3248 9-07-2020, 11:37

В Казахстане взят курс на повышение статуса и престижа профессии педагога

Устранить дефицит квалифицированных педагогических кадров, повысить компетентность учителей, мотивировать их перспективами профессионального роста – решение этих задач крайне необходимо не только в целях совершенствования отечественной системы образования, но и, по большому счету, для обеспечения национальной безопасности. Сеять «разумное, доброе, вечное» в умах подрастающих поколений должны люди, осознанно выбравшие эту профессию, имеющие призвание к педагогике, стремящиеся стать учителями с большой буквы.

Все упирается в кадры

Крепкие профессионалы, на которых еще держится система, в силу возраста постепенно отходят от дел. Кроме того, не прошли бесследно и тяжелые 1990-е годы, когда престиж профессии упал, из нее ушло немало кадров, а вузы стали набирать на педагогические специальности абитуриентов, так сказать, по остаточному принципу. Все это сегодня негативно отражается на состоянии отечественного образования, о чем красноречиво свидетельствуют международные рейтинги. В корне изменить сложившуюся ситуацию планируется в рамках государственной программы развития образования и науки на 2020-2025 годы.

Одна из главных ее задач – обеспечить высокий статус профессии педагога и решить комплекс проблем, связанных с подготовкой кадров для этой важнейшей сферы жизнедеятельности и повышением их квалификации. Чтобы достичь поставленных целей, придется пройти долгий и непростой путь, но, учитывая то, насколько трезво и даже жестко сами разработчики программы в лице Министерства образования и науки оценивают текущее положение дел, можно быть уверенными в изменении ситуации к лучшему.  

Как констатируют авторы документа, за время действия аналогичной программы-предшественницы, которая была рассчитана на 2016-2019 годы, удалось снять часть острых моментов. Например, увеличить численность педагогических кадров. Но многие проблемы еще предстоит решить. «Несмотря на ежегодный массовый выпуск специалистов в области образования, все еще сохраняется потребность в педагогических кадрах», - констатируют разработчики. В частности, это касается системы технического и профессионального образования, где потребность в мастерах и преподавателях специальных дисциплин выросла почти в 2,5 раза.

Кадровый дефицит привел к тому, что вакантные места стали занимать непрофессионалы. Как говорится в тексте программы, данная проблема особенно выпукло проявляется в дошкольных учреждениях. «В дошкольном образовании 41,8 процента педагогических работников не имеют образования по специальности «Дошкольное воспитание и обучение», 54 процента - не имеют квалификационную категорию», - констатируют разработчики.

На неутешительные выводы наталкивают и результаты прошлогоднего национального квалификационного тестирования среди преподавательского состава – его провело Министерство образования и науки. Не смогли подтвердить свою квалификацию 44 из 73-х тысяч педагогов, охваченных этим «экзаменом». В первых числах июня нынешнего года стартовал очередной раунд тестирования. Его итоги станут известны к началу нового учебного года. Хотелось бы надеяться на то, что результаты окажутся более обнадеживающими. Но будет ли так на самом деле – большой вопрос. Ведь на протяжении многих лет в профессию приходили те, кому просто больше некуда было идти, и надеяться на то, что со временем они станут новыми «ушинскими», «корчаками» и «алтынсариными», крайне сложно.  

Безусловно, все эти проблемы присущи далеко не только Казахстану. Во многих странах мира ситуация с педагогическими кадрами заставляет правительства бить в набат и браться за принятие срочных мер. За примерами далеко ходить не надо – достаточно взглянуть на соседнюю Россию. Впрочем, это ни в коем случае не должно служить основанием для самооправдания. Тем более что в современном мире есть немало примеров противоположного свойства.

Взять хотя бы Финляндию. Вот что рассказывает в своем Telegram-канале известный специалист по PR и многодетный отец Нуркен Халыкберген: «В Финляндии, чтобы стать учителем в рядовой средней общеобразовательной школе, нужно: получить высшее образование (причем степень магистра), пройти практику в качестве помощника (ассистента) учителя, потом сдать экзамен и защитить диплом, затем, когда освободится место в одной из школ, пройти конкурс (14-17 человек на одно место) и, вуаля, вы финский учитель. Только так вам доверят работать с умами детей – будущим финской нации, финской экономики, финских инноваций и конкурентоспособности».

У нас же пока иная ситуация. Как отмечают в Министерстве образования и науки, «на педагогические специальности поступают преимущественно абитуриенты с низкими баллами по итогам единого национального тестирования».

