ПЯТНИЦА, 13 ДЕКАБРЯ 2019 ГОДА
4142 15-08-2019, 12:49

В преддверии первого заседания Нацсовета общественного доверия


На днях в Нур-Султане состоится первое заседание Национального совета общественного доверия при президенте РК. От того, какие вопросы участники собрания вынесут на повестку дня и сумеют ли они задать правильный тон дискуссии, зависит судьба новой структуры и в целом эффективность диалога власти и общества. В преддверии столь важного события мы попросили профессора кафедры политологии ЕНУ имени Л.Н. Гумилева Наталью Калашникову рассказать о том, чем НСОД отличается от схожих консультативных органов, и какие актуальные задачи государственной политики он будет поднимать.

- После выборов президента 9 июня текущего года наметился адекватный процесс последовательного реформирования политической системы в рамках конституционного поля. И ряд конкретных шагов в данном направлении уже сделан, в том числе создан Национальный совет общественного доверия при президенте РК, который должен стать своего рода барометром уровня удовлетворенности и доверия к власти разных слоев населения. Поскольку создание этой структуры было заранее анонсировано, разные институты гражданского общества, экспертное сообщество смогли высказать свое мнение по его запуску, предстоящей работе, персональному составу. То есть уже на данном этапе видно, что вовлечение общественности в деятельность государства через лидеров общественного мнения -  это важный тактический шаг на пути к демократизации общественных отношений.

В отечественной и зарубежной практике достаточно много примеров эффективного участия институтов гражданского общества в политическом управлении государством. В Нидерландах, Швеции, Великобритании, Германии, Дании - это общественные советы по предупреждению преступлений. К примеру, датский Общественный совет помогает государству находить наиболее эффективные способы наказания подростков и молодых людей за совершение противоправных действий. Благодаря его работе, существенно изменена молодежная политика в стране. А во Франции создан и успешно действует Национальный социальный и экономический совет (НСЭС), состоящий из представителей различных профессиональных групп, которые вырабатывают для правительства заключения по всем законопроектам социального и экономического характера. Еще один хороший пример - Общественная палата при президенте РФ, которая активно выдвигает и поддерживает гражданские инициативы.

Все это говорит о том, что в процессах становления различных общественных институтов и общественного контроля в системе государственного управления в последние годы во многих странах отмечена динамика, способствующая дальнейшему развитию гражданского общества, с одной стороны, и готовности к консенсусу, диалогу по вопросам предоставления более качественных государственных услуг, с другой. Причем это страны с различной формой правления, своими особенностями политической системы, внутригосударственной спецификой взаимоотношений общества и государства. Это создало реальные предпосылки взаимного уважения, понимания, развития толерантности независимо от национальных черт в области культуры, сакральных и общечеловеческих ценностей.

Вне сомнения зарубежный опыт контроля общества над государством показывает, что положительная тенденция его развития имеет успех только в том случае, когда это общество является гражданским, это же является условием формирования социального демократического государства. Поэтому неслучайно в числе приоритетных задач, поставленных президентом Касым-Жомартом Токаевым, стало поручение о разработке и утверждении новой Концепции развития гражданского общества до 2025 года.

Тем не менее некоторые эксперты скептически относятся к подобным инициативам. По их словам, консультативно-совещательные структуры с широким привлечением общественности уже были в казахстанской практике, и вряд ли стоит ожидать чего-то нового от создания Национального совета. Посредством соцсетей они в частности педалируют на то, что результаты деятельности таких организаций малоэффективны... Но это не совсем верный подход. Чтобы понять разницу, нужно сравнить цели, задачи и функции нового органа с ранее созданными консультативно-совещательными структурами.

- Национальная комиссия по реализации программы модернизации общественного сознания при президенте Республики Казахстан, созданная Указом Президента в 2017 году (в 2019 году внесены изменения). Ее основные задачи — реализация программы модернизации общественного сознания, обеспечение дальнейшего поступательного культурно-гуманитарного развития страны.

