В позапрошлом номере нашей газеты (Central Asia Monitor от 6 февраля с.г.) была опубликована статья «Молодец против овец. Что даст Казахстану проведение Универсиады, которая уже изжила себя и мало кого интересует?». Редакции ответил президент Федерации студенческого спорта РК, он же президент (ректор) Казахской академии спорта и туризма, профессор Кайрат Закирьянов. Приводим полный текст этого письма, а также наш развернутый комментарий к нему.
Опубликованная в газете «Central Asia Monitor» статья Жениса Байхожи под названием «Молодец против овец» представляет определенный интерес, но в целом она страдает концептуальными погрешностями.
Автор, сравнивая Олимпийские игры и Всемирные Универсиады, проводит одну параллель между ними и приводит данные о том, что традиционные лидеры в лыжных видах спорта - Норвегия, Швеция, Германия, Италия, Австрия и др. направляют на Универсиаду слабый состав участников, тем самым принижая медали, завоеванные студентами Казахстана, России и других стран. Более того, автор вообще ставит под сомнение сам факт целесообразности проведения Всемирных Универсиад, в том числе и в г. Алматы.
Прежде всего, следует сказать, что в соответствии с Уставом FISU (Международная федерация студенческого спорта) и ее регламентом Всемирная Универсиада не ставит своей целью достижение высших целей в спорте, и рекорды не фиксируются в протоколах соревнований. Если Олимпийские игры демонстрируют проявление высших физических возможностей человека, где устанавливаются и фиксируются мировые и олимпийские рекорды, то Всемирные Универсиады - это любительские состязания студентов, которые призваны пробудить у молодежи и подрастающего поколения стремление заниматься физической культурой и спортом. А после завершения Универсиады, как правило, построенные спортивная инфраструктура, спортивная деревня становятся наследием для молодежи и подрастающего поколения.
Еще раз подчеркиваю, что на Олимпийских играх завоевание наград - это престиж страны, одна из предпочтительных возможностей для всех стран заявить о себе на мировом уровне. На Всемирных Универсиадах и чемпионатах мира среди студентов не ставятся цели установления рекордов, стремление к которым нередко приводит к потере здоровья. Универсиада - это мероприятие, где в высшей мере осуществляется пропаганда среди молодежи идеалов и ценностей физической культуры и здорового образа жизни и, прежде всего, их духовных ценностей: уважение, дружба, стремление к совершенству. С другой стороны, это решение проблемы активного привлечения детей и молодежи к занятиям физической культурой и спортом, что является важнейшим фактором укрепления здоровья, снижения числа социально-негативных явлений в молодежной среде.
По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека только на 10% зависит от уровня развития медицины и на 55% от его здорового образа жизни, главной составляющей которого является его физическая активность. Ученые подсчитали, что если 3% бюджета здравоохранения направить на создание элементарных условий для занятий массовой физической культурой, то можно сэкономить 30% бюджета здравоохранения, так как больше половины бюджета уходит на лечение болезней человека, связанных с малоподвижным образом жизни и вредными привычками. И не случайно Международная ассоциация университетов физической культуры и спорта, занимаясь этой проблемой, ежегодно под патронатом FISU проводит в разных странах мира международную научную конференцию для студентов и молодых ученых под названием «Университетский спорт: Здоровье и процветание нации».
Отвечая на вопрос, для чего нужна Казахстану Универсиада-2017, приведу следующие аргументы. По словам мэра г.Казань И.Метшина, если до Всемирной летней Универсиады 2013 г., которая прошла в Татарстане, число студентов, активно занимающихся спортом, не превышало 30%, то после Универсиады этот показатель возрос до 70%. В целом же число жителей в республике, занимающихся спортом, возросло вдвое и достигло 33 %. Как известно, президент Казахстана Н.Назарбаев в своем Послании поставил перед нами задачу - «до 30% казахстанцев должны быть вовлечены в массовый спорт». Сегодня этот показатель составляет около 20%, и даже эти цифры завышены чиновниками от спорта. Кроме того, если брать ту же Казань, то в качестве наследия в столице Татарстана была создана Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, которой было передано 70% всех построенных к Универсиаде новых спортивных сооружений.
