«После Азиады. Системные сбои в казахстанском спорте: кто виноват и что делать?» - так называлась статья, опубликованная в одном из предыдущих номеров Central Asia Monitor. Она завершалась обещанием вернуться к разговору и сделать акцент на состоянии детско-юношеского спорта, от которого зависит как физическое здоровье нации, так и подготовка олимпийского резерва. Итак, что мы имеем на сегодня в Казахстане, какие проблемы существуют в этой сфере и что нужно сделать для их решения?
Пять причин
Еще раз повторим, что, согласно сложившейся в нашей стране системе государственного управления и финансирования, за массовый и детско-юношеский спорт отвечают местные акиматы с их профильными управлениями (в областях) и отделами (в районах). В целом по республике спортивный бюджет регионов составил в нынешнем году порядка 110 миллиардов тенге, или чуть больше 6 тысяч тенге на душу населения. Более четверти этой суммы акиматы направляют на футбол (главным образом, на содержание профессиональных клубов премьер-лиги и первой лиги чемпионата РК). И если разделить остаток – 80,7 миллиарда – на общее количество казахстанцев, то получится, что в среднем на каждого жителя страны, от младенцев до стариков, расходуется менее 4,5 тысячи тенге в год.
В ряде регионов этот показатель еще ниже, причем значительно. Скажем, в ЮКО (теперь Туркестанской), ЗКО, СКО, Актюбинской и Атырауской областях он не достигает даже 3,5 тысячи, а в Алматинской едва превышает 2,5 тысячи тенге. Причем в четырех из названных областей – ЮКО, Алматинской, Атырауской и Актюбинской – футбольные клубы «съедают» от 2-х до 4-х миллиардов тенге, или от трети до половины их спортивных бюджетов! (Уточним: здесь приведены данные из неофициальных источников, поскольку ни сами клубы, ни их «кураторы» делиться такой информацией не торопятся). А ведь это крупные регионы с суммарным количеством жителей почти в 6,5 миллиона, среди которых преобладает сельское и преимущественно казахское население.
Иначе говоря, до спорта в глубинке – аулах, райцентрах и небольших городах – доходит немного бюджетных денег. А ведь именно ей, глубинке, необходимо уделять повышенное внимание. Почему? Назовем только пять причин.
Во-первых, там проживает большинство казахстанцев – свыше 10 миллионов (население трех городов республиканского значения и 14 областных центров составляет порядка 8 миллионов). Во-вторых, там сосредоточена основная часть многодетных семей, а значит, выше процент представителей юного поколения. В-третьих, крайне важно занять чем-то полезным этих детей и подростков, у которых, в отличие от их сверстников, живущих в больших городах, мало возможностей для проведения досуга. В-четвертых, если в столицах и областных центрах многие родители еще могут позволить себе отдать детей в частные спортивные секции, то для жителей периферии с их обычно низким уровнем доходов это неподъемное дело. И, наконец, в-пятых, вспомним, что именно из глубинки традиционно выходит подавляющее большинство чемпионов, ведь для многих живущих там детей спорт – едва ли не единственный шанс добиться жизненного успеха.
Один в поле не воин
В советские годы в каждом районе был такой уполномоченный госорган, как отдел физической культуры и спорта (его дополняли местные отделения добровольных спортивных обществ «Кайрат», «Енбек», «Урожай» и т.д., которые позже приказали долго жить). Сегодня же во многих местах спорт на уровне районной системы госуправления объединили где-то с культурой и языковой политикой, где-то с туризмом, где-то с деятельностью в молодежной сфере. Страна вроде бы унитарная, законы везде одинаковые, а в разных регионах и даже в соседних районах одной области подходы разные.
В чем здесь проблема? В таких объединенных отделах из предусмотренных штатным расписанием трех-четырех специалистов на спорт брошен лишь один: он в единственном числе должен организовывать районные соревнования, инспектировать положение дел в райцентре, селах и аулах, вести всю отчетность… На многое ли его хватит, если учесть разбросанность населенных пунктов и наши огромные расстояния?
