Выборы – самая причудливая пора в жизни любой страны. Это время, когда не только комики становятся профессиональными политиками, но и, наоборот, профессиональные политики превращаются в комиков. Второе, конечно, случается чаще, но в этом-то и кроется вся прелесть момента. И именно ее в период нынешней президентской гонки в полной мере дают нам прочувствовать народные коммунисты.
В идеологическом болоте
Впервые за все время своего участия в избирательных марафонах приверженцы идей марксизма-ленинизма изменили себе. Нонсенс, но выдвинутый от КНПК кандидатом в президенты Жамбыл Ахметбеков в своей предвыборной программе избегает привычной для партии риторики. Мало того, складывается ощущение, что он ее почему-то стесняется. Ни Маркс, ни Энгельс, ни их учение им всуе не упоминаются, что кардинально отличает нынешнее участие коммунистов в электоральном цикле от их прежних притязаний на вхождение во власть.
В ходе предыдущей президентской гонки 2015 года, на которую КНПК заявила Тургуна Сыздыкова, они «не стеснялись в выражениях», заявляя о «неизбежности перехода человеческого общества к новой коммунистической формации». Товарищ Сыздыков откровенно говорил: «Сила и жизненность марксизма, опасность отступления от него подтверждены всем ходом исторического развития». А вот Жамбыл Ахметбеков, похоже, оказался излишне подвержен влиянию общественного мнения, которое в последние годы все настойчивее требует от коммунистов публично покаяться за совершенные преступления и совершить политическое харакири. Но чем реже представители КНПК обращаются к своим «корням», тем явственнее вырисовывается засасывающее их все глубже идеологическое болото. По сути, рубя сук, на котором сидят, они превращаются в бесформенную политическую массу с неким набором неоригинальных установок.
Еще четыре года назад партия четко ставила перед собой задачу адаптации марксистко-ленинских идей к современному укладу жизни: «Сегодня коммунисты должны хранить свое идейно-теоретическое наследство. Но не так, как хранят архивариусы старую бумагу. Хранить наследство – вовсе не значит повторять старые выводы в новых условиях. Подлинное хранение наследства заключается в его неуклонном приращении и умелом использовании во имя решения встающих перед коммунистами задач. Мы всегда должны учитывать живую жизнь, точные факты действительности, а не цепляться за исчерпавшие себя представления вчерашнего дня». Однако с главной для себя задачей за эти годы они, видимо, так и не справились и за неимением лучшего просто решили «прикусить язык» - не напоминать лишний раз о своей политической ориентации. Но удастся ли им просто плыть по течению, без руля и ветрил? Скорее всего, да. А вот насколько интересно будет наблюдать за этим тем, кто остался на берегу, – большой и жирный вопрос.
Было бы смешно, если б не было так грустно…
В остальном коммунисты довольно-таки последовательны. Правда, и тут не все так однозначно. Судите сами.
КНПК по-прежнему предстает в роли непримиримого борца с «тлетворным влиянием» Запада. Как и в прошлый раз, она заявляет о неприятии западных (и, говоря ее же словами) «псевдокультурных» ценностей. Вот цитата из предвыборной программы Ахметбекова: «Западная традиция с её культом денег, наживы любой ценой и аморальностью губительна для нашей Родины». На этом же четыре года назад делал акцент и Тургун Сыздыков: «Западное общество является несправедливым. Спасение человечества возможно только на основе развивающейся коммунистической идеи, которая способствует гармонизации интересов равных народов, человека и природы».
Последовательность в заявлениях налицо, но вот что касается их качества, то между ними большая пропасть. Очевидно, что прежде КНПК более тщательно подходила к разработке своих предвыборных платформ, а если и предлагала неоднозначные и даже абсурдные методы достижения цели (например, борьба с гамбургерами и хот-догами), то хотя бы пыталась обосновать их с позиций марксистского учения. Теперь же от ее программы отдает легкостью необыкновенной: ни анализа, ни аргументации…
Наверное, на такую невкусную наживку, как противопоставление западных ценностей нашим реалиям, часть электората и может клюнуть, но авторы предвыборной платформы сделали все от них зависящее, чтобы этого не произошло. Зацепившись за фразу в программе Сыздыкова «эгоцентричный индивидуализм является наиболее характерной чертой поведения последователей новых западных традиций» и фактически слямзив ее, они развели чистой воды конспирологию. (Хотя в «оригинале» это и грозило-то всего лишь вульгарными проявлениями в «бытовой культуре», например, пагубным пристрастием к фаст-фуду – именно на этой идее в свое время Сыздыков пытался прорваться в президенты). Вложив эти же слова в уста Ахметбекова, авторы программы «разоблачили» чуть ли не заговор, несущий угрозу «уникальной культуре многонационального народа Казахстана, нашей ментальности, нашей моральной шкале».
