В последнее время в экспертных кругах все чаще звучит такой прогноз: мол, социализм – это идеология завтрашнего дня. Мы тоже решили принять участие в этой дискуссии, а именно поискать вместе с нашими собеседниками ответы на следующие вопросы. Насколько вероятна реанимация левых идей в электоральном и политическом пространстве Казахстана? Почему по ним, несмотря на не очень-то позитивный советский опыт, продолжают ностальгировать немало наших сограждан? И возможно ли в условиях Казахстана построение шведской модели социализма?
Марат Шибутов, политолог, председатель попечительского совета «Трансперенси Казахстан»: «Надо честно признать, что капитализма у нас не получилось!»
- Возьмите, к примеру, акции многодетных матерей, которые не утихают в Нур-Султане, – это же типичный социальный левый протест. А раз такое происходит, то, значит, левые идеи вполне востребованы и действенны. Я, к примеру, постоянно слежу за деятельностью КНПК – ее инициативы получают отклик, но в основном у людей, которые не сидят в «Фейсбуке» и соответственно игнорируются СМИ. Думаю, популярность левых идей будет расти под влиянием трех факторов:
1. Снижение доходов населения, падение реальных зарплат, рост закредитованности, недоступность новых кредитов, повышение цен на товары и услуги и т.д.
2. Растущая безработица, особенно среди молодежи, в том числе сокращение рабочих мест с «белой» зарплатой среднего уровня и выше.
3. Все меньший доступ к социальным лифтам в силу разных причин, прежде всего, из-за отсутствия качественного образования и необходимых навыков.
Посмотрите на США, где в Палату представителей от Демократической партии прошли такие политики, как Александрия Окасио-Кортес и Рашида Тлаиб (ну и не надо забывать про Берни Сандерса). То есть там идет возрождение демократических социалистов, да и в целом социалистические идеи становятся все более популярными среди американской молодежи. И если уж такой оплот правого либерализма и правого консерватизма, как США, переживает ренессанс левых идей, то до нас эта волна тем более дойдет. Думаю, данный тренд станет заметным уже года через два, а пока он будет накапливаться подспудно.
Что касается ностальгии по советскому социализму… В этой связи мне вспоминается старый неприличный анекдот про деда, который считал, что раньше было лучше, потому как у него была активна половая функция и девушки его любили… А если серьезно, то проблема гораздо глубже.
Дело в том, что у нас не было четко зафиксировано, кто что потерял и кто что приобрел в связи с переходом к рынку. Явно в числе проигравших оказались большинство сельских жителей, учителя школ, врачи, в определенной степени военные, ученые (кроме гуманитариев), преподаватели вузов. Очень важно заметить, что снизился не только их материальный достаток, но и статус в нашей сословной системе.
По каким достижениям социализма люди скучают больше всего? На мой личный взгляд, по арендному жилью, общежитиям для рабочих, бесплатным образованию и медицине (особенно в глубинке), сельским учреждениям культуры (библиотеки, клубы, кинотеатры), спортивным секциям, всеобщей занятости, санаторному лечению и путевкам в детские лагеря. Ну и плюс по предсказуемости жизни, когда ты точно знаешь, что будешь делать через пять лет.
Понимаете, людей, которые физически помнят, каким был СССР в период 1930-50-х годов, скоро практически не останется, а вот живших при Союзе в 1970-80-х будет еще достаточно много. То есть все забудут про репрессии и нищету, зато будут помнить брежневско-кунаевские времена с их расцветом социальных льгот. Посмотрите, как широко по всей стране празднуют день рождения Динмухамеда Кунаева...
Взгляните на наших национал-популистов, особенно на их позицию в экономических вопросах – даже там нет либерализма. Вообще! То есть никакого свободного рынка, конкуренции, ответственности… Зато сплошной государственный социализм, ограничения, дотации, льготы и так далее. Просто уберите антисоветскую, русофобскую и националистическую риторику, и вы увидите социалистов!
