В психиатрии есть понятие «бесплодное болезненное мудрствование». Под ним подразумевается пустое многословие, не имеющее конкретных целей, вызванное навязчивыми идеями и воспоминаниями. И именно такая оценка как нельзя лучше характеризует то состояние, в котором пребывают наши сограждане, мнящие себя великими оппозиционерами.
Что мнится им в краю далеком, или Хватит валять дурака
Хотя для очень многих рядовых казахстанцев слово «оппозиция» уже давно стало историзмом, вышедшим из обихода, люди, претендующие на статус оппонентов власти, регулярно пытаются напомнить о себе своей бурной деятельностью на просторах Европы и Америки. Именно там им особенно комфортно думается о великом – о благополучии нас с вами, народа Казахстана. Это становится известным нам из обрывков новостей о зарубежных гастролях тех или иных засветившихся когда-то на политическом поле персонажей и примкнувшим к ним нацпатов вкупе с блогерами.
Правда, теперь они стесняются называть себя оппозиционерами и именуются просто «представителями гражданского общества», но сути дела это не меняет – те же яйца, только в профиль. Хотя нет, разница есть, и, наверное, немалая. Та самая оппозиция из нашего недавнего прошлого, которую все мы знали в лицо, имела лидеров, четкие идеи и установки, последователей. А то, что мы наблюдаем сегодня, - просто некая аморфная кучка с не менее аморфными целями и перспективами. Если хотите, некий эрзац, политический сорняк. Конечно, и сорняки могут обладать полезными свойствами, но не в нашем случае. Очередное зарубежное турне «представителей гражданского общества», организованное «Загранбюро казахстанской оппозиции», - лишнее тому подтверждение. Но обо всем по порядку.
На этот раз о судьбе нации так называемая несистемная оппозиция пеклась в самом центре Европы – Париже. До этого, напомним, были Бельгия, Прибалтика, США…. Остается только догадываться, какие еще мировые столицы предоставят кров радетелям за светлое будущее – разумеется, в их собственном понимании – Казахстана? Впрочем, это не суть важно. Куда важнее то, что формат подобного рода сборищ, который вряд ли будет меняться (во всяком случае, отдельные политологи глубокомысленно назвали его удачной диалоговой площадкой), уже давно не просто намекает, а во весь голос кричит о несостоятельности и несерьезности того, чем занимаются данные господа.
Обсуждать проблемы страны, находясь за тысячи километров от нее, - это попахивает банальной партизанщиной и может свидетельствовать только о том, что сами участники подобных «встреч на Эльбе» существуют по принципу «казаться, а не быть». Приехали, отсидели свое, пожали кому нужно ручку – и восвояси, туда, где реальная жизнь и реальные проблемы, не имеющие ничего общего с теми, которые поднимаются на полях заграничных конференций. А главное – можно отдохнуть от захватывающей конспирологии под умиротворяющие трели «Хабара». Родина как-никак. Что же касается настоящей работы с целью изменить ситуацию в стране к лучшему, то это гастролирующих «представителей гражданского общества» явно не интересует. И тут никаких двояких трактовок быть не может, несмотря на звучащие с их стороны оправдания. Конечно, можно только приветствовать то, что они наконец-то хотя бы начали давать объяснения, но…
В интервью радио «Азаттык» новоявленный лидер Общенациональной социал-демократической партии (теперь с приставкой «Акикат») Ермурат Бапи, тоже принимавший участие в парижских бдениях, заявил: «Большинство спикеров, приехавших на встречу, – заочно осуждённые или те, кто не может вернуться в страну, поэтому было принято решение провести конференцию в Париже». Вроде бы можно принять за аргумент. Но только в том случае, если бы завсегдатаи таких тусовок в остальное время не вылезали из аулов, вели планомерную и системную работу с населением или хотя бы со своим потенциальным электоратом в социальных сетях. Но ничего подобного не наблюдается. Впервые за долгие годы вспомнить о народе многих из них заставили смена поколений в политической элите страны и последовавшее за этим объявление досрочных президентских выборов. А так бы они еще лет сто не казали носа в глубинку и видели бы беглых и проворовавшихся чиновников, скрывающихся за рубежом, чаще, чем своих соплеменников.
Явление Рыскалиева, или Полку «демократов» прибыло
Кстати, о «сбитых летчиках». Тут вопросов к «представителям гражданского общества» тоже накопилось немало.
В Париже наших демократов ждали настоящие «авторитеты». Ну ладно, Акежан Кажегельдин, уже давно превратившийся из реального политика в ритуальный атрибут - жупел, которым козыряют на заграничных мероприятиях оппозиционного пошиба. Как говорится, старый конь борозды не испортит, но и глубоко не вспашет. Ничего нового вчерашним соратникам он не скажет и не даст, а в глазах простых казахстанцев его карта уже давно бита. Даже больше: для выросшего в условиях независимости поколения он как Ленин – в плюсквамперфекте.
Но вот что касается «новичка», наряженного в тогу еще одного участника «высокой конференции», то его присутствие в рядах представителей нашего гражданского общества не может не вызывать вопросов. Речь идет о бывшем акиме Атырауской области Бергее Рыскалиеве.
