Выборы в мажилис РК и в маслихаты пройдут в конституционные сроки и по партийным спискам. Такое заявление сделал, выступая на расширенном заседании политсовета партии «Нур Отан», ее председатель и первый президент РК Нурсултан Назарбаев. А поскольку Основным законом страны предусмотрен пятилетний срок полномочий депутатов и нижней палаты парламента, и местных представительных органов, то их предстоит избирать не ранее начала 2021 года.
Как известно, согласно изменениям, внесенным в выборное законодательство Казахстана в прошлом году, теперь не только мажилис, но и маслихаты будут формироваться сугубо по партийному принципу. От так называемой мажоритарной системы, когда на местных выборах люди голосовали за отдельных кандидатов, в том числе беспартийных, решено полностью отказаться. И в этом, надо признать, есть определенное рациональное зерно.
До сих пор даже в самых развитых странах мира не выработано единого мнения по поводу того, какая избирательная система является наиболее справедливой, максимально полно учитывающей интересы и настроения электората. У каждой из них есть свои достоинства и недостатки. Поэтому в разных странах с учетом местных условий используют либо мажоритарную, либо пропорциональную (по партийным спискам), либо смешанную (включающую в себя элементы и той, и другой) форму избрания депутатов законодательных и местных представительных органов.
Если говорить применительно к Казахстану, то полный переход на пропорциональную систему способен решить две важные задачи. Во-первых, минимизировать влияние таких довольно распространенных у нас явлений, как трайбализм и коррупция. Не секрет, что зачастую на выборах в маслихаты избиратели голосуют не за программы кандидатов, не за проповедуемые ими идеи и даже не за их личные достоинства (принципиальность, честность, неравнодушие к нуждам людей, умение решать проблемы), а по принципу «свой - чужой». Имеется в виду принадлежность того или иного претендента к какому-то роду или клану. Бывает и так, что состоятельные граждане в обход закона скрытно «покупают» голоса электората, чтобы попасть в маслихат и, используя затем депутатский статус, решать какие-то свои дела, в том числе связанные с собственным бизнесом. Теперь же, с изменением системы выборов, кандидатуры всех, кто хочет попасть в предвыборные списки, должны быть рассмотрены и утверждены на партийных конференциях и съездах. А это уже совершенно другое дело, поскольку за каждого включенного в такие списки, ответственность несет партия, которой нет смысла ставить под угрозу свою репутацию в глазах населения.
Во-вторых, переход на пропорциональную систему избрания в местные избирательные органы должен значительно активизировать партийную жизнь. Пока же нужно честно признать, что, за исключением трех политических партий, представленных в мажилисе («Нур Отан», «Ак жол» и КНПК), остальные в межэлекторальный период ведут себя довольно пассивно. А особенно «хромает» их работа в регионах. Между тем, чтобы стать влиятельной политической силой, нужно активно проявлять себя не только на республиканском уровне, но и на всех других, включая самый низовой – то, что принято называть глубинкой. А выборы в маслихаты по партийным спискам способны стать в этом смысле отличным стимулом.
Кстати, надо сказать, что до сего времени, пожалуй, только «Нур Отан» и отчасти «Ак жол» активным образом боролись за места в местных представительных органах, тогда как остальные политические партии в ходе электоральных кампаний концентрировали свои основные усилия на том, чтобы пройти в парламент, считая выборы в маслихаты делом второстепенным. Не случайно, например, из избранных три года назад 37 депутатов Алматинского городского маслихата 35 были от «Нур Отана», и лишь двое представляли другие партии – «Ак жол» и «Ауыл». В Южно-Казахстанский областной маслихат тогда избрали 50 депутатов, из которых один был выдвиженцем «Ак жола», тогда как всех остальных делегировал «Нур Отан».
Изменения, внесенные в прошлом году в Закон «О выборах», исключают вероятность того, что в каком-то маслихате (областном, городском, районном) будет представлена только одна партия. Да, в нем содержится норма, согласно которой для вхождения в местный представительный орган требуется заручиться поддержкой, самое меньшее, семи процентов избирателей, принявших участие в голосовании, но если этот порог преодолеет лишь одна партия, то занявшая второе место тоже получит, как минимум, одно место в данном маслихате. Иначе говоря, при любом раскладе хотя бы какая-то альтернатива будет обеспечена.
На прошлых выборах казахстанцы избирали 550 депутатов маслихатов областей и городов республиканского значения. Плюс 625 в городах областного значения (от 30 до 11 народных избранников в каждом в зависимости от численности населения) и свыше двух тысяч в районах (от 25 до 11 в каждом). В сумме получается более 3200 депутатских мест – довольно внушительное количество.
Поскольку уже заявлено, что выборы пройдут в конституционные сроки, то получается, что у партий есть почти полтора года на подготовку к ним. Иначе говоря, времени более чем достаточно. «Нур Отан» устами своего лидера Нурсултана Назарбаева уже объявил о начале своей перезагрузки, чтобы во всеоружии подойти к выборам в мажилис и в маслихаты. По его словам, партия, все ее члены, а особенно госслужащие, должны быть ближе к народу, не бояться публичности, активнее использовать в этом плане средства массовой информации и социальные сети. Он также определил круг основных задач, решением которых «Нур Отан», насчитывающий в своих рядах более миллиона человек, должен заняться, чтобы выше поднять свой авторитет в глазах населения и заслужить право повести народ за собой.
Теперь очередь за другими партиями. А их, помимо «Нур Отана», в Минюсте РК зарегистрировано пять. Это «Ак жол», Коммунистическая народная партия Казахстана (КНПК), «Ауыл», «Бирлик» и Общенациональная социал-демократическая партия (ОСДП). В каждой их них, согласно данным, предоставленным при регистрации, числятся от 100 до 260 тысяч членов. В количественном плане это мощная сила, и теперь важно, чтобы количество переросло в качество. Возможно, захотят оформиться в партии и те общественно-политические движения, которые появились в последнее время. В этом плане, видимо, стоило бы рассмотреть вопрос о снижении минимального порога численности партии (сейчас он составляет 40 тысяч) для получения ею официальной регистрации.
Впрочем, совсем скоро, как ожидается, будет созвано первое заседание Национального совета общественного доверия, организованного по инициативе главы государства Касым-Жомарта Токаева. И некоторые члены НСОД уже заявили, что собираются поднять на нем вопросы, касающиеся совершенствования отечественного законодательства о развитии партийной системы, о выборах…
Так что поживем-увидим.