2554 27-06-2020, 11:23

Выборы в мажилис: сценарий власти, партийный расклад и влияние коронавируса

Судя по всему, не за горами очередная электоральная кампания: уже началась подготовка к выборам в парламент. Мы попросили известных отечественных политических аналитиков высказать свое мнение по этому поводу, адресовав им следующие вопросы:  

  1. Когда состоятся выборы, и как они будут проходить? 
  2. Возможно ли появление к тому времени новых партий? 
  3. Каким может быть сценарий власти, и насколько он реализуем? 
  4. С какими лозунгами пойдут на выборы партии, представленные сегодня в парламенте? Как бы вы оценили их шансы? 
  5. Кто еще может составить им конкуренцию и преодолеть 7-процентный барьер? 
  6. Как на сроки и организацию выборов может повлиять эпидемия коронавируса? 

Максим Казначеев, политолог: «Борьба будет не за состав парламента, а за состав фракции «Нур Отана»

В соответствии с законодательством выборы в мажилис должны пройти до 20 марта 2021 года. Однако сложная эпидемиологическая ситуация может стать предлогом для их переноса. 

Выборы могут быть перенесены как на более ранний срок – в случае улучшения эпидемиологической обстановки, так и на более поздний – в случае сохранения тяжелой динамики заболеваемости. Даже прогнозируемое к ноябрю-декабрю текущего года завершение клинических испытаний вакцины от коронавируса не снимет рисков. Власти просто не успеют провести тотальную вакцинацию более чем 10 миллионов избирателей к дате голосования.

Риски массового заражения повысят значимость виртуальных каналов передачи информации, социальных сетей. Одновременно с этим снизится эффективность прямых встреч с избирателями, различных массовых акций – митингов и пикетов. 

Кроме того, могут оказаться востребованными различные схемы дистанционного голосования без обязательного посещения избирательных участков – например, посредством использования электронных подписей граждан. Такие схемы, с одной стороны, способны существенным образом увеличить количество тех, кто примет участие в выборах, – «виртуальная явка» может приблизиться к 100%, если голосование будет проводиться с помощью домашнего интернета или смартфонов. Это был бы беспрецедентный уровень охвата электората за всю историю избирательных кампаний в Казахстане. 

Но, с другой стороны, использование таких схем несет с собой риски, связанные с возможными масштабными фальсификациям. Профильным госорганам – Центральной избирательной комиссии, Министерству цифрового развития – уже сейчас необходимо отработать механизмы верификации таких «виртуальных избирателей», чтобы предотвратить возможности многократного голосования либо использования права голоса гражданина без его ведома.

В случае проведения выборов в конституционные сроки (март 2021 года) есть шанс на то, что к тому времени будут зарегистрированы новые партии. Если же выборы пройдут досрочно, уже осенью (октябрь-ноябрь) нынешнего года, то, скорее всего, список партий, которые поведут борьбу за депутатские мандаты, не изменится. 

Власть сохраняет контроль над ходом партийного строительства через неопределенность самого процесса регистрации новых партий Минюстом, а потому появление новых игроков на этом поле по-прежнему невозможно без принципиального одобрения со стороны администрации президента. 

Косвенно на возможность появления новых партий указывает снижение порога численности членов для их регистрации. Целый ряд внутриэлитных групп демонстрируют свою готовность к формированию партийных структур. Однако воздерживаются от этого до получения от АП твердых гарантий успешного прохождения ими процедуры регистрации.  

Таким образом, появление новых политических партий поставлено в зависимость от видения президентской администрацией того, какой должна быть модель партийного пространства, а стихийная гражданская активность на низовом уровне может надежно блокироваться Министерством юстиции через затягивание процесса рассмотрения учредительных документов.  

Перед Ак-ордой стоит задача сохранить управляемость внутриполитической ситуацией в стране. А потому предстоящие выборы необходимо провести в максимально спокойной обстановке. Идеальным сценарием для власти является сохранение парламентского большинства за партией «Нур Отан» и наличие в мажилисе небольшого представительства конструктивной оппозиции.

Внутриэлитным оппонентам Ак-орды было бы интересно изменить этот сценарий – добиться прохождения в нижнюю палату максимально возможного количества партийных структур. Однако такой вариант сопряжен с риском размывания парламентского большинства партии «Нур Отан», что может быть негативно воспринято ее лидером – Нурсултаном Назарбаевым. А конфликтовать с ним пока не готова ни одна из ведущих внутриэлитных групп.