Да и неправительственный сектор у нас, в отличие от ряда других стран, не столь активен в решении подобных вопросов. Помнится, в прошлом году в ходе очередного заседания Совета иностранных инвесторов при президенте РК председатель совета директоров ERG Александр Машкевич апеллировал к опыту международной инициативы Teach For All. В ее рамках за счет социально ориентированного предпринимательства, грантов, поддержки глобальных фондов в образовательные организации привлекаются только лучшие выпускники университетов и колледжей, которые в течение двух лет обучают детей преимущественно из малообеспеченных семей. Благодаря такому подходу удается «убить сразу двух зайцев»: во-первых, решается задача, связанная с повышением качества образования, а во-вторых, растут статус и квалификация педагога. Реализация этой инициативы, например, в Израиле, по словам Машкевича, привела к тому, что «тысячи успешных и обеспеченных людей бросают карьеру, чтобы стать простыми учителями. Причем желающих так много, что место преподавателя получает только один из пяти».

К сожалению, нам пока далеко до этого. У нас не только гражданский сектор не испытывает заинтересованности в подготовке качественных педагогических кадров, но и сами образовательные учреждения. Как утверждают в профильном министерстве, у них отсутствуют стимулы к тому, чтобы привлекать и удерживать талантливых педагогов - не просто способных, но и желающих развиваться, совершенствоваться, расти в профессиональном плане. Не используются и какие-либо льготы и преференции, например, дорожные и жилищные субсидии. Как следствие, «до 35 процентов педагогов уходят в другие сферы», - говорится в тексте программы развития образования на ближайшее пятилетие. Усугубляет ситуацию и то, что «отсутствуют механизмы альтернативного входа в педагогическую профессию для мотивированных претендентов», - констатируют авторы документа.

Именем закона

Конечно, Министерство образования и науки все эти годы не сидело сложа руки – оно предпринимало необходимые меры для решения существующих проблем или хотя бы снятия их остроты. Но не всегда эти шаги приносили желаемый результат. Как констатируют авторы программы, «благодаря внедрению новой системы карьерного роста учителя заработная плата увеличена на 30-50 процентов от должностного оклада (педагог, педагог-модератор, педагог-эксперт, педагог-исследователь, педагог-мастер). Кроме того, учителям, преподающим предметы на английском языке, установлена доплата в размере 200 процентов от базового должностного оклада». Но, тем не менее, эти шаги не сделали педагогов финансово независимыми. «Заработная плата в сфере образования остается одной из наиболее низких по экономике, что является негативным фактором, сдерживающим приток квалифицированных кадров», - говорится в тексте программы.

Впрочем, вопрос оплаты учительского труда находится на постоянном контроле руководства страны. В частности, с начала текущего года зарплаты были повышены более чем на 25 процентов. Кроме того, как отмечают в Министерстве образования и науки, в новом учебном году педагогам будут платить за проверку тетрадей и классное руководство. В целом же в рамках реализации текущей пятилетней программы планируется к 2025 году довести соотношение заработной платы педагога к среднемесячной заработной плате в целом по экономике страны до 103-х процентов. Иначе говоря, среднестатистический преподаватель станет получать больше, чем среднестатистический работающий казахстанец.

Мощным инструментом для достижения этой цели призван стать принятый в декабре прошлого года Закон РК «О статусе педагога». Статус этот теперь «особый», направленный исключительно на обеспечение условий для осуществление учителями и преподавателями их профессиональной деятельности. И в первую очередь, он, конечно же, имеет целью повышение уровня доходов представителей этой важнейшей профессии. Появилась даже отдельная статья – «Право педагога на материальное обеспечение». В ней не только четко прописана учебная нагрузка на преподавателей, работающих в учреждениях различных ступеней системы образования, но и оговорены дополнительные стимулирующие выплаты. Например, для педагогов, занятых в государственных организациях, устанавливается доплата в размере 17 месячных расчетных показателей (МРП) за степень доктора философии (PhD) или доктора по профилю. На сегодня это почти 50 тысяч тенге. Для учителей школ, имеющих степень магистра по научно-педагогическому направлению, предусмотрена доплата к заработной плате в размере 10-кратного МРП (почти 28 тысяч тенге на текущий момент). Кроме того, закон четко проговаривает, что «местные исполнительные органы вправе устанавливать дополнительные стимулирующие выплаты педагогам в виде вознаграждения в размере не менее 300-кратного МРП».

