13327 30-12-2019, 18:18

В состоянии ли казахстанцы заменить иностранных рабочих на предприятиях?

Поручение президента РК Касым-Жомарта Токаева значительно сократить, начиная с 2020 года, квоты на привлечение иностранной рабочей силы было воспринято экспертным сообществом неоднозначно. С одной стороны, эта мера может способствовать занятости населения, поскольку позволит высвободить тысячи рабочих мест для казахстанских граждан. Но, с другой, страна испытывает серьезный дефицит специалистов-«технарей»,  и заполнить высвободившуюся нишу будет некем. Можно ли разрешить эту дилемму и, главное, как? Об этом мы беседуем с экспертом Института мировой экономики и политики при Фонде первого президента РК Айман Жусуповой.

- Около семи лет назад в Казахстане был запущен процесс модернизации системы технического и профессионального образования (ТиПО) с учетом потребностей индустриализации. Как вы оцениваете его  результаты?

- Безусловно, на отечественном рынке труда наиболее востребованы именно специалисты технического профиля, и этот запрос будет только расти, если учесть ориентацию Казахстана на индустриально-инновационное развитие. Но, к сожалению, уровень нашего среднего технического образования, от которого, по сути, и зависят качество и количество соответствующих кадров, оставляет желать лучшего. Причем эта проблема характерна для всего постсоветского пространства – оно столкнулось с резким спадом производства и последующей проблемой восстановления кадрового потенциала.

Как показали результаты 43-го мирового чемпионата профессионального мастерства WorldSkills International-2015, казахстанские студенты имеют низкий образовательный уровень, не соответствующий высокотехнологичным требованиям и плохо владеют английским языком. Более того, согласно результатам опросов, проведенных ОЭСР, 70 процентов отечественных компаний считают слабую подготовку кадров серьезным препятствием для развития бизнеса в республике. Этим, собственно, и объясняется высокий спрос казахстанских работодателей на сотрудников технических специальностей из других стран, а также то, что им создаются более привлекательные условия работы, чем местным.

Надо понимать, что сложность создаваемых технических объектов постоянно возрастает, а потому качество образования определяется умением специалистов работать в сфере высокотехнологичного производства, основанного на автоматизации и информатизации. И наиболее высокие показатели экономического развития демонстрируют именно те страны, которые обладают лучшими системами технического образования. То есть налицо взаимосвязь между ВВП на душу населения и индексом развития ТиПО.

- Давайте обозначим главные проблемы ТиПО.

- Во-первых, это дефицит преподавательских кадров. Низкий уровень заработных плат не позволяет привлекать квалифицированных специалистов. Доля инженерно-педагогических работников в учебно-производственном обучении,  по данным 2017 года, составляет лишь 13,1% от общего числа занятых в системе ТиПО, а мастеров производственного обучения - менее 10%. Тогда как в соответствии с требованиями дуального обучения эти показатели рекомендуется довести в сумме до 60%.

Сюда же можно добавить проблемы, связанные со старением кадров и отсутствием возможности профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Как следствие, рабочие кадры либо не владеют вовсе, либо плохо владеют навыками компьютерного проектирования, работы со сложными сварочными конструкциями, техническим английским языком. А потому неудивительно, что ежегодно казахстанские предприятия привлекают до 30 тысяч иностранных работников, из которых 24,9 тысячи (83%) – для промышленности.

Во-вторых, это устаревшая материально-техническая база колледжей. По сути, учащиеся лишены возможности подкреплять свои знания получением необходимых практических навыков, что негативно сказывается на их профессиональной компетенции. И речь идет даже не о современном дорогом оборудовании, которое не закупалось уже много лет... То же самое касается студенческих общежитий, которые характеризуются значительным износом. Говорить о привлекательности и конкурентоспособности наших учреждений ТиПО в такой ситуации, естественно, не приходится.

В-третьих, это отсутствие связи с бизнесом и производством. Как известно, только тесное взаимодействие с работодателями позволяет приблизить подготовку специалистов к тем требованиям, которые предъявляют к ним современные предприятия и экономика в целом. Но, как отмечал в прошлом году Нурсултан Назарбаев, дуальным обучением в нашей стране охвачены лишь 12% проходящих учебу в системе ТиПО. И здесь, кстати, виновны сами работодатели, которые проявляют неготовность к социальному партнерству с системой образования, неспособность четко формулировать образовательный заказ.

В-четвертых, это восприятие ТиПО в общественном сознании. Только 22% населения Казахстана считает среднее техническое образование престижным. Неудивительно, что сеть учебных заведений этой системы за последние годы сократилась, как и контингент студентов – молодые люди предпочитают вузовские дипломы. Для сравнения: в странах Евросоюза 71% населения позитивно относится к получению рабочей профессии.

В-пятых, это недостаточное развитие инструментов профессиональной ориентации молодежи. Как отмечают эксперты, существующие ее методики разрознены и не обеспечивают полноту информации о действительных потребностях рынка труда  в технических специалистах. Согласно результатам опросов, проведенных среди выпускников колледжей, 49% из них работают не по специальности. Одной из причин является отсутствие у школьников четких представлений о будущей профессии.

