла в двух национальных университетах, куда по программе PhD приглашают иностранных специалистов. Каждому университету выделили по миллиону долларов. Конечно, приглашают самых лучших, с более высокой оплатой. А наши преподаватели, послушав лекции зарубежных коллег, говорят: "Мы не услышали ничего сверхъестественного, но платят им в десять раз больше, чем нам". Поэтому деньги нужно тратить грамотно, приглашая только необходимых нам специалистов, которых нет здесь, а не тех, кто первым попался под руку и согласился приехать сюда.
- А какова сегодня ситуация с преподавательским составом в вузах? В каких кадрах они нуждаются?
- В отличие от советской школы с ее методикой разжевывания, натаскивания и вдалбливания знаний (потому что технологии не менялись десятилетиями), сегодня знания, полученные на первом курсе, устаревают уже на втором. Поэтому сейчас востребованы адекватные кадры. У нас есть пожилые преподаватели, которые сидят в Интернете и приходят в аудитории с новыми идеями, а есть молодые, довольствующими старым багажом. Образно говоря, есть молодые старики и старые молодые.
Одно время из вузов ушло поколение среднего возраста. Остались ветераны и молодежь, которая не могла трудоустроиться в другой сфере или имела тягу к преподавательской деятельности, независимо от заработной платы. Когда в стране стал развиваться бизнес, частные структуры стали буквально вырывать среднее преподавательское звено, потому что им тоже были нужны "мозги". Когда в вузах научились находить ресурсы, повысилась зарплата (конечно, не в такой мере, чтобы конкурировать с банками), многие ушедшие в другие сферы начали сотрудничать с университетами. Такая система даже лучше, потому что обеспечивает связь теории и практики. Но проблема закрепления молодых преподавателей по-прежнему существует. Недавно я был в Актау, и ректор Актауского университета сетовал на то, что не может удержать талантливых ребят, поскольку нефтяные компании предлагают им 200 тысяч тенге, а он может только 40 тысяч - штатный оклад не позволяет. И получается, что от вузов требуют подготовки кадров самого высокого класса, а специалисты, которые могут их вырастить, уходят в другие сферы. Поэтому систему оплаты труда педагогов нужно менять кардинально. Есть выход в пределах существующей системы, только ее нужно реформировать. Годовая нагрузка у наших преподавателей составляет 700-1000 часов, в то время как в западных вузах она составляет 100-200. В оставшееся время западный преподаватель повышает собственную квалификацию, а наш работает со студентами, не поднимая головы. Мы объявили переход к западной кредитной системе, а методика осталась старой. Кредитная система заставляет учащегося работать самостоятельно. Преподаватель не должен брать в руки учебник и перечитывать его студенту. Можно в пять раз сократить часы, изменив подход к обучению. Тогда вместо пяти педагогов вуз будет держать одного, появится возможность повысить зарплату.
Недодел
- В адрес казахстанских вузов звучит критика по поводу уровня подготовки молодых специалистов.
- Балхашская медь и усть-каменогорский цинк на Лондонской бирже металлов признаны в качестве эталона. Но кто-нибудь задавался вопросом: кто готовил специалистов, добывающих "эталон"? По экспорту муки Казахстан вышел на первое место в мире. Кто учил мукомолов? По экспорту дубленой кожи Казахстан вырвался в лидеры и занимает пятое место в мире. Кто обучал специалистов кожевенного дела? Никто не ездит учиться на мукомола или кожевника по программе "Болашак". А подавляющая часть преподавателей в казахстанских вузах - отечественные. Другое дело, что в области информационных технологий, космоса подготовка специалистов у нас не ведется, но такой задачи и не было.