В журнале «Академия чемпионов» №1 (2014 г.) президент России В.Путин подчеркнул: «... Универсиада в целом позволила обновить спортивную базу вузов Казани, поднять уровень развития студенческого спорта и, конечно же, пробудить интерес к спорту у нашей молодежи. Главное то, что подобные соревнования принимают долгосрочные позитивные, социальные и экономические дивиденды, устанавливают новые стандарты жизни, популяризуют физическую культуры и спорт, дают импульс комплексному развитию регионов, повышают их привлекательность для жизни и работы. Все это богатейшее материальные и нематериальные наследия останутся с нами на долгие годы...» Какие еще могут быть более убедительные аргументы в пользу Универсиад?
Автор, цитируя меня, говорит, что президент Федерации студенческого спорта РК К.Закирьянов пафосно заявляет, что проведение Универсиады в Казахстане станет мощным стимулом для молодого поколения заниматься спортом. Я не отказываюсь от своих слов и, более того, считаю, что именно в этом заключается главная миссия Универсиады-2017.
Поэтому задачей общественности Казахстана, средств массовой информации, в том числе и вашего популярного в народе издания является необходимость сделать все возможное, чтобы построенные к Универсиаде объекты стали доступны для всех категорий населения, чего не произошло с наследием зимних Азиатских игр 2011 года. К примеру, Дворец спорта им. Балуана Шолака передан в уставной капитал АО «Казспортинвест», и дорога туда для массового спорта и молодежи закрыта.
Что касается достижения спортивных результатов и завоевания призовых мест, то еще раз подчеркиваю, что это не является самоцелью Универсиады. Вместе с тем, разные страны, в том числе и Казахстан, используют возможности Универсиады для повышения имиджа страны, узнаваемости его народа, что тоже немаловажно. Например, одно из карликовых европейских государств, Андорра, сегодня тоже позиционирует свою страну, принимая участие в Универсиаде-2015, и занимает сегодня 14-е место. Достижения студентов Казахстана на XXVII Всемирной зимней Универсиаде далеко не случайны. Студенческая команда Казахстана на зимних Всемирных универсиадах всегда входила в двадцатку сильнейших студенческих команд. Например, в 2005 году на Универсиаде в г. Инсбруке (Австрия) она заняла 7-е место среди 53 стран-участниц, в 2007 году в г. Турине (Италия) – 13-е, в 2013-м в Трентино (Италия) – 15-е. И этот фактор стал немаловажным, когда исполком FISU принял решение доверить Казахстану право проведения Всемирной зимней Универсиады-2017.
Автор статьи ставит в упрек, что Казахстан и Россия выставляют великовозрастных спортсменов по сравнению с другими странами, что некоторые из них принимали участие в Олимпийских играх. Но эти спортсмены начинали свою спортивную карьеру именно на Всемирных Универсиадах, которые дали им путевку на Олимпиаду. К примеру, казахстанские спортсмены- студенты Н.Чеботько, С. Малахова, А.Головко, О.Яцкая начинали свою спортивную карьеру именно с участия в стартах Универсиад. В соответствии с регламентом FISU возраст участников ограничен 27 годами. Некоторые спортсмены- участники Всемирных Универсиад завершают свою карьеру, но многие становятся и участниками Олимпийских игр, поскольку в современных условиях только после достижения возраста 26-27 лет раскрываются наивысшие физические возможности спортсменов. Об этом в октябре 2014 года на международном научном конгрессе «Олимпийский спорт и спорт для всех», который состоялся в г.Алматы, говорил всемирно известный ученый в области спортивной науки, академик В.Платонов. Он привел убедительные данные, что в современном спорте зоной наивысших достижений во многих видах спорта (гребля академическая, велоспорт, фехтование, плавание и другие циклические виды спорта) является возраст от 24 до 28 лет.
Что касается российских спортсменов, то они не всегда блистали на Всемирных Универсиадах. К примеру, на зимней Универсиаде 2005 г. Россия заняла 3-е место, в 2007 году – 2-е, на летней Универсиаде 2001 г. - 3-е. В 2013 году Россия провела летнюю Всемирную Универсиаду, а в 2014 году - зимние Олимпийские игры, что привело к существенному развитию массового спорта, и сегодня Россия имеет большое количество спортсменов с равными возможностями, которые могут одновременно принимать участие и защищать интересы своей страны и своего народа на чемпионатах мира, Кубках мира и Всемирных Универсиадах. К сожалению, этого не скажешь о Казахстане, у которого очень короткая скамейка запасных. Поэтому мы надеемся, что через проведение Универсиады-2017 мы пробудим интерес молодежи к спорту и в конечном счете получим здоровую нацию, которая способна будет решать задачи, поставленные президентом Казахстана, по вхождению в тридцатку самых развитых стран мира.