Поэтому в данный момент развернулась борьба за места в партийном списке партии власти – все игроки стремятся насытить его своими протеже. На это нацелены и предстоящие праймериз «Нур Отана», и различные формы политтехнологического давления на процесс формирования партийного списка – такие, как создание Лиги сторонников «Нур Отана». Упрощенно можно сказать, что сейчас идет борьба не за будущий состав парламента, а за состав фракции партии власти.  

Представленные сегодня в мажилисе «Нур Отан», «Ак жол» и КНПК, думаю, будут придерживаться консервативной стратегии на удержание электората, имеющегося у каждой из этих партий. Главное для них – повторить результаты выборов 2016 года.

В условиях текущего экономического кризиса на первый план выйдет социальная повестка, проблематика. касающаяся поддержки уязвимых слоев населения. Поэтому предвыборные партийные программы станут более «социально ориентированными». 

В то же время запрос на новых лидеров в стране высок, а потому регистрация новых политических партий либо ребрендинг старых способны существенно повлиять на результаты голосования. Следует признать, что «усталость» от «Нур Отана» очень сильна.  Поэтому избиратели могут голосовать не за какие-то конкретные идеи, а просто против существующих парламентских партий.

Нужно отметить еще один важный момент. Для сохранения конституционного большинства Ак-орде достаточно обеспечить «Нур Отану» две трети депутатских мандатов. Соответственно, нет смысла повторять результат 2016 года – более 82% поддержки, полученной в том числе за счет использования административного ресурса. Партии власти можно «дать» существенно меньше, например, около 70–75% голосов. А на «освободившиеся» 7–12% провести в мажилис четвертую партию. 

Отдельно следует сказать о возможности ребрендинга «старых» непарламентских партий – таких, как НДПП «Ауыл», ОСДП, «Бирлик». Аморфность идеологии, слабое позиционирование, отсутствие ярких лидеров делают эти партии идеальными кандидатами на переформатирование. Потенциальный заказчик на партийном рынке может в более короткие сроки, чем если бы пришлось создавать политическую силу «с нуля», получить новый бренд, нацеленный на аккумулирование протестных настроений граждан. 

 

Юрий Булуктаев, доктор политических наук: «Выборы пройдут как обычно»

1. Выборы пройдут в положенные сроки. Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 85 Конституционного закона РК «О выборах в Республике Казахстан», основанием для назначения очередных выборов является окончание конституционного срока полномочий депутатов мажилиса. На основании пункта 2 статьи 85 Конституционного закона, выборы депутатов нижней палаты парламента назначаются президентом РК не менее чем за пять месяцев и проводятся не позднее, чем за два месяца до окончания срока полномочий депутатов мажилиса. Последние парламентские выборы в Казахстане прошли 20 марта 2016 года. Согласно Конституции, срок полномочий депутатов мажилиса составляет пять лет. Следовательно, следующие выборы в законодательный орган должны пройти в начале 2021 года. Как они будут проходить? Как обычно, в соответствии с Законом о выборах. 

2. Появление новых партий вряд ли возможно. Решающим здесь выступает временной фактор. То есть, до объявления выборов общественные объединения, претендующие на то, чтобы называться политическими партиями, не успеют пройти регистрацию. 

3. Этот вопрос следует задать представителям самой власти. Эксперты могут лишь строить предположения. Ясно, что в интересах власти сохранение существующей партийной системы с доминирующей партией, в качестве которой выступает «Нур Отан». И такой сценарий вполне реализуем.

4. Насчет лозунгов говорить еще рано. Хотя лидеры и активисты парламентских партий, возможно, уже сейчас могут компетентно ответить на этот вопрос. Шансы на прохождение в мажилис у всех трех партий велики. И «Нур Отан», и «Ак жол», и КНПК наверняка преодолеют 7-процентный барьер и вновь станут парламентскими. Изменится лишь соотношение депутатских мандатов.  

5. Ни одна из трех других партий (ОСДП, «Ауыл», «Бирлик»), не в состоянии составить им конкуренцию и соответственно  преодолеть 7-процентный барьер. Уж слишком низким был уровень их электоральной поддержки на прошлых выборах. В межэлекторальный период со стороны трех непарламентских партий не было замечено активизации организационно-партийной работы. А без этого трудно рассчитывать на успех.

6. Главная черта коронавируса – это его непредсказуемость. Эпидемия может накатываться волнами. Но, на мой взгляд, на сроки и организацию выборов она не повлияет. Ведь если что, можно провести и онлайн-голосование

 

Тут была мобильная реклама Тут была реклама

Комментарии