Назначение Аскара Мамина на пост главы правительства не стало неожиданностью. Политические аналитики предрекали такой исход событий уже достаточно давно. Однако судить о том, станет ли для самого Аскара Узакпаевича это повышение «звездным часом» в политической карьере или, наоборот, ее жирной точкой, в силу ряда причин довольно сложно. Тем более что управлять ему придется разношерстной и несыгранной командой.
«Наш состав должен стать правительством реальных дел, нацеленным на конкретные результаты», - такую установку дал членам своего кабинета новоиспеченный премьер. - Елбасы поставил перед всеми нами первоочередные задачи, направленные на повышение уровня и качества жизни населения, дальнейшую диверсификацию экономики и создание новых рабочих мест, развитие малого и среднего бизнеса».
Хотя на протяжении последних двух с половиной лет Аскар Узакпаевич формально был вторым человеком в правительстве и досконально изучил все плюсы и минусы его работы, подобные мантры из его уст пока походят на приемы профессионального психотерапевта. А потому ничуть неудивительно, что самые первые заявления главы нового кабмина не произвели эффекта на общество. Наоборот, соцсети уже успели высмеять его «напутствие» своей же команде.
Возможно, Мамину на самом деле нужно было тщательно подбирать слова, особенно в период «премьерных показов». Но, с другой стороны, не исключено, что такие методы – часть плана Аскара Узакпаевича, который путем вербальной мотивации пытается стать центром притяжения для разнородного состава своих подчиненных, дабы заставить их наконец-то работать в режиме команды, чего со времен премьерства Карима Масимова, увы, не наблюдалось. От того, удастся ему это или нет, зависит очень многое. Особенно для самого Аскара Узакпаевича. Шансы у него, безусловно, есть, но они, как говорят в таких случаях, пятьдесят на пятьдесят. И изменить это процентное соотношение в ту или иную сторону способны только личные морально-волевые и профессиональные качества нового премьер-министра.
С этим у Мамина полный порядок. В его карьере, конечно, были не только взлеты, но и падения, и, тем не менее, в жирный плюс ему можно записать опыт, полученный на разных уровнях государственного управления – в качестве акима Астаны, главы одного из самых сложных министерств, руководителя национальной компании. При этом он всегда воспринимался не как политик, а как хозяйственник. Этот факт, конечно, напрямую не играет в пользу нового премьера. И все же наличие разнообразного опыта гарантирует Аскару Мамину некий уровень политической гибкости, которая позволит ему лавировать в меняющейся политической конъюнктуре и в ситуации «двойных вил», в которую рано или поздно попадает любое правительство – в основном из-за непрофессионализма отдельных его членов.
Впрочем, особенность нового кабмина заключается именно в том, что, в отличие от своих предшественников, он не имеет права на ошибку. Любой серьезный прокол может привести к мощному общественному взрыву. Недоверие населения к центральным органам власти зашкаливает, безынициативность и безответственность чиновников на местах уже стала нормой, а очевидные провалы в экономике и социальном обеспечении уже не прикрыть. И в такой ситуации превращения кабмина в «правительство реальных дел» уже недостаточно. Куда важнее то, насколько грамотно Мамин и его подчиненные сыграют роль пресловутой пожарной команды. Становиться народными героями они, конечно, не обязаны, но и выглядеть очередным балластом не имеют права.
Некоторые эксперты предполагают, что Аскар Мамин проведет качественный аудит наследия своих предшественников, всех программ, находящихся в правительственном портфеле. Но весьма сомнительно, что подобного рода прогнозы станут реальностью. И не потому, что Аскар Узакпаевич не способен на это или не рискнет раздражать представителей элиты и портить свой имидж нейтрального политика, находящегося вне клановых группировок. Все куда банальнее. На это и на многое другое, в том числе выработку собственной программы, у него просто не будет времени. По крайней мере, в ближайшей перспективе. На повестке дня реализация решений прошедшего 27 февраля съезда правящей партии, а вдобавок к этому куча проблем с более ранними инициативами и поручениями президента, выполнение которых застопорилось. Даже если Мамин лично вооружится совковой лопатой и заставит всю свою команду 24 часа в сутки разгребать авгиевы конюшни, сделать это будет не так-то просто. Куда уж тут до аудита и собственных начинаний.
Главной его задачей на первых порах будет формирование «нового лица» власти – открытой, ответственной, социально ориентированной. И в роли «путеводной звезды» здесь выступил глава государства, давший жесткую оценку правительству Сагинтаева и Нацбанку Акишева и озвучивший новые социальные инициативы. Мамину и его команде осталось только «пришить пуговицы», благо, новые бюджетные транши уже на подходе. О реальном же антикризисном менеджменте нового правительства, увы, вряд ли придется говорить. Аскар Мамин талантлив и разносторонен, но именно это направление нельзя считать его сильной стороной, о чем свидетельствует предыдущая деятельность нынешнего премьера.
Провалы и скандалы, преследовавшие Мамина в бытность его акимом Астаны, не давали возможности разглядеть в нем эффективного управленца. В качестве примера стоит вспомнить его обещание решить все проблемы с ливневой канализацией в столице, которые, однако, перешли в наследство следующим градоначальникам. А жесткая критика из уст президента, недовольного качеством работ по подготовке к десятилетию Астаны, и вовсе на долгие годы выбила Аскара Узакпаевича из кадровой обоймы. Кстати, невысокого мнения о Мамине-управленце были и жители столичного региона. В те времена Ассоциация социологов и политологов проводила регулярные исследования деятельности глав областей и городов республиканского значения. И каждый раз Аскар Узакпаевич попадал в число тех, кто не пользуется доверием у населения и должен, по мнению опрошенных, уйти в отставку.
