Все большую популярность в Казахстане приобретает медиация как альтернативный способ разрешения конфликтных ситуаций, а вместе с ней и профессия медиатора. Сегодня у нас в гостях медиатор международного класса, президент Международного правозащитного центра, при котором действует один из крупнейших центров медиации в стране Жандильда Жакупов. С ним мы обсудим преимущества и недостатки применения этой процедуры на разных уровнях в нашей стране.
- Жандильда Ажигалиевич, насколько, на ваш взгляд, было правильным решение возложить на Ассамблею народа Казахстана миссию оказывать содействие развитию института медиации в сфере общественного согласия и общенационального единства?
- Основная миссия Ассамблеи - укрепление единства народа, поэтому идея передать ей развитие института медиации в целом была неплохой. Но фактически она реализовалась не так, как хотелось бы. Являясь экспертом в этой области, считаю, что сначала следовало бы разработать комплексный план действий и привлечь к этой работе профессиональных экспертов медиации...
Ассамблея народа Казахстана сделала упор, прежде всего, на общественных медиаторов. Но для работы с народом необходимо иметь определенные коммуникативные, профессиональные навыки. Людей необходимо этому учить – посредством семинаров, курсов, тренингов. Формального подхода медиация не терпит. Поэтому во всех своих выступлениях я говорю о том, что в Казахстане необходимо создать отдельный орган, который координировал бы развитие института медиации.
- Какие плоды приносит развитие медиации в Казахстане – сколько дел/конфликтов ежегодно решается таким методом?
- К большому сожалению, единую статистику определить невозможно, по той простой причине, что мы не знаем истинное количество действующих медиаторов, организаций, которые ведут реестр медиаторов. Соответственно мы не можем привести цифры, сколько дел и конфликтов ежегодно решается путем медиации. Как я уже говорил, нам нужен единый специальный орган, который бы занимался координацией всех вопросов, касающихся института медиации, в том числе вел статистику.
Ясно одно - количество дел, разрешенных медиаторами, ежегодно растет. К примеру, наш Центр медиации помогает решать споры на любой стадии: до суда, в ходе суда, во время ведения исполнительного производства. Если в 2017 году наши медиаторы урегулировали 2 тысячи споров, а в 2018-м – 3 тысячи, то в 2019-м – уже 4 тысячи. Только за прошлый год нашими специалистами проведено медиаций на сумму более 1 миллиарда тенге.
- Понятно, что останавливаться на достигнутом еще рано. Что необходимо предпринять, чтобы медиация стала распространенным и популярным способом урегулирования споров среди населения?
- Во-первых, внедрить обучающие мероприятия в школах, учебных заведениях, запустить социальные программы, видеоролики и т.д. Население должно получать как можно больше информации об этом альтернативном суду способе.
Во-вторых, установить жесткий контроль за качеством оказываемых медиаторами услуг. Поскольку недобросовестно оказанные услуги сильно бьют по авторитету медиации и умаляют ее возможности.
В-третьих, увеличить государственную поддержку институту медиации, так как одними усилиями медиаторов развивать его очень сложно.
Кстати, наш Центр еще предлагает введение в практику обязательной информационной беседы с медиатором до подачи заявления в суд, чтобы у граждан был выбор: решать спор в судебном порядке или в рамках медиации на выгодных для себя условиях.
- Ваш Международный правозащитный центр создан по инициативе Ассамблеи народа Казахстана 15 лет назад. С какой целью? Какие задачи он выполняет?
- Да, наш Центр создан в 1997-ом году по инициативе девяти национально-культурных центров. Цель создания – правовая помощь социально-уязвимым слоям населения (инвалидам, пенсионерам, многодетным мамам и другим). В 2011 году с принятием Закона РК «О медиации» сфера деятельности нашего Центра была расширена деятельностью по медиации или урегулированию споров с помощью посредника.
Сегодня в нашем Центре числится более 300 практикующих профессиональных медиаторов, которые оказывают медиативные услуги во всех регионах республики. Они дают правовые консультации, проводят процедуры медиации, переговоры для урегулирования споров, обучают медиации и ведению переговоров, участвуют в разработке предложений, инициативно вносят эти предложения в действующее законодательство, развивают международное сотрудничество и т.д. Как я уже говорил, за прошедший год ими проведено более 4 тысяч медиаций и урегулировано споров на сумму около 1 миллиарда тенге.