Подводя итоги, еще раз хочу сказать, что апофеозом высших достижении в спорте являются Олимпийские игры, а массового спорта, спорта для здоровья - Всемирные Универсиады. И то, и другое необходимо развивать.
Кайрат Закирьянов, президент Федерации студенческого спорта Республики Казахстан, профессор.
Комментарий от Central Asia Monitor:
И редакции, и автору статьи, о которой идет речь в письме, приятно, что публикация привлекла внимание президента федерации. Не менее приятно и то обстоятельство, что он, судя по его словам, правильно понимает роль и значение студенческого спорта вообще и проведения Универсиад в частности. Однако, к сожалению, это тот самый случай, когда декларации абсолютно расходятся с их применением на практике.
Вот что пишет г-н Закирьянов: «Всемирная Универсиада не ставит своей целью достижение высших целей в спорте... Это любительские состязания студентов, которые призваны пробудить у молодежи и подрастающего поколения стремление заниматься физической культурой и спортом». Мы готовы подписаться под каждым из этих слов. Но возникает резонный вопрос: почему на любительские состязания Казахстан делегирует спортсменов-профессионалов, в том числе членов национальных сборных РК, которые числятся в штате Дирекции штатных национальных команд (ДШНК) и получают там зарплаты, позволяющие им заниматься спортом, ни на что больше не отвлекаясь? Мало того, начиная с зимней Универсиады-2015, которая завершилась на днях, казахстанские атлеты за каждую золотую медаль будут получать от государства по 15 тысяч, серебряную – 10 тысяч, бронзовую – 5 тысяч долларов. Это даже больше, чем премиальные за призовые места на Азиатских играх. И в числе главных «лоббистов», добивавшихся принятия такого решения, был именно г-н Закирьянов. Интересно, как такой подход согласуется с декларируемым им же самим любительским статусом этих соревнований – статусом, который многие другие страны, в отличие от нашей, стремятся соблюдать?
«Автор ставит под сомнение сам факт целесообразности проведения Всемирных Универсиад», - говорится в письме президента федерации. Но надо быть до конца точным – в статье это было изложено несколько иначе: «Выскажу, возможно, крамольную мысль: Всемирные Универсиады, история которых насчитывает уже почти сто лет, в их нынешнем виде изжили себя. Если и проводить подобные соревнования, то именно для студентов, занимающихся спортом как хобби». То есть, международные студенческие Игры, наверное, и нужны, но только в том случае, если будут пересмотрены правила допуска участников. В этой связи хотелось бы затронуть ряд важных моментов, которые остались «за кадром» при подготовке публикации двухнедельной давности.
В большинстве цивилизованных стран существует четкая градация: для спортсменов-профессионалов – одни соревнования, для любителей – другие. Первые не участвуют во Всемирных Универсиадах в том числе и потому, чтобы не закрывать дорогу вторым, чтобы у этих вторых, то есть у любителей, был стимул заниматься спортом и бороться с такими же, как они, любителями, за право поехать на международные соревнования. А может ли быть у наших, казахстанских, студентов подобная мотивация, если они знают, что какие бы места они ни заняли на республиканских состязаниях между вузами, все равно на Всемирную Универсиаду поедут совсем другие люди, занимающиеся спортом профессионально, – и лишь потому, что эти другие имеют больше шансов завоевать там медали?
Кроме того, Универсиаде должна быть присуща атмосфера студенческого братства, общности интересов и ценностей. А что может объединять юношей и девушек, являющихся студентами в подлинном смысле этого слова и ведущих соответствующий образ жизни, с молодыми людьми, которые практически все свое время проводят на тренировочных сборах и соревнованиях, лишь эпизодически появляясь в учебных корпусах для сдачи сессий?