Впрочем, на этом они не остановились. По их мнению, «деструктивного содержания материалы, появляющиеся в Сети, способствуют разжиганию межнациональной и межконфессиональной розни, служат горючим материалом для возникновения очагов конфликтности и напряженности в обществе». Но, видимо, у представителей КНПК не хватило времени даже на то, чтобы хорошенько прочесать Интернет и продемонстрировать казахстанцам образчики таких угроз. Или просто было лень. В итоге они решили вспомнить о нашумевшем «Синем ките» (хотя какое отношение эта игра имеет к межнациональным конфликтам?) и громко, с присущим коммунистам пафосом заявить: «Нам, казахстанцам, не нужны подобные вызовы, угрожающие основам нашей культуры, цивилизации, нашему общему дому – Республике Казахстан!»…
Как говорится, было бы смешно, если б не было так грустно. И, увы, но, скорее всего, абсолютно прав политолог Уразгали Сельтеев, который, анализируя ситуацию на своем Telegram-канале, предрек Жамбылу Ахметбекову, идущему на выборы с такой программой, роль «политического шута».
Хорошо забытое старое и неудобоваримое новое
Остается только сожалеть о том, что сам кандидат в президенты, похоже, вовсе не против навязываемого ему образа. Если бы было иначе, то он, как минимум, стряхнул бы пыль со своей предыдущей предвыборной платформы (напомним, что Ахметбеков уже «намыливал лыжи» на президентский пост в уже далеком 2011-м) и взял бы за основу заложенные в ней тезисы. Они, конечно, насквозь пропитаны популизмом, но не лишены здравого смысла и, в отличие от сегодняшнего словесного «винегрета», являют собой продуманную и структурированную концепцию, как говорил сам кандидат, «нового социального курса». А главное – они до сих пор актуальны.
Тогда Ахметбеков опирался на три так называемые народные инициативы. Во-первых, перерасчет прожиточного минимума. «Этот условный и практически бессодержательный показатель не соответствует ни ожиданиям населения, ни реальному уровню жизни, - говорил Жамбыл Аужанович. - По величине он, как минимум, в три раза ниже рациональной потребительской корзины». Конечно, можно сделать скидку на то, что в последние годы власть пересмотрела подходы к формированию этого показателя, но должны ли коммунисты удовлетвориться этим? Тем более что Ахметбеков как депутат мажилиса наверняка прекрасно знает, насколько острой продолжает оставаться в нашей стране проблема социального неравенства. В своей новой программе он, конечно, предлагает решить ее, но слишком уж топорно – не за счет совершенствования методик расчетов и государственных механизмов, а как в 17-м году: отобрать у богатых и раздать бедным. «Необходимо, не затронув средний класс, адресно применять повышенную ставку подоходного налога именно к получателям сверхдоходов», - говорит он.
Вторым пунктом его программы в 2011 году была неплохая инициатива - введение государственной гарантии первого трудоустройства для выпускников вузов. «В Казахстане произошла полная утрата государственного контроля над созданием рабочих мест, отсутствует политика государственного планирования и размещения производительных сил, - констатировали тогда коммунисты. - Эту проблему не решить локальными мерами вроде программы «Болашак», реализация которой не устраивает ни тех, кто ее инициировал, ни тех, кто стал ее участником… Избыточное образование, разрыв с профессией, безработные с дипломами, депрофессионализация, сочетание безработицы с параллельным дефицитом квалифицированных кадров – это проблемы сегодняшнего дня. А охранники с юридическим дипломом – это наша уродливая реальность. Гарантия первого рабочего места – это выход из замкнутого круга, когда у молодого специалиста при первом трудоустройстве требуют наличия опыта работы по специальности не менее трех лет».
Казалось бы, проблема, не только не потерявшая актуальности, но и вставшая в еще более полный рост. Однако Ахметбеков и в этом случае предпочитает не вспоминать прошлое, а жить настоящим, какие бы причудливые формы оно благодаря его «помощникам» по партии ни принимало. Тут и предание суду всех беглых олигархов, и «правильная кооперация рынков товаров, услуг, рабочей силы и капиталов» в интеграционных объединениях, и принятие программы по борьбе с бедностью вкупе с программой стимулирования потребительского спроса на отечественные товары, в частности, на продукцию АПК… (последний пункт вообще нуждается либо в дополнительной расшифровке, либо в предварительном приеме «на грудь» ста граммов).
Не вспомнил кандидат в президенты и о третьей своей инициативе, хотя мог бы. И не просто вспомнить, а подсобрать на этой идее политические бонусы в виде привлечения дополнительных сторонников. Восемь лет назад Ахметбеков предлагал «законодательно установить на государственном уровне, что максимально допустимая доля расходов граждан на квартплаты и коммунальные услуги не должна превышать 10 процентов совокупного дохода семьи»… Теперь же никаких цифр, никакой конкретики.
Вывод очевиден. То, что предлагали коммунисты обществу во время предыдущих предвыборных кампаний, было вполне удобоваримым продуктом. А вот «новинка», недавно выброшенная на «электоральный рынок», явно не удалась. Складывается ощущение, что готовилась она в безумной спешке, а потому непродумана и неспособна привлечь избирателей. Понятно, что главными для партии (как, собственно, и для других политических сил, участвующих в нынешней гонке) станут парламентские выборы. Но раньше КНПК все же не позволяла себе «терять лицо». Теперь же, привычно заявляя, что в центре ее внимания стоит обычный человек («человек труда, его жизнь, интеллект, культура в сочетании с физическим здоровьем, стремлением служить стране и обществу»), она сама же и дезавуирует свои слова, по сути, отводя электорату роль умственно отсталого населения, неспособного самостоятельно мыслить и готового «схавать» любую третьесортицу.
Фото: Informburo.kz