Профессиональный рост педагогических кадров призвана стимулировать заложенная в законе система поощрений. Например, предусмотрено ежегодное денежное поощрение из средств республиканского бюджета обладателям звания «Лучший педагог». Кроме того, педагог, образцово исполняющий свои обязанности и удостоенный почетного звания «Қазақстанның еңбек сіңірген ұстазы», имеет право на единовременную выплату в размере 1000-кратного МРП (почти 2,8 миллиона тенге). Те же, кто подготовил победителей и призеров международных школьных олимпиад, конкурсов, а также спортивных соревнований, могут рассчитывать на единовременное вознаграждение в размере трех должностных окладов.

Кроме того, законом установлен мощный блок социальных гарантий, который способен не только удержать в профессии лучших специалистов, но и привлечь в нее грамотную, талантливую и ответственную молодежь. В частности, педагогам гарантируется жилье, в том числе служебные квартиры, общежития, а также (применительно к сельской местности) приоритетное выделение земельных участков под индивидуальное жилищное строительство. Плюс увеличен до 56 календарных дней трудовой отпуск, при выходе в который педагог должен получить пособие на оздоровление в размере должностного оклада.

Особое внимание уделено учителям, работающим на селе. Как отныне закреплено в законе, для них «по решению местных представительных органов устанавливаются повышенные не менее чем на двадцать пять процентов оклады и тарифные ставки по сравнению со ставками педагогов, осуществляющих профессиональную деятельность в городских условиях». Также за счет местных бюджетов предусмотрена помощь в приобретении топлива и оплате коммунальных услуг.

Отдельная тема – учителя, приезжающие работать в сельскую местность. Как известно, в Казахстане на протяжении нескольких лет действует государственная программа «С дипломом в село». К сожалению, массового притока квалифицированных педагогов в аулы она так и не спровоцировала, хотя и предусматривала ряд заманчивых льгот и преференций. С появлением же в Законе «О статусе педагога» норм, касающихся предоставления им подъемных пособий и оказания социальной поддержки для приобретения или строительства жилья, возникает надежда на то, что ситуация изменится в лучшую сторону.

Свою роль в повышении престижа профессии призваны сыграть и те положения Закона,  в которых речь идет об освобождении учителей и преподавателей от выполнения несвойственных им функций. Несколько лет назад уже был отменен подворовой обход микрорайонов в рамках всеобуча и сокращен до двух перечень документов, подлежащих заполнению учителями-предметниками. Теперь же, с появлением у педагогов законодательно закрепленного особого статуса, никто не имеет права привлекать их к работам, не связанным с их профессиональными обязанностями, требовать отчетов и проводить проверок, не предусмотренных законодательством, превращать их в завхозов, возлагая обязанности по приобретению необходимых для школы товаров.

Повышать квалификацию и компетентность педагогов планируется несколькими путями. Это и система наставничества, и специальные курсы, и стажировки, в том числе в рамках государственной программы «Болашак», и установление жестких квалификационных критериев. Как отметил на отчетной встрече с населением министр образования и науки Асхат Аймагамбетов, «с этого года усовершенствована система аттестации педагогов, усилены требования к проходным баллам для квалификационных категорий. Впервые внедрена аттестация для руководителей организаций образования. Они теперь проходят аттестацию, по результатам которой им присваиваются категории с доплатой к окладу от 30 до 100 процентов. Впервые заработная плата руководителей будет дифференцирована в зависимости от результатов работы».

Немаловажным аспектом стало внедрение практики посткурсового мониторинга и посткурсового сопровождение педагогов для повышения качества преподавания. Об этом тоже говорил глава ведомства: «Мы переходим к ваучерной системе организации повышения квалификации, тем самым создаем возможность для развития рынка этих услуг и усиления конкуренции. Кроме того, обеспечена возможность переподготовки, а также «бокового входа» в профессию. Отменена практика утверждения программ курсов министерством, что тоже дает возможность для развития рынка услуг».

Ну и, конечно же, предусмотрены меры, направленные на то, чтобы в профессию люди приходили осознанно и чтобы в ней не было случайных фигур. Так, отныне проходной балл для абитуриентов, поступающих на педагогические специальности, повышен до 70 баллов. Студенты, готовящиеся стать учителями, будут получать повышенную стипендию в 42500 тенге.  Кроме того, ужесточены требования к вузам, готовящим педагогические кадры.

Тут была мобильная реклама Тут была реклама

Комментарии