Восемь лет, проведенных у руля КТЖ, в куда большей степени раскрыли управленческие таланты Мамина. Именно под его чутким руководством нацкомпания реализовала крупнейшие инфраструктурные проекты, такие, как строительство участков железных дорог Жетыген – Хоргос, Узень – граница с Туркменистаном. При нем появились сухой порт Хоргос и порт Курык, собственные производства электровозов, вагонов скоростных поездов, грузовых вагонов и колёсных пар. Впрочем, эти успехи были омрачены традиционными для железнодорожной отрасли скандалами, интригами и расследованиями. И, что особенно печально, гигантским долгом КТЖ в несколько триллионов тенге…
Что касается предпоследней должности Аскара Узакпаевича, то ожидалось, что он в качестве первого вице-премьера даст застопорившейся казахстанской экономике хорошего пинка (выражение экспертов, делавших такие прогнозы). Но не случилось. Возможно, это мнение и ошибочное, но нередко складывалось ощущение, что он ничего пинать и не собирался, а больше работал на собственную репутацию, подкрепляя растущий авторитет выстраиванием отношений как внутри страны, так и за ее пределами…
Впрочем, любого короля, как известно, играет свита. И не исключено, что Мамин вместе с обновленным составом кабмина сумеет сыграть удачную партию, рассчитанную не только на внешний эффект, но и на реальные преобразования. Тем более что в его команде есть люди, на которых Аскар Узакпаевич может смело рассчитывать.
В первую очередь, это вернувшийся после почти десяти лет на пост министра труда и социальной защиты населения Бердибек Сапарбаев. Несмотря на любовь к самопиару, он всегда умел «держать марку», получая от населения кредит доверия, который обычно оправдывал. Исследовательская группа «Саясат-Monitoring» как-то даже назвала его «иконой социальной ответственности акимов». К тому же Бердибек Машбекович – апологет «кнута», тогда как «пряники» у него как у управленца не в почете. Что очень кстати для ведомства, которым на протяжении последних лет не очень умело руководил «женский батальон».
Также есть Аскар Жумагалиев, который теперь возглавляет сформированное недавно Министерство цифрового развития, оборонной и аэрокосмической промышленности. Это крепкий профессионал, умеющий играть в команде. И не просто играть, а давать результат. В отличие от непосредственных заместителей Аскара Узакпаевича.
Первый вице-премьер – министр финансов Алихан Смаилов лишь пять месяцев назад возглавил Минфин, и судить о том, какой он управленец и каких ставок заслуживает, понятное дело, несерьезно. Равно как и делать выводы, основываясь на его предыдущем опыте руководства сначала самостоятельным агентством, а потом комитетом по статистике в составе министерства. Но все равно эти ягоды настолько разного поля, что сравнению не поддаются. Впрочем, в контексте новой должности Смаилова это, скорее всего, не столь важно. У Алихана Асхановича есть куда более весомый аргумент – это доверие, которое оказывает ему президент. Но способен ли он реально стать правой рукой Аскара Мамина? Как говорится, большой и жирный вопрос. Хотя бы потому, что со стороны премьер и его зам производят впечатление антиподов. И хотя противоположности, как известно, имеют свойство притягиваться, подобное притяжение не всегда приводит к положительным результатам.
Много вопросов и по поводу еще одного вице-премьера – Жениса Касымбека, который еще несколько дней назад трудился в должности министра по инвестициям и развитию. В последнем рейтинге управленческой элиты (за четвертый квартал прошлого года), который готовит ОФ ЦСПИ «Стратегия», уровень его эффективности был оценен на троечку… Хотя можно предположить, что и Мамин, и Касымбек могли оценить друг друга в деле еще задолго до выхода на уровень правительства: как-никак первый работал в КТЖ, а второй – в Министерстве транспорта и коммуникаций.
Впрочем, даже откровенно слабое звено в команде Мамина при умелом раскладе может превратиться в «стратегический золотой запас». Это касается в первую очередь Гульшары Абдыкаликовой. Пусть уж простит нас госпожа бывший госсекретарь, но такое ощущение, что эту политическую фигуру занесло в отряд заместителей премьер-министра попутным ветром…
В новом кабмине она должна присматривать за социальным блоком. С одной стороны, все вроде бы правильно – в этой сфере она проработала на разных уровнях и должностях почти три десятка лет. Но именно Гульшара Наушаевна запомнилась как самый слабый (если не считать мимолетного «господина патамушта») за всю историю независимости министр труда и социальной защиты населения. Достаточно вспомнить, что она когда-то не пожелала встретиться с бастовавшими в Жанаозене нефтяниками, а о забастовках шахтеров узнала из газет. Что идея обязать самозанятых платить пенсионные взносы родилась тогда, когда она занимала министерское кресло. Что именно ей принадлежит фраза, которая, слети она с уст недавно отправленной в отставку Мадины Абылкасымовой, пригвоздила бы ее к позорному столбу. А сказала нынешний вице-премьер буквально следующее: увеличение пособий по уходу за ребенком - опасное для экономики явление…
Несмотря на звучавшее несколько лет назад почти в унисон экспертное мнение, что поста министра труда и соцзащиты Абдыкаликова лишилась за отсутствие конкретных и действенных предложений по социальной модернизации и неспособность адекватно реагировать на текущие процессы, спустя некоторое время ее назначали вице-премьером, курирующим социальный блок в правительстве Серика Ахметова. Но продержалась она на этом посту лишь год, причем ее уход опять сопровождался нелицеприятными экспертными оценками…
Получается, что новое правительство осознанно наступает на грабли, о которые уже разбило лоб правительство Ахметова? Тем более что ему, как известно, поручена роль борца с социальными проблемами. Роль во всех смыслах незавидная, несущая в себе большие риски как для самого Мамина, так и для имиджа кабмина в целом.