- Сложно ли освоить профессию медиатора?
- Для полноценного освоения профессии медиатора и переговорщика необходимо пройти недельный курс обучения. К слову, на прошлой неделе в Доме дружбы города Алматы мы провели семинар-тренинг на тему «Современные методы управления конфликтами. Переговорные стили» с участием представителей общественных организаций, сотрудников Казахстанско-Немецкого университета, руководителей этнокультурных объединений - свыше 50 человек. Тренинг был предназначен для всех, кто хочет научиться конструктивно решать возникающие споры и конфликты. Это актуальная компетенция на сегодняшний день. Участники получили инструменты и техники медиаторов и переговорщиков, освоили способы управления эмоциональным состоянием, применения активного слушания, раппорта, мозгового штурма и другое.
- А можно ли в современных условиях использовать древние казахские обычаи по разрешению споров?
- Уверен, что древние институты разрешения споров могут быть вполне успешно применены и модернизированы в современных условиях. Сегодняшняя процедура медиации схожа с институтом биев в том, что медиатора также как и когда-то бия выбирают для разрешения спора. Но есть и отличия. Во-первых, бии разрешали споры публично, медиация же конфиденциальна. Во-вторых, бии выносили решение, а медиаторы лишь помогают его принять, обладая необходимыми профессиональными навыками.
Сейчас во многих областях созданы советы биев, которые на непрофессиональной основе безвозмездно помогают разрешать споры. Их помощь особенно популярна в сельских, отдаленных районах, где они пользуются большим авторитетом и где мало профессиональных медиаторов.
- В стране также активно создаются советы старейшин-аксакалов. Какую роль они играют в развитии медиации?
- В понятийном аппарате очень много путаницы. Советы старейшин-аксакалов – это абсолютно иное направление. Но многие, к сожалению, ставят равенство между медиацией и примирительной процедурой. Примирение - это один из возможных результатов медиации, но совсем необязательный. Это не цель медиации.
В Казахстане созданы и функционируют советы биев, некоторые из них даже в форме некоммерческих организаций. Они тоже помогают решать споры, но это непрофессиональная медиация.
К примеру, в Республике Кыргызстан в 2013 году был принят закон о суде аксакалов, в нем прописаны все полномочия данного суда, его возможности принятия обязательного для исполнения решения. В Казахстане же действует и совет старейшин, и совет аксакалов, и совет биев, но еще раз хочу акцентировать внимание читателей на том, что их деятельность – это не медиация, а примирительная деятельность на общественных началах. Это важный момент.
- В чем, по-вашему, уникальность отечественной модели медиации?
- Об уникальности отечественной медиации мы можем говорить смело. Я был во многих странах, и каждый раз убеждаюсь в том, что казахстанский опыт развития медиации - один из самых интересных и особенных.
Казахстанский законодатель четко прописал, что не допускает медиацию только в следующих трех случаях: когда лицо недееспособно либо ограничено дееспособно, и это признано судом; когда стороной является государственный орган; когда спор содержит в себе признаки коррупционного преступления. Во всех остальных случаях медиация возможна.
К тому же медиация у нас активно проводится и по уголовным, и по административным делам, тогда как во многих странах она еще даже не введена. К примеру, в Белоруссии, на Украине уголовная медиация не допускается. Не допущена она в уголовную сферу и в некоторых западных странах…
Еще одна особенность - по закону в Казахстане непрофессиональным медиатором может быть только лицо старше 40 лет.
В целом институту медиации оказывается хорошая государственная поддержка посредством финансирования из местных и республиканских бюджетов. Благодаря этому наш Центр ежегодно реализует множество региональных и республиканских проектов. К примеру, в 2016 году было выделено 30 миллионов тенге на применение медиации для сохранения социальной стабильности и общественного согласия. Кроме того, была проделана огромная работа по составлению социальной карты Казахстана с выявлением всех острых социальных проблем, разработкой путей их решения, по обучению руководителей НПО медиативным техникам, разработаны предложения в законодательство, оказана юридическая и медиативная помощь населению и т.д.
Можно со всей уверенностью заявить о том, что среди стран СНГ в Казахстане институт медиации развивается очень успешно, и это радует.