У нас в экономике государство играет огромную роль, в Конституции РК написано про «социальное государство», 45 процентов бюджета тратится на социальные расходы, существуют дотации на социально значимые товары, теперь собираются ввести регулирование цен на лекарства… Выходит, социализм уже с нами! Пусть он больше сочетается с олигопольным капитализмом, имеющим государственную поддержку, но он уже здесь. Кривой, косой, но это уже наша местная особенность. Надо честно признать, что капитализма у нас не получилось.
Еркин Иргалиев, исполнительный директор Западного регионального филиала Научно-образовательного фонда «Аспандау»:
«Чисто гипотетически это может случиться в России»
- Сначала давайте разберемся в дефиниции «шведский социализм». Мы привычно рассматриваем только расходные параметры, а откуда у шведского социализма берутся деньги? Это, прежде всего, высокие налоги, огромные инвестиции на внешнем рынке, высокоэффективный и мощный банковский сектор. А это все явно не про нас.
В то же время мы очень провинциальны. Признак нашей местечковости – замкнутость на собственных проблемах, «варение в собственном соку»... Но на самом деле мы являемся неотъемлемой частью огромного и открытого мира, хотим этого или нет. И понять перспективы «левого дискурса» в Казахстане проблематично без обращения к тому, что происходит в окружающем нас мире.
В дальнем зарубежье сегодня наблюдаются совсем иные процессы. На смену прежней глобализации в большинстве стран пришла политическая мода на локальные идейные проекты правой ориентации. И если в конце прошлого века это было просто идеологическое разочарование в советском, коммунистическом формате, то сегодня такой отказ имеет более глубокие корни.
Во-первых, он связан с технологической революцией в средствах коммуникаций: массовый доступ к Интернету, мобильной связи, соцсетям и мессенджерам. Застрельщиком этого стали США и другие развитые страны капиталистического Запада. А, как известно, кто диктует моду и правила, тот и доминирует в сознании – массовом и индивидуальном.
Во-вторых, нынешнему отступлению от социалистических идей способствовал и духовный ренессанс религиозности, которая в виде покаяния вновь пришла на смену атеистичным дерзновениям XX века с его «штурмом небес», а заодно и с невиданными ранее широкомасштабными «преступлениями против человечности» в рамках левых социальных экспериментов.
Теперь о более близком окружении Казахстана в виде КНР и РФ. В Поднебесной правящая КПК снова транслирует в массы заветы Мао (причем правящая верхушка состоит из долларовых миллиардеров). А в России национальной идеей становится восстановление СССР в прежних границах, плюс уровень одобрения действий Сталина достиг рекордных за последние полвека 70 процентов (при том что в РФ разрыв между самыми бедными и самыми богатыми - один из наиболее значительных в мире).
Поэтому, на мой взгляд, системно «реанимировать» левые идеи в нашей стране практически нереально – и даже в коллективном сознании народных масс, которое до сих пор не потеряло веры в «государство» и тревожится за свое будущее. Не исключаю вероятности того, что левый проект может появиться в виде манипулятивной стратегии для временного сдвига политического спектра (к примеру, в рамках передела собственности). Но, как мы все понимаем, это не будет иметь ничего общего с настоящим «левым дискурсом».
Да, конечно, есть ностальгия по советскому «светлому прошлому». Но в этой ностальгии уже нет прежнего «народного единства», она совершенно разная у казахов и у представителей других этносов, у старшего поколения и у тех, кто идет ему на смену.
Все это в совокупности и заставляет дать отрицательный ответ на ваш вопрос о возможности построения «шведской модели социализма» в условиях нашей политической и экономической действительности. Чисто гипотетически это может когда-нибудь случиться в соседней России (а точнее, в отдельных ее частях). Но не в казахской среде, которая однажды уже заплатила за левый эксперимент слишком большую цену в виде Ашаршылықа.
Да, у нас общинный менталитет и есть нужда в социальной справедливости, но мы, в отличие от соседних экспансионистских Китая и России, неизбежно найдем иные коллективистские (и менее «этатистские») форматы самореализации. Что и составит основу национальной идентичности и самосохранения.