3834 19-02-2019, 13:47

Где взять деньги на жилье для малообеспеченных граждан РК?

От чего может отказаться государство в пользу решения социальных проблем населения? Вновь поднять этот вопрос нас заставило недавнее обещание министра индустрии и инфраструктурного развития РК Жениса Касымбека: он сообщил о том, что его ведомство «будет целенаправленно заниматься строительством дополнительного арендного жилья для многодетных семей и на данный момент ищет для этих целей финансирование».

Надо сказать, что в последние дни многодетным семьям вообще много чего наобещали. Но это, скорее, были попытки «выпустить пар» общественного недовольства на фоне недавней трагедии в Астане, нежели реальное стремление улучшить ситуацию. Внимание граждан привлекли разве что слова о готовности пересмотреть размер пособий, прозвучавшие из уст министра труда и соцзащиты Мадины Абылкасымовой. Да и то потому, что данную тему уже не удастся заболтать, перенести, проигнорировать. Это тот случай, когда власть сама себя загнала в «цугцванг» и теперь вынуждена пойти навстречу народу, даже если ей это невыгодно. Причем семьюстами тенге (ровно на такую сумму был увеличен размер пособия многодетным семьям в январе 2019-го) тут уже не обойтись - разгневанные матери по всей стране требуют повысить выплаты как минимум в два раза! С таким же предложением на днях выступили депутаты сената.

Совсем другое дело – «длинные» обещания строить жилье для многодетных семей. Какими бы чистыми помыслами ни руководствовались раздающие их сегодня чиновники, нет никаких гарантий, что они будут выполнены. Ведь на пути осуществления подобных проектов всегда есть масса преград, тормозящих процесс. В первую очередь, это коррупционные риски - реализация жилищных программ у нас редко обходится без хищений и мошенничества. Во-вторых, крайне низкие темпы строительства, которые не поспевают за ростом спроса со стороны нуждающихся граждан. В-третьих, всевозможные реорганизации, пертурбации, оптимизации и перестановки в правительстве, в результате чего многие госпрограммы попросту забываются. А еще есть такие риски, как неэффективное использование средств либо недофинансирование, демографический фактор,  урбанизация – список можно продолжать очень долго.

Но вернемся к главному вопросу: где взять деньги? Как считает президент общественного фонда «Liberty» Галым Агелеуов, огромные средства государство может высвободить, отказавшись от неэффективных бюджетных расходов. В первую очередь, имеется в виду хотя бы временный мораторий на проведение дорогостоящих имиджевых мероприятий (а они у нас организуются с пугающей частотой), применительно к которым можно сказать «много шума – и ничего».

Во-вторых, оптимизация госхолдингов, особенно АО «Самрук-Қазына», которые, по мнению эксперта, лишь способствовали огосударствлению экономики страны, уничтожив частный бизнес (не связанный с государственными тендерами, программами и т.д.), да и в целом естественную конкурентную среду.

В-третьих, ликвидация так называемых ГОНГО (государством организованные негосударственные организации). Как полагает Галым Агелеуов, в условиях непрозрачности и государственного давления такие проекты абсолютно неэффективны и бесполезны. «Гражданское общество должно формироваться в условиях свободы, конкуренции и независимости, - говорит он. - А у нас, финансируя неэффективные проекты, государство фактически покупает лояльность псевдогражданского сектора».

В-четвертых, сокращение госзаказа для СМИ, который превратился, по сути, в пиар-компанию по формированию положительного имиджа власти.

В-пятых, возвращение оффшорных денег, выведенных из страны.

И, в-шестых,  оптимизация зарплат, премий и бонусов чиновников. Как считает эксперт, их нужно привязать к измеряемой эффективности и прибыльности, для чего нужно, изучив опыт других стран, выработать четкий механизм.  

Другой наш эксперт, пожелавший остаться неизвестным, первым делом советует пересмотреть статьи расходов Министерства внутренних дел – одного из самых крупных получателей бюджетных средств. К примеру, что касается ЧСников, участковых инспекторов и паспортные отделы, то есть смысл их поддержать и даже увеличить расходы на содержание, считает он. А вот такую бессмысленную, на его взгляд, структуру как Республиканская гвардия, которая слишком много «ест», но при этом не приносит  никакой пользы, стоит упразднить.