- Наверное, стоит в этот список включить также отсутствие связи между ТиПО и региональной экономикой…

- Действительно, на протяжении длительного времени не было системного подхода к образовательным учреждениям на региональном уровне, что повлекло за собой значительное несоответствие между предложением рабочей силы и спросом на нее в хозяйственных структурах. Как следствие мы имеем обострение экономических, социальных и политических противоречий в трудоизбыточных областях страны.

Причины сложившейся ситуации эксперты видят, прежде всего, в неустойчивом состоянии экономики страны в целом и регионов в частности. Ведь отсутствие долгосрочного прогноза развития экономики затрудняет обоснованное формирование кадровой потребности.

Сегодня подход, имеющий целью обеспечение региональных экономик необходимыми кадрами, формируется в рамках программы «Серпiн». Однако количественные показатели роста подготовки кадров квалифицированных работников не являются гарантией достижения максимальной экономической эффективности образования. Ведь в каждый период экономике того или иного региона, отдельным ее отраслям, секторам, предприятиям необходимо конкретное число работников определенной квалификации, называемое в практической деятельности спросом или потребностью. Именно соответствие их количества и качества объективным условиям определяет эффективность функционирования региональной системы среднего профессионального образования. Тогда как любое нарушение этого соответствия приводит к снижению эффективности в силу либо нехватки, либо избытка специалистов.

К сожалению, сегодня акцент делается, главным образом, на рост количества молодых людей, охваченных техническим и профессиональным образованием. Тогда как вопрос о качестве их знаний, об уровне их востребованности (то есть об эффективности образования) остается на заднем плане.  Между тем, в самой программе продуктивной занятости и массового предпринимательства «Еңбек» указано, что подготовка кадров должна осуществляться с учетом потребностей рынка труда. При этом информации о том, каким образом были сделаны прогнозы относительно потребностей рынка труда, на основе которых должна была быть сформирована образовательная структура ТиПО, не представлено.  

- Иначе говоря, широкий набор в учреждения ТиПО без качественной подготовки таких учащихся не решает главную задачу – их трудоустройство? Что в этой ситуации необходимо предпринять?

- Разумеется, нужно обеспе­чить высокое качество подготовки кадров необходимой квалификации с учетом реальных запросов рынка труда и тенденций развития перспективных направлений экономики. Одним из путей решения этой задачи является последовательная ориентация средних специальных учебных заведений на реализацию интересов местного населения и местных хозяйственных структур. Особенно важным это становится в условиях системных изменений в экономике регионов, формирования региональных рынков труда, во многом локализующих трудовые миграционные процессы.

Стратегии кадрового обеспечения региональных экономик должны включать их мониторинг, определение перечня и количественной потребности каждого предприятия, фирмы, компании в представителях различных профессий на ближайшие 5–7 лет. Кроме того, необходимо разработать дорожную карту содействия в обеспечении промышленных предприятий региона кадрами, заключение соглашений о сотрудничестве между предприятиями и учебными организациями. Важно также прописать совместно с предприятиями и в соответствии с их потребностями программы дополнительного образования.

То есть, необходимо преодолеть оторванность средних специальных учебных заведений от нужд регионов, сложности с включением выпускников в трудовую деятельность. Иначе говоря, требуется программно-целевой подход к формированию региональных систем среднего профессионального образования.

Кроме того, очень важно решить вопросы, связанные с материально-техническим обеспечением, инфраструктурой колледжей, плюс пересмотреть аттестационные требования в части регулярного повышения квалификации инженерно-педагогических кадров. К примеру, в развитых странах мира мастера производственного обучения являются практикующими специалистами и проходят стажировку на базе предприятий раз в три года.

Большое значение имеет также практикоориентированность обучения, обеспечение дуальности образования. Именно социальное партнерство обеспечило высокие показатели снижения молодежной безработицы, например, в Германии. Вообще, в Европе охват дуальным обучением в 3,5 раза, а показатели вовлеченности предприятий в процесс подготовки кадров - в 27,5 раз выше, чем в Казахстане. Кстати, продвижение дуального обучения было заявлено одной из главных целей ТиПО до 2020 года в Евросоюзе. А в странах ОЭСР ТиПО развивается на основе коллективной ответственности системы образования и работодателей как заинтересованных сторон.

Дуальное образование в Казахстане, как я уже говорила, реализуется в рамках проекта «Серпiн», но оно затрагивает лишь некоторые специальности. В трехстороннем договоре между студентом, предприятием (организацией) и вузом на время прохождения производственных, педагогических практик предусмотрено, что кандидатуры выпускников будут рассмотрены для принятия на работу в соответствии с полученной специальностью при наличии соответствующей вакансии. То есть речь идет лишь о возможности установления обучающимися прямых контактов с будущими работодателями во время прохождения практики и возможности дальнейшего трудоустройства.

Для обеспечения эффективной дуальности образования необходимы шаги со стороны как государства, так и работодателей. В этом плане уместно снова привести в пример Германию, где из 40 млрд. евро бюджета системы ТиПО 26 миллиардов перечисляют сами работодатели.

В целом из-за несоответствия квалификации трудовых ресурсов потребностям рынка труда в Казахстане ежегодно порядка 20 тыс. вакансий, заявленных работодателями, остаются незаполненными. Как показывают результаты опросов, проведенных на казахстанских предприятиях, порядка 73% потребности в кадрах приходится на специалистов технического и профессионального образования.