Один из кандидатов в президенты РК, Амиржан Косанов, включил в свою предвыборную программу такой пункт: «Полная декоммунизация и десоветизация общественного сознания». Вполне актуальный лозунг, популярный и у казахских националистов, и у людей с либеральными взглядами, а значит, способный принести политику голоса представителей обоих этих сегментов казахстанского электората.
Процесс декоммунизации и десоветизации в нашей стране уже идет, пусть и медленно. Причем начался он давно, с самого момента обретения независимости. Снесены многие памятники той эпохи, переименованы улицы, школы и целые населенные пункты, которые имели названия, связанные с СССР, социалистическим строем и Компартией. Скажем, в Алматы уже нет проспектов Коммунистический, «Правды» и имени 50-летия Октября, улиц Советской, Комсомольской, Пролетарской и т.д. То же самое произошло и продолжает происходить во всех областных центрах и городах поменьше. Правда, местные власти, идя на такие шаги, часто прибегают к политике двойных стандартов: например, фамилии одних большевиков исчезают с табличек, а имена других остаются (кое-где даже добавляются названия в честь партийных и советских деятелей периода позднего СССР). Обычно решающим фактором здесь становится этнический. Но отнесем это к издержкам роста национального самосознания.
Активно вторгся процесс декоммунизации и в систему образования. Так, в современных учебниках истории все, что связано с СССР, преподносится теперь с совершенно противоположного ракурса, и новые поколения казахстанцев, пошедшие в школы уже после обретения независимости, искренне считают ту приказавшую долго жить страну чуть ли не исчадием ада. Один пользователь «Фейсбука» по этому поводу остроумно заметил: «Кто мне объяснит, почему молодой человек, не живший в Советском Союзе, рассказывает мне, выросшему в СССР, как плохо мне жилось?». Кардинальным изменениям подверглись и другие учебники – причем не только по гуманитарным дисциплинам (литература, обществознание), что вполне объяснимо, но и по естественно-научным. Хотя в последнем случае можно было сохранить основу весьма качественных и проверенных десятилетиями советских учебников, адаптировав их к современным условиям.
В той или иной степени процесс декоммунизации затронул и сферу искусства (художественное и документальное кино, театр, скульптурные композиции и т.д.), а также государственное телевидение. В тех же фильмах, рассказывающих об известных казахстанских деятелях прошлого века, их герои противостоят страшному советскому режиму, который подавлял личность, преследовал проявления инакомыслия, душил политическую, творческую и прочие свободы.
Но Амиржан Косанов идет дальше – он говорит о необходимости «полной декоммунизации и десоветизации». А эту самую полноту может обеспечить только люстрация – введение законодательных ограничений для тех, кто работал на прежний режим, активно проводил в жизнь его политику и решения. Имеются в виду, главным образом, ограничения, касающиеся занятия должностей в органах исполнительной власти и в правоохранительной системе.
Взять Грузию, на которую в последние годы многие в нашей стране ссылаются как на образец либеральных реформ. В период президентства Михаила Саакашвили парламент этой республики принял Закон «Хартия свободы». В его 9-й статье содержится перечень лиц, которые не могут быть назначены на ответственные государственные посты. Среди них сотрудники специальных служб бывшего СССР; члены центральных комитетов КПСС и КП Грузинской ССР, секретари районных и городских комитетов партии; члены центральных комитетов ВЛКСМ и грузинского комсомола (в период с 1921 года до обретения независимости в 1991-м).
А теперь спроецируем это на нашу ситуацию. Из семи кандидатов в президенты РК трое, Жамбыл Ахметбеков, Садыбек Тугел и сам Амиржан Косанов, в молодости были первыми секретарями райкомов комсомола, а первые двое успели поработать и в райкомах партии (четверо остальных претендентов в структурах КПСС и ВЛКСМ не засветились). И все же наиболее успешным в карьерном плане оказался Косанов. Вступив в 20-летнем возрасте в ряды КПСС и окончив спустя пять лет журфак КазГУ, он немного поработал в главной партийной газете республики «Социалистік Қазақстан», после чего стал первым секретарем Фрунзенского райкома комсомола города Алма-Аты, а затем, перешагнув несколько ступенек, возглавил отдел политики ЦК ЛКСМ Казахской ССР. На этой очень высокой в комсомольской иерархии должности и застал его распад Советского Союза. То есть Коммунистической партии и ее ближайшему (прежде всего, кадровому) резерву в лице комсомола он оставался верным до конца. Говорю это вовсе не в осуждение, а просто в качестве констатации факта.
Допустим чисто теоретически, что Косанова изберут главой государства – раз он пошел на выборы, то обязан ставить перед собой такую цель. После приведения к присяге он должен будет начать реализацию своей предвыборной платформы, в том числе пункта, касающегося «полной декоммунизации», а значит, инициировать процесс люстрации. Интересно, как Амиржан Сагидрахманович собирается это делать и как он поступит с самим собой?
И еще. Неужели ему в голову не приходила мысль о том, что если бы в Казахстане до сего дня декоммунизация осуществлялась последовательно, активно и максимально полно, то он, скорее всего, не был бы зарегистрирован в качестве кандидата в президенты РК?
Иначе говоря, призыв Косанова – это, по сути, попытка обрубить сук, на котором он сидит. Или что-то подобное поведению известной унтер-офицерской вдовы из гоголевского «Ревизора», которая, как утверждал Городничий, сама себя высекла.
А может, этот пункт в программе кандидата – лишь для красного словца?
Фото: vlast.kz