В качестве обратного, то есть положительного, примера можно привести Кызылординскую область. Там во всех семи районах действуют самостоятельные отделы физической культуры и спорта. Более того, при каждом из них создан спортивный клуб со штатной единицей инструктора-методиста, который отвечает за работу с жителями аулов. Почему бы не распространить этот опыт на другие области?
Проведенная в стране децентрализация управления, когда многие функции перешли от верхних его звеньев к нижестоящим, породила применительно к спорту в провинции одну серьезную проблему. Работающие в районах спортивные школы раньше финансировались из областной казны, а теперь эти затраты легли на районные бюджеты, что негативно сказалось на их деятельности. Прежде область с учетом ситуации на местах могла регулировать те или иные вопросы (например, для одной школы приобрести недостающий спортинвентарь, в другой увеличить штат тренеров и т.д.). Теперь она этим уже не вправе заниматься, а у районов, как вы понимаете, возможности куда скромнее.
Мало того, согласно Бюджетному кодексу, если то или иное учреждение находится на районном балансе и обеспечении, то его воспитанники не могут выезжать за госсчет на соревнования, проводимые вне пределов области. А вот если бы спортшколы продолжали финансироваться из областной казны, то они имели бы право оплачивать поездки своих подопечных и на республиканские турниры.
Согласитесь, большая разница. Ведь без регулярного и полноценного участия в разных соревнованиях (причем чем выше их уровень, чем лучше) невозможно вырастить атлетов высокого уровня, и это будет уже не спортивная, а просто физкультурно-оздоровительная школа. «Напрягать» же родителей, чтобы они искали спонсоров или тем более сами раскошеливались (мы-то знаем, какие у них доходы) на то, чтобы отправить своих детей хотя бы в соседнюю область, – не дело. Между тем, как утверждают знающие люди, почти в 70 процентах районов страны финансирование поездок на соревнования сократилось.
Получается, что теперь все зависит от местных начальников, от того, любят они спорт, понимают его значение или нет. Если в районе аким, как говорится, спортивный, то он изыщет необходимые средства и на содержание спортшкол, и на поездки детей на турниры, и на то, чтобы в районном звене было больше штатных специалистов, вплотную занимающихся данной сферой. А если ему все это «до лампочки»?
Иначе говоря, необходимо так изменить систему законодательного, административно-управленческого и бюджетного обеспечения местного спорта, чтобы он вне зависимости от субъективных факторов (симпатий или антипатий акимов и прочих чиновников) работал и на культивирование здорового образа жизни, и на подготовку качественного олимпийского резерва.
Все начинается со школы…
Мы, те, кому за 50, хорошо помним, что дорога в спорт для большинства из нас начиналась с уроков физкультуры и секций в общеобразовательных школах. А уже потом, когда мы чему-то научились и начали показывать первые результаты (пока на своем уровне), приходили тренеры из ДЮСШ и отбирали тех, кто, на их взгляд, обладал потенциалом для того, чтобы проявить себя в том или ином виде спорта.
Автор этих строк учился в одной из школ маленького городка-райцентра на северо-западе Кызылординской области. Каждый наш учебный день начинался с 15-минутной интенсивной зарядки (в теплое время года – во дворе, зимой – в длинных коридорах школы). Участие в ней было обязательным. Постоянно проводились чемпионаты между классами – по волейболу, баскетболу, легкой атлетике, борьбе, хоккею с мячом, игре в лапту… Каждый из четырех учителей физкультуры, самым колоритным среди которых был бывший фронтовик Иван Данилович Шульга, помимо уроков, вел еще и секции.
А Михаил Зыбин пошел дальше – из нас, учащихся всех пятых классов («А», «Б», «В» и «Г»), организовал команду и занимался с нами четыре года. Летом мы играли в футбол, зимой – в хоккей. Причем Михаил Евсеевич тренировал нас, готовил к турнирам и во время каникул: мы стали победителями городского «Кожаного мяча» и районной спартакиады школьников, ездили на областные соревнования.
