Педагог – центральная фигура в системе образования, будь то дошкольное, школьное, среднее специальное, высшее. Именно он призван сеять «разумное, доброе, вечное», именно от него во многом зависит то, какие знания получат дети, с чем они вступят во взрослую жизнь. Поэтому в государственной программе развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы вопросам подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, повышения их престижа и статуса уделено особое внимание.
Не секрет, что вследствие социально-экономических трудностей, которая наша страна в силу объективных трудностей пережила в 1990-х, и изменения профориентационных предпочтений молодежи того времени в педагогических коллективах образовался некий межпоколенческий разрыв. По мере укрепления экономики страны руководство Казахстана стало предпринимать шаги, направленные на устранение данной диспропорции. Прежде всего, речь идет об увеличении количества государственных образовательных грантов, выделяемых на педагогические специальности. Благодаря этому в школы должны прийти десятки тысяч молодых учителей, долю которых за четыре года действия программы запланировано существенно увеличить. И заодно будет создан хороший задел на будущее, чтобы было кем заменить тех, кто в силу возраста уйдет на пенсию.
Цифры говорят сами за себя: если в 2015 году на подготовку педагогических кадров в высших учебных заведениях Казахстана было выделено чуть больше шести тысяч государственных грантов, то в 2017-м – 8235, а в прошлом – 9499. Почти 60-процентный рост за четыре года!
Одновременно повышаются заработные платы учителей, что очень важно в плане повышения степени привлекательности этой профессии в глазах молодежи. Да, они росли и раньше, но не очень высокими темпами. Скажем, за период с 2012-го по 2015-й, то есть за три года, средний размер месячной учительской зарплаты по стране увеличился с 67,9 до 77,5 тысячи тенге. А вот в 2016-м, то есть в первый год действия государственной программы, он достиг сразу 99,1 тысячи. Кстати, тогда и была запущена новая система оплаты труда педагогических работников, которая предусматривает дифференцированные доплаты и стимулирующие надбавки, имеющие целью заинтересовать их в постоянном повышении своей квалификации. Дальше - больше: год спустя средний уровень зарплат вырос до 108 тысяч.
Тут нужно сказать, что в казахстанских школах работают почти 300 тысяч учителей. Можно представить, сколь значительные финансовые средства выделялись из бюджета на эти цели. А недавно, 1 июня с.г. в соответствии с подписанным президентом страны законом о внесении изменений и дополнений в республиканский бюджет произошло очередное повышение окладов. Оно коснулось всех учителей – их зарплаты увеличились на 15-25 процентов в зависимости от категории и стажа.
Действующая ныне система материального стимулирования направлена на то, чтобы учителя стремились повышать свои профессиональные знания и навыки, преподавать школьные предметы с максимальным учетом современных требований. В рамках реализации госпрограммы в начале 2016 года глава профильного министерства издал приказ, предусматривающий организацию курсов повышения квалификации педагогических кадров по обновленному содержанию среднего образования. К этой важной работе были привлечены специалисты АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», Национального центра «Орлеу», высших учебных заведений, различных образовательных центров. Обучение учителей осуществлялось поэтапно. За первые три года (2016-2018) курсы прошли 230,9 тысячи школьных педагогов, на обновленное содержание было переведено обучение почти 73-х процентов учащихся общеобразовательных учреждений. За этот же период доля школьных учителей, имеющих высшую и первую категорию, увеличилась с 49,8 до 54,5 процента. То есть уже в прошлом году был перевыполнен целевой показатель (54 процента), которого, согласно программе, предусматривалось достичь к концу 2019-го, последнего года ее реализации. И работа во всех этих направлениях продолжается.
В констатирующей части государственной программы отмечалось, что «сдерживающим фактором качественных показателей школьного образования остается все еще низкий статус профессии учителя. Не выработаны новые подходы повышения общественного имиджа учителя, высокой материальной и духовной мотивации». А в 2018-м в своем Послании народу Казахстана первый президент РК Нурсултан Назарбаев поручил разработать специальный закон о статусе педагога. "Он должен предусмотреть все стимулы для учителей и работников дошкольных организаций, сократить нагрузку, оградить их от непредвиденных проверок, несвойственных функций…. Они должны готовиться к урокам, работать положенное время", – отметил Елбасы.
Вначале Министерство образования и науки предложило концепцию данного законопроекта (это было прошлой осенью), которая прошла широкое обсуждение и в экспертной среде, и в педагогических коллективах. Высказанные замечания и предложения были учтены при разработке уже собственно самого законопроекта. Работа над ним была непростой, поскольку сопровождалась множеством споров, дискуссий, столкновением различных мнений. В рабочую группу по его подготовке, помимо представителей МОН, депутатов парламента, включили и двух учителей. Наиболее интересные предложения публиковались на интернет-ресурсе министерства. После этого законопроект вынесли на публичное обсуждение. Рассмотрение его в парламенте должно начаться во время осенней сессии, которая стартует совсем скоро.
Пока трудно сказать, каким будет точное содержание законопроекта при его поступлении в мажилис. И тем более мы не можем знать, в каком виде он поступит на подпись главы государства. Но из тех норм, которые фигурировали в уже обнародованном варианте, можно выделить следующие. Например, четко прописано, что «не допускается привлечение педагогов к другим работам, не связанным с их профессиональной деятельностью». Дирекция школы может вызвать учителя для выполнения какой-то работы в период пребывания его в трудовом отпуске только в том случае, если он сам даст согласие. Причем ему должны возместить это либо в виде денежных выплат, либо в виде предоставления неиспользованной части отпуска в другое время. Предусмотрены нормы, защищающие педагогов от вмешательства родителей учащихся в их профессиональную деятельность (что сейчас в школах происходит довольно часто). В случае нарушения их прав кем бы то ни было они вправе обращаться в суды и иные инстанции. Гонения или травля по субъективным мотивам в отношении учителей со стороны администрации недопустимы, а виновные в этом лица подлежат установленной законом ответственности. Разумеется, наряду с правами прописаны и обязанности.
Законопроект также содержит нормы, касающиеся социальных гарантий для учителей. В частности, предлагается выплачивать им пособие на оздоровление при предоставлении ежегодного трудового отпуска в размере не менее двух должностных окладов. Также предлагается предусмотреть программу льготного кредитования (путем снижения кредитной ставки или первоначального взноса) при приобретении педагогами жилья. И т.д.
Словом, государство серьезно намерено поднять статус и престиж учительской профессии, чтобы школьные педагоги могли работать, ни на что не отвлекаясь, чувствуя себя защищенными, имея стимулы к постоянному повышению своей квалификации. А это должно привести к повышению качества образовательных услуг, к тому, что из казахстанских школ будут выходить юноши и девушки, имеющие хорошие знания и максимально готовые к освоению более сложных учебных программ, которые ждут их в вузах и колледжах.