- Общественные советы. Они действуют в соответствии с Законом РК «Об общественных советах» от 2 ноября 2015 года, который определяет их правовой статус и организацию деятельности, направленной на реализацию государственной политики по формированию подотчетного перед населением государства, обеспечению широкого участия некоммерческих организаций, граждан в принятии решений государственными органами всех уровней.

- Советы общественного согласия Ассамблеи народа Казахстана, эффективно функционирующие много лет. Они работают в соответствии с Законом РК «Об АНК» от 20 октября 2008 года (с изменениями и дополнениями в него от 2018 года, а также Типовым положением Совета общественного согласия АНК от 17 октября 2015 года). Они направлены на консолидацию институтов гражданского общества, политических и неправительственных организаций, иных объединений, укрепление и развитие казахстанской идентичности на принципах общественного согласия и общенационального единства, содействие в развитии благотворительности, медиации в сфере общественного согласия и общенационального единства.

Как видно из этих примеров, несмотря на высокий уровень гражданского участия в них, каждая из действующих структур имеет свои определенные целевые задачи и может выступать общественным партнером новому Национальному совету, не подменяя и не дублируя его означенные общественные функции.

Возвращаясь непосредственно к вопросу создания Национального совета и наделения его состава общественными полномочиями, следует обратить внимание на следующее:

Первое. Идея о создании Национального совета полностью принадлежит действующему президенту. Она родилась на фоне предвыборных и поствыборных кампаний, а также  личных встреч Токаева в регионах с разными категориями населения, которые показали зреющее социальное напряжение в связи с нерешенностью некоторых социальных проблем. В этой связи вполне своевременным представляется функционал нового совета по «обеспечению конструктивного диалога между представителями общественности, политических партий, неправительственного сектора и государственных органов»;

Второе. Обеспечение реализации предвыборных обещаний президента, которые незамедлительно (20 июня 2019 года) были оформлены соответствующим указом в План действий по реализации предвыборной программы «Благополучие для всех. Преемственность. Справедливость. Прогресс». Сюда же можно отнести предложения, полученные в ходе общенациональной акции «Бірге» и направленные на дальнейшую модернизацию казахстанского общества и государства. Надо полагать, что созданный Национальный совет будет заниматься выработкой рекомендаций по актуальным вопросам государственной политики на основе широкого обсуждения с представителями общественности, политических партий, гражданского общества.

Третье. Отдельным блоком в вышеуказанном Плане действий выделен вопрос дальнейшей трансформации политической системы, который включает не только обеспечение деятельности Национального совета, но и внедрение передовых международных стандартов прозрачности процесса принятия государственных решений, совершенствование многопартийной системы, дальнейшее развитие органов местного самоуправления и других мер, способствующих продвижению политических и социально-экономических реформ. Понятно, что без общественной поддержки они не могут быть полноценно осуществлены.

Четвертое. Проведение общественных консультаций и обобщение экспертного мнения по вопросам полномочий, структуре, составу Национального совета позволило сформировать индекс доверия и участия со стороны гражданского общества в принятии политических решений. Несмотря на продолжающиеся дискуссии в обществе по персональному, национальному и социальному составу, ясно одно - многие из его состава имеют достаточно высокий политический вес, опыт, культуру. По всей вероятности, именно этим руководствовался президент в надежде на формирование нового конструктивного диалога. Поэтому неслучайно он сам лично возглавил Национальный совет, что уже обеспечило доверие большей части общества к проводимой им политике.

Подводя итог изложенному, особо стоит подчеркнуть, что сегодня Казахстан открыто демонстрирует новую устойчивую модель президентства и политического управления,  главная задача которых - не подорвать доверие народа к институтам власти и гражданского общества, запросы на ожидания к лучшему. Поэтому привлечение общественных лидеров (без «свадебных» генералов) к  «рассмотрению значимых стратегических проблем с учетом мнения общественности и гражданского общества» - одна из первостепенных задач созданного Национального совета.

Комментарии