Некоторые из нас параллельно занимались легкой атлетикой у Ивана Даниловича (организатора ежегодной районной эстафеты по улицам города ко Дню Победы, собиравшей массу зрителей), кто-то ходил в другие школьные секции. Кстати, рекордсменом школы в беге на средние дистанции так и остался Лев Рохлин, в будущем генерал и депутат Госдумы РФ, якобы готовивший заговор против Ельцина и убитый при загадочных обстоятельствах двадцать лет назад.
Полагаю, что нашими учителями физкультуры двигал не только энтузиазм (хотя он тоже, конечно, присутствовал) – в советское время они и их коллеги получали очень хорошие доплаты за внеклассные занятия. А что сейчас? Доплаты отменили, и если учитель не ярый фанат спорта, то вряд ли станет вести секции на общественных началах – ему семью кормить надо, и он постарается найти работу на стороне, чтобы хоть что-то подзаработать.
В этом плане заслуживает внимания инициатива, которую проявили в Северо-Казахстанской области. Там при районных отделах образования создали детско-юношеские клубы физической подготовки, в которых предусмотрено штатное расписание для оплаты внеклассных секционных занятий в общеобразовательных школах. Дополнительные 0,5 или даже 0,25 ставки – это все-таки неплохой материальный стимул для учителей физкультуры или для тренеров, готовых вести спортивные секции в учебных заведениях.
Пыль в глаза
Или взять студенческий спорт, который должен быть логическим продолжением школьного. В целом ряде стран мира, например, в США, он настолько развит, что охватывает значительную часть учащейся молодежи, активно участвуя в формировании культа здорового образа жизни, и заодно регулярно поставляет высококлассных атлетов в олимпийские сборные, в профессиональные лиги – баскетбольные, хоккейные, регбийные, бейсбольные… Тогда как у нас многие университеты и колледжи, особенно появившиеся в период независимости, не располагают сколько-нибудь приемлемой спортивной инфраструктурой, а там, где она есть, работа ведется очень слабо. Министерство культуры и спорта и уж тем более Национальный олимпийский комитет не имеют рычагов влияния на ректоров высших учебных заведений – такие рычаги есть только у Министерства образования и науки. Однако даже и не припомнишь, когда оно всерьез поднимало эту проблему.
Тот факт, что Казахстан занял 2-е общекомандное место на последней зимней Универсиаде и привозит много медалей с летних, абсолютно ни о чем не говорит. О цене таких «успехов» автор этих строк писал уже не раз, в том числе в ходе «обмена мнениями» с президентом Федерации студенческого спорта (ФСС) РК, ректором КАСТ Кайратом Закирьяновым, а также в статьях «Универсиада-2017: семь самых спорных утверждений» (пункты 2-й и 4-й) и «Наш спорт: сомнительные средства, мнимые достижения». Поэтому не стану повторяться и напомню лишь ключевой тезис, который заключается в следующем.
В Казахстане отсутствует та стройная и последовательная система отбора участников Универсиад, которая должна быть в идеале и которая действует в цивилизованных странах: сначала - внутривузовские (в каждом отдельно взятом университете) соревнования, затем - региональные, потом - общенациональные студенческие Игры, и уже победители последних получают право поехать на Всемирную Универсиаду. Чтобы внедрить такую систему отбора, нужно обеспечить широкий охват студентов и создать им необходимые условия для занятий спортом. А с этим у нас очень большие проблемы.
Другой важный момент. Почему сильнейшие спортсмены из стран Запада, даже проходящие обучение в вузах, не участвуют в Универсиадах? В том числе и потому, что там стараются дать дорогу обычным студентам, понимая, что у них должен быть стимул заниматься спортом и бороться с такими же, как они, любителями, за право поехать на международные соревнования. Тогда как сложившаяся в Казахстане практика формирования студенческих сборных из атлетов-профессионалов лишает учащуюся молодежь такого стимула.
Образовательная сфера несет ответственность и за подготовку кадров – учителей физкультуры, тренеров, других специалистов, от квалификации которых в значительной степени зависит уровень отечественного спорта. Но об этом в следующий раз…