Экономика страны изменилась, стала рыночной, мобильной, многоотраслевой. В Казахстане сейчас около 100 сфер обслуживания, а также свыше 54 отраслей в промышленности. При этом спрос на специалистов того или иного профиля небольшой. А вузам рентабельно готовить кадры при большом наборе. Кроме того, сегодня предприятия самостоятельно определяют свой бюджет и кадровую политику. Когда мы просим дать заказ на специалистов заранее, никто не может его определить. В таких условиях подготовка адекватных кадров становится проблематичной. За рубежом крупные компании готовят свои кадры из специалистов общего профиля. Те же "Пепси-кола" или "Кока-кола" обучают особенностям своей работы в закрытых университетах. Мы тоже готовим бакалавров и магистров общего направления, а когда их нужно доводить "до кондиции", возникает вопрос качества преподавания. Но если вузы не знают, с какой сферой, с каким оборудованием и с какими тонкостями в работе столкнется выпускник, как они будут готовить нужных специалистов? Этот стык остается незакрытым и все время вызывает споры и противоречия между вузами и производством. Доквалификацию специалист должен получать в стране-производителе оборудования, на котором ему придется работать, или на рабочем месте. Иностранные компании ежегодно должны выделять порядка 120 миллионов долларов на обучение национальных кадров. На эти деньги можно создавать центры и в них доводить специалистов до кондиции…
- А куда сегодня уходят эти деньги?
- Это открытый вопрос. Мы тщетно пытались узнать, кто является оператором этих средств. В Министерстве образования они не проходят, в Совете иностранных инвесторов ответили, что они расходуются, а на что, не сказали. Своих детей учиться отправляют? Вон у меня сосед-американец хвалился, что обучил всех своих детей за счет Казахстана.
"Абитура" уходит в колледжи
- Считаете ли вы необходимым продолжить оптимизацию вузов?
- Сейчас в Казахстане 147 вузов - на 30 меньше, чем прежде. Министерство образования предлагает продолжить сокращение. Но я считаю, что оптимизировать вузы должна конкурентная среда - на основе рейтингов и выставляемых требований. Эти меры будут адекватными и достаточными. Какой дурак пойдет в вуз с низким рейтингом?
- Сегодня высшее образование в Казахстане коммерциализировано на 95 процентов. Считаете ли вы острой проблему доступности высшего образования?
- Конечно, проблема существует. За последние пять лет число обучающихся в вузах уменьшилось с 770 тысяч до 610 тысяч, количество заочников сократилось на 79 тысяч. Многие ушли в колледжи. Из 610 студентов около 130-140 тысяч обучаются за счет грантов, остальные учатся на платных отделениях. По моим подсчетам, родители ежегодно тратят на это примерно 80 миллиардов тенге. Эти деньги могли бы войти в другие сферы экономики. Но я думаю, что система грантов позволяет получить высшее образование талантливым молодым людям из бедных семей. Около 10 тысяч грантов выделяют частные компании, и это число растет. Свои гранты выделяют акиматы. Вообще образованием должны заниматься те, кому нужны специалисты - работодатели. У нас около 700 тысяч предприятий среднего и малого бизнеса. Если каждое выделит хотя бы по одному гранту, это будет 700 тысяч грантов.
- Каких изменений следует ожидать в системе высшего образования в ближайшие годы?
- Сейчас в мире бум университетов. В 14 тысячах университетов обучаются около 100 миллионов человек. Уровень образованности населения - важный фактор развития инновационной экономики. В Японии, например, до 30 процентов рабочих мест занимают люди с высшим образованием, потому что они имеют дело с уникальным оборудованием. По казахстанской программе форсированного индустриально-инновационного развития страны до 2014 года не видно, что государство собирается резко увеличить госзаказ в вузах. Существующее соотношение платного и бесплатного образования, по всей видимости, сохранится. Думаю, что одновременно будет расти доля студентов, обучающихся по грантам предприятий крупного, среднего и малого бизнеса.
Продолжится тенденция к переориентации абитуриентов на колледжи и к сокращению количества обучающихся в вузах, что не очень хорошо для инновационной экономики. За счет уменьшения численности обучающихся в вузах может сократиться количество частных вузов. Национальные университеты останутся, но приватизация вузов через акционирование будет продолжаться.
По существующим правилам, стоимость обучения на платном отделении должна составлять не менее 80 процентов от стоимости гранта, а стоимость гранта - около 300 тысяч тенге. Вообще, в вопросе стоимости обучения вузы будут ориентироваться на платежеспособность населения. Думаю, в ближайшие годы цена останется на нынешнем уровне.
Вероника Лим