Концепция правовой политики на 2010-2020 годы, реализация которой подходит к завершающему этапу, внесла в отечественное процессуальное законодательство и правоприменительную практику элементы восстановительного правосудия, одним из видов которого является медиация.
И уже можно констатировать, что этот новый для Казахстана институт позволил более качественно, детально и менее болезненно регулировать конфликтные ситуации, возникающие в сфере общественных отношений, и значительно снизить нагрузку на казахстанские суды.
Медиация, по сути, представляет собой посреднические услуги в разрешении разного рода споров и противостояний. Специалист, их оказывающий, – медиатор, включая механизмы кооперации и коммуникации, позволяет противоборствующим сторонам остудить пыл и трезво подойти к разрешению конфликта. Основная задача примирительных процедур - привести стороны к консенсусу. Медиаторы ни в коем случае не дают советов или рекомендаций. Они - не судьи, не арбитры и не пытаются установить, кто прав, а кто виноват в споре или конфликте. Их задача - помочь сторонам найти взаимовыгодное решение.
Как технология медиация получила широкое распространение еще в прошлом столетии. В основном, в странах англосаксонского права. И в рекордно короткие сроки практиковавшие такой подход государства, убеждаясь в ее эффективности, максимально распространяли согласительные процедуры на все сферы жизнедеятельности, нередко создавая под них отдельный законодательный фундамент.
К внедрению института медиации Казахстан шел долго. Профильный закон был принят у нас только в январе 2011 года. Впрочем, не зря же говорят, что тот, кто долго запрягает, быстро едет.
Уже в первые два года своего существования Закон «О медиации» открыл дорогу эффективному применению медиативных процедур. В частности, это было видно на примере разрешении семейных и социальных конфликтов также корпоративных и трудовых споров. АО ФНБ «Самрук-Казына» даже проводил обучение персонала своих компаний медиативным компетенциям и переговорным навыкам.
Со временем применение медиации становилось все шире. Сегодня она работает в различных областях гражданского и уголовного права. Это и конфликты, связанные с качеством оказания медицинских услуг, и споры по договорам поставки, аренды, купли-продажи, и трения, возникающие между соседями об определении границ земельного участка, и многое друге. Отчасти этому способствовало принятие в 2015 году нового Гражданского процессуального кодекса, который четко прописал нормы, стимулирующие развитие медиации, а также принятые одновременно с Законом «О медиации» изменения и дополнения в Гражданский, Уголовный, Административный, а также в Уголовно-процессуальный кодексы и в закон «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан». Благодаря этим поправкам работа медиаторов не превратилась в сизифов труд. Они законодательно приравняли к мировому соглашению то, которое заключается, допустим, в рамках процедуры медиации в ходе гражданского процесса. Решили поправки и вопрос об ответственности сторон за неисполнение таких соглашений.
И применение медиации как эффективного инструмента будет расширяться с каждым годом. Например, Ассамблея народа Казахстана благодаря прошлогодним поправкам, внесенным в закон об этом общественном институте, вооружилась механизмом содействия развитию медиации по обеспечению общественного согласия и общенационального единства. Развитие медиация получает и в других сферах. В немалой степени благодаря «пилотным проектам», реализуемых в разных регионах, таким как «Ночной суд», «Семейный суд». А совсем недавно уполномоченный по правам ребенка Сауле Айтпаева предложила создать в Казахстане систему детской медиации…
Эксперты в сфере медиации отмечают, что с каждым годом доверие к альтернативным видам разрешения споров и конфликтов растет и у казахстанцев. Подтверждает это и официальная статистика. Например, в течение прошлого года судами Жамбылской области в порядке медиации было прекращено свыше 405 уголовных дел из числа поступивших в суды, а на стадии досудебного расследования были прекращены еще 290 дел. По итогам первого полугодия, благодаря усилиям медиаторов, уже прекращены 120 уголовных дел, 118 - прекращены на досудебной стадии производства. Если посмотреть на опыт работы медиаторов в Туркестанской области и Астане, то цифры и вовсе говорят сами за себя. За первые шесть месяцев текущего года они разрешили более 1900 споров в Туркестанской области и свыше двух тысяч – в Астане.
Конечно, до уровня Сингапура, где почти 90 процентов дел решаются до суда, нам еще далеко, но постепенно и у нас, в Казахстане, медиация набирает обороты. Если в 2016 году в судах было разрешено свыше 12 тысяч споров, а медиаторами менее 8 тысяч, то в 2017 году счет уже был 8355 против 7724 в пользу медиаторов. Можно предположить, что и дальше медиаторы будут одерживать победу в этом «соревновании». Уж слишком очевидны плюсы медиации, заключающиеся в низких, по сравнению с судебными, финансовых издержках, а также в сокращении временных затрат и соблюдении строжайшей конфиденциальности при проведении процедуры.
Но не только конфиденциальность благоприятствует развитию института медиации в Казахстане. Она зиждется на заложенных в законе о ней принципах добровольности, равноправия сторон, независимости и беспристрастности медиатора, а также недопустимости вмешательства в процедуру медиации.