Перечислять все его «подвиги» и оценки, данные им следствием и судом, не имеет смысла – о них наслышаны все. Да что там суд – даже тогда, когда Бергей Рыскалиев был в силе и не помышлял паковать чемоданы, у него сложилась та еще репутация. Дела и делишки акима так достали местных жителей, что они не просто перешептывались за его спиной, а обращались напрямую к премьер-министру, руководителям правоохранительных органов (в архивах их официальных блогов до сих пор хранятся эти жалобы) с требованием принять к нему меры воздействия. И, надо напомнить, после того как Рыскалиевым серьезно занялись, господа оппозиционеры не очень-то горевали над его судьбой.
Например, газета «Общественная позиция» (проект «Дат», где упомянутый Ермурат Бапи долгие годы был «главным читателем») в октябре 2012 года смело писала: «Если бы Рыскалиева избирали, он не воровал бы таким образом». А еще она уверяла, что созданная атырауским акимом ОПГ будет пострашнее гремевшей в то же время аблязовско-козловской. …. Теперь же господин Бапи в том же интервью радио «Азаттык» заявляет: «Рыскалиев был осуждён лишь месяц назад. Приговор еще не вступил в силу. Есть еще апелляционный суд. Думаем, что суд над Рыскалиевым прошел в одностороннем порядке, несправедливо. Свидетелей допросили не полностью. Пусть не Рыскалиева, но была возможность допросить причастных к делу лиц, подойти с разных сторон. Но дело рассмотрели в течение полутора месяцев. Думаю, ни Рыскалиев, ни Кажегельдин не представляют опасности для общества, и ничего предосудительного для себя не вижу в том, чтобы сесть с ними за один стол и обсудить ситуацию в Казахстане»…
Впрочем, многие наверняка догадываются, из какого места растут ноги у такой трансформации сознания. Звон монет, как мы все помним из истории, способен и не на такое. А о том, что беглый аким усиленно трясет в Европе своим кошельком, активно заговорили еще в начале прошлого года. И если желание Рыскалиева сорить деньгами более чем понятно (вон даже американские конгрессмены встали на его защиту), то мотивы наших «представителей гражданского общества», выразивших готовность выступить в роли декораций на этом шоу, не до конца ясны. Ладно бы, если бы им отвели роль хотя бы кордебалета, а так… Пошло и скучно. Да, наверное, они и сами все понимают и поэтому особо не усердствуют. Их (или обещанных им дивидендов?) не хватило даже на то, чтобы выстроить некую стройную, последовательную концепцию. Хотя на это у них был, как минимум, год. Но у хорошо проплаченного спектакля, как выясняется, нет даже сценария.
Бла-бла-бла, или Почему мало сменить Брюссель на Париж
Карикатурность всех этих заграничных посиделок становится еще более очевидной, когда их участники начинают открывать рты и тем самым невольно оголять тылы.
Чуть больше года назад наши «гражданские активисты» собирались в Брюсселе. Без Бергея Рыскалиева, но под эгидой все того же Загранбюро казахстанской оппозиции. В «красном уголке», в окружении вчерашних соратников и новых единомышленников по традиции уже томился Акежан Магжанович. Дотомился до того, что сам вызвался наваять новый для Казахстана вариант Конституции. «Я беру на себя обязательство подготовить один из проектов Основного закона. Скоро появится новая версия Конституции. В ней будет указано, что новый президент может избираться лишь на два срока», - бил он тогда себя в грудь. В унисон ему пели адепты этой идеи: «Будет обсуждено около десяти принципов, касающихся того, каким будет будущее Казахстана после транзитного периода, каким будет его политический облик, какие политические институты будут решать судьбу народа, каким образом будет решаться проблема преемника, какими будут полномочия парламента, какой будет свобода слова, в каком геополитическом направлении мы будем развиваться»…
Но, как говорится, обещать - еще не значит жениться. Ни новой Конституции, ни даже выкладок из нее так и не появилось (по крайней мере, в свободном доступе). В Париже об этой идее никто даже не заикался, если не считать «поручения», данного участниками конференции кандидату в президенты Амиржану Косанову: первым его пунктом значилась необходимость принятия новой Конституции …
На сей раз господа демократы говорили обо всем и ни о чем конкретно, демонстрируя тем самым абсолютную идейную капитуляцию. Ни о какой выработке стратегии речи вообще не велось, да и тактика явно подкачала – все то же педалирование болезненных для нашего общества и одновременно популистских (сулящих определенные политические дивиденды) тем: жанаозенская трагедия, голодомор, проблемы языка, репрессии со стороны большевиков, угрозы территориальной целостности. Из актуального можно назвать только призыв голосовать на предстоящих выборах против действующего президента да готовиться к грядущей парламентской кампании.
Безусловно, не помня прошлое, нельзя построить будущее, но привычка постоянно жить вчерашним днем, расковыривать начавшие заживать болячки и снова сыпать на них соль выглядит несколько маниакальной. Может, виной тому кризис жанра, а, может, у тех, кто заказывает музыку в этих водевилях, настолько часто меняются планы, что их участникам только и остается «выезжать» на традиционной риторике. И чем больше новые «революционеры» разжигают в своих сердцах пожар, тем сильнее бросается в глаза их непоследовательность, хаотичность «творческих» метаний и, если хотите, банальное пустозвонство - тот самый диагноз, о котором мы говорили в самом начале.
И, право слово, смешно сегодня слушать некоторых так называемых политических аналитиков, которые на полном серьезе рассуждают о том, что казахстанская власть, боясь наступить на «украинские грабли», формирует из постоянно гастролирующих представителей гражданского общества образ «пугала», который, дескать, необходим ей для «опоры трона». На роль пугала они явно не тянут. Разве что на роль шута…