Иначе говоря, в Казахстане нет той стройной и последовательной системы отбора участников, которая должна быть в идеале и которая существует в цивилизованных странах: сначала - внутривузовские (в каждом отдельно взятом университете) соревнования, затем - региональные, потом - общенациональные студенческие Игры, и уже победители последних получают право поехать на Всемирную Универсиаду. Причем допуск ко всем этим состязаниям должны получать только студенты-очники, не являющиеся спортсменами-профессионалами. Лишь в этом случае возможно достижение тех целей, о которых пишет г-н Закирьянов. На деле же получается, что он, говоря правильные вещи, поступает с точностью до наоборот.
Вообще, от него как от руководителя всего студенческого спорта в Казахстане и ректора единственного в стране спортивного вуза хотелось бы серьезной и кропотливой работы именно по привлечению широких масс студентов к занятиям физической культурой и спортом. Или, например, почему бы не инициировать внесение в соответствующие документы нормы о том, что каждый университет (институт, академия, колледж), вне зависимости от формы собственности и профиля, должен в обязательном порядке иметь соответствующую спортивную инфраструктуру? Нет ее – лишаешься лицензии на образовательную деятельность. Как представляется, именно подобными вещами должна, в первую очередь, заниматься Федерация студенческого спорта РК. Но это будничная и малозаметная работа, а проведение Всемирной Универсиады – это громко, масштабно, зримо, тут можно хорошо попиариться, висты заработать.
Впрочем, вернемся к тексту письма. Какой смысл пространно, со ссылкой на научные авторитеты рассуждать о том, что «зоной наивысших достижений во многих видах спорта» является возраст 24-28 лет, если сам же г-н Закирьянов заявляет, что «Всемирная Универсиада не ставит своей целью достижение высших целей в спорте»? В этом тоже наглядно проявляются двойственность и противоречивость позиции президента федерации. А относительно тех известных атлетов, чья спортивная карьера началась якобы со стартов Универсиад, будто бы давших им путевки на Олимпийские игры, он и вовсе лукавит. Либо плохо знает историю казахстанского спорта.
Возьмем первую из названных им фамилий – Николай Чеботько. Еще в 2001-м этот лыжник, еще даже не будучи студентом, участвовал в юниорском чемпионате мира, а год спустя уже в статусе одного из лидеров мужской сборной Казахстана поехал на зимнюю Олимпиаду. И только в 2003-м выступил на Универсиаде. То есть к его становлению как сильного гонщика ни Универсиады, ни студенческий спорт вообще не имеют отношения. То же самое касается Оксаны Яцкой – еще до поступления в Восточно-Казахстанский государственный университет (тогда ей было лишь 17) она ездила на Азиатские игры 1996-го в составе нашей сборной и стала там чемпионкой, а на Универсиаду-2003 отправилась уже в 25-летнем возрасте, имея за плечами аж две Олимпиады. Кстати, если верить биографическим справкам, Яцкая окончила вуз раньше, в 2002-м, что наводит на определенные подозрения (а ведь она участвовала еще и в Универсиаде-2005). Впрочем, возможно, что лыжница после получения диплома числилась на каком-нибудь заочном отделении. Практически все то же самое можно сказать и о ее вечной подруге и сокурснице по факультету физкультуры и спорта ВКГУ Светлане Малаховой (в девичестве Шишкиной), которая тоже упоминается в письме президента федерации.
Теперь относительно слов о том, что проведение Всемирной зимней Универсиады 2017-го в Алматы станет «мощным стимулом для молодого поколения заниматься спортом», что «построенная спортивная инфраструктура станет наследием для молодежи» и т.п. Очень хотелось бы разделить с г-ном Закирьяновым его неиссякаемый оптимизм. Но не получается. Ровно четыре года назад тот самый журналист, статья которого послужила поводом для письма президента федерации, в публикации «Свет и тени Азиады» (ее можно найти в Интернете) осторожно высказывал подобные же надежды относительно изменения отношения к спорту со стороны молодежи и использования возведенных объектов после зимних Азиатских игр. Однако этим надеждам так и не суждено было сбыться. А потому сегодня хотелось бы услышать от г-на Закирьянова, раз он вступил в дискуссию, не только заклинания и лозунги, но и по-настоящему весомые аргументы в пользу своих «мажорных» прогнозов. Что же касается приведенного примера с Казанью и летней Универсиадой-2013, то словам российских чиновников, как и казахстанских, веры мало – они способны «нарисовать» любые цифры.
Впрочем, если г-н Закирьянов вдруг окажется прав в своем оптимизме, то мы будем только рады…