- Что такое Республиканская гвардия? По сути, это жандармы, карательные силы, которые стоят на страже акиматов, а не народа. Вы когда-нибудь видели, чтобы они вообще что-то делали? За ними нет никаких подвигов. Они просто сидят в своих гарнизонах и накалывают себе «звезды». Впрочем, иногда способны на такие акции, как «Жанаозен»... И если все средства, которые идут на их содержание, пустить на нужды малоимущих - тех же многодетных семей, то само собой спадет социальное недовольство, с которым они, по сути, и борются, - полагает наш собеседник.

Еще один мощный, но при этом абсолютно бесполезный пожиратель бюджетных сумм, по его мнению, – программа форсированного индустриально-инновационного развития (ФИИР). Некогда широко анонсированная, она существует вот уже восемь лет, но прыгнуть выше уровня карликовых предприятий так и не смогла.  

- На самом деле ФИИР – это фейк, - говорит эксперт. - Каждый год с помпой запускают кучу микроскопических предприятий по 20 работников (в советское время их называли «мастерскими»). Но их хватает максимум на три года, поскольку выпускаемая ими продукция неконкурентоспособна - слишком высоки издержки на единицу товара. А нам нужно коренным образом менять структуру промышленности, создавать серьезные предприятия. Посмотрите, какие огромные газохимические комплексы строят в Узбекистане, какие  технополисы для текстильного и швейного производства открываются в Кыргызстане. Мы ведь тоже можем поднять свою легкую промышленность. Для этого нужны всего три вещи - восстановить АХБК в Алматы, камвольно-суконный комбинат в Костанае и фабрику «Восход» в Шымкенте. Если этого не делается, то и незачем тратить деньги на ФИИР.

Ну и третье, на чем государство, по его словам, могло бы сэкономить триллионы тенге, так необходимые для строительства социального жилья, – это отказ от «оздоровления» банковского сектора: «Нужно просто-напросто установить час икс - например, 1 апреля, после чего прекратить любую поддержку БВУ. Если ты не смог к этому времени обеспечить денежный поток (тратишь, грубо говоря, 20 тенге, а получаешь 19), то будь добр свернуть деятельность... Одно лишь отрубание «слабых» БВУ вернет в казну кучу денег. По большому счету, в Казахстане должен быть создан Банк развития, аккумулирующий средства от экспорта минеральных ресурсов, и служащий источником инвестиций для национальных программ. Остальные банки должны работать в конкурентной среде.  В общем, если выполнить все три перечисленных мною условия, то высвобожденных средств хватит на обеспечение жильем не только многодетных, но и других уязвимых групп населения».

Трудно не согласиться с выводами экспертов. Для полной картины добавим лишь пару штрихов. На наш взгляд, эффективным способом снижения государственных расходов может стать в целом сокращение неоправданно раздутого госаппарата, о необходимости чего в Казахстане говорят уже не один год. Значительный эффект даст также наведение порядка в сфере госзакупок – одной из самых коррумпированных в Казахстане. Миллиарды тенге позволит сэкономить отказ от празднеств и всевозможных украшательств – их можно отложить до лучших времен. К примеру, строительство одной только стелы «Сыр ана» в Кызылорде, которая, как сообщал КТК, «превратилась в туалет», обошлось в 336 миллионов тенге (стоимость 50 квартир на местном рынке недвижимости). На недавнюю церемонию открытия Года молодежи было затрачено 223 миллиона тенге (10 добротных трехкомнатных квартир в Астане). А на реконструкцию проспекта Назарбаева в Алматы, по информации LSM, выделено почти 5 млрд. тенге (200 квартир в центре южной столицы)!

Мы уже не говорим о расходах на содержание самих чиновников – скажем, тех же акимов (особняки, автомобили, охрана, помпезные мероприятия, офисные излишества, командировки). Президент лично при каждом удобном случае призывает их к скромности и экономии, но все впустую. Как считает Галым Агелеуов, никакие требования, регламенты и законы тут не помогут: умерить аппетиты чиновников способна разве что жесткая политическая воля, которая без всяких компромиссов заставит элиту работать не на себя и свои кланы, а на граждан, живущих за чертой бедности. Впрочем, в нынешних реалиях, уверен он, это сродни утопии.

 

Тут была мобильная реклама Тут была реклама

Комментарии