Когда в Казахстане была разработана первая программа по обеспечению населения питьевой водой, проблемы с этим испытывало большинство сел Казахстана (по разным данным, 70 процентов и более). На сегодняшний день доступ к централизованному водоснабжению получили 57,4 процента жителей сельских населенных пунктов и 93,8 процента горожан.
Проблема доступности качественной питьевой воды для казахстанцев всегда находилась на особом контроле у главы государства. Из послания в послание он призывает соответствующие госорганы приложить максимальные усилия, чтобы к 2020 году ею были обеспечены, как минимум, 80 процентов сельчан и 100 процентов горожан.
В своем последнем обращении к народу Казахстана Нурсултан Назарбаев снова вернулся к этому вопросу, потребовав ежегодно выделять на эти цели не менее 100 миллиардов тенге из всех источников.
Примечательно, что на сей раз выполнение президентского поручения не заставило себя долго ждать. Как сообщил в ходе недавнего брифинга в Службе центральных коммуникаций министр по инвестициям и развитию РК Женис Касымбек, уже в текущем году на развитие сельского водоснабжения предусмотрено выделить порядка 100 млрд. тенге (МИР РК – 68,2 млрд.тенге, МСХ РК – 14,8 млрд. тенге, местные бюджеты – 22 млрд. тенге). Это на 68 процентов больше по сравнению с 2017 годом! Разумеется, финансирование будет направлено преимущественно в регионы с низким уровнем доступа к питьевой воде.
По словам Жениса Касымбека, на эти средства планируется реализовать 332 проекта (села – 282 проекта на 68,2 млрд. тенге, города – 50 проектов на 25,1 млрд. тенге) и тем самым увеличить доступ к централизованному водоснабжению в сельских населенных пунктах до 59 процентов, а в городах – до 94-х процентов.
Нельзя забывать, что дефицит воды – это не только головная боль чиновников, но и огромная проблема для самих граждан. А потому президент регулярно призывает сограждан к экономии и бережному отношению к ней. Особенно это касается жителей Мангистауской, Атырауской, Кызылординской и Актюбинской областей, где очень мало источников пресной воды.
Как известно, водные ресурсы распределены по территории Казахстана крайне неравномерно: на восточный регион приходится 34,5 процента от их общего объема, на юго-восточный – 24,1 процента, на южный – 21,2 процента, на западный – 13,4 процента, на северный – 4,2 процента, на центральный – 2,6 процента. К тому же наша страна является крайне водозависимой. Семь из восьми главных рек являются трансграничными, и более 40 процентов ежегодных возобновляемых ресурсов поверхностных вод поступает к нам из соседних государств. То есть почти половина ежедневно потребляемой нами воды формируется вне территории Казахстана, и это одна из главных причин, почему водные задачи должны стоять у нас в приоритете.
Напомним, что решить проблему нехватки качественной питьевой воды сначала была призвана программа «Питьевая вода» (2002-2010 гг.), а затем – программа «Акбулак» (2011-2020 гг.). Но ни та, ни другая не дали особых результатов. Сдвиги наметились лишь тогда, когда узконаправленная программа «Акбулак» была интегрирована (в 2014 году) в масштабную государственную Программу развития регионов до 2020 года.
Особенность последней заключается в том, чтобы решать проблему обеспечения населения качественной питьевой водой в комплексе с другими задачами, которые сегодня стоят перед регионами. Речь идет о модернизации ЖКХ, развитии моногородов, приграничных территорий, строительстве доступного жилья и т.д. Как подчеркивают специалисты, необходимость разработки единой программы была вызвана тем, что все перечисленные сферы имели ряд пересекающихся моментов (к примеру, необходимость обновления инженерных коммуникаций) и общую цель – улучшение условий жизни казахстанцев.
Впрочем, несмотря на определенный прогресс, который обеспечивает программа развития регионов, все еще имеется целый ряд задач, требующих скорейшего разрешения. О них в ноябре прошлого года в ходе парламентских слушаний говорил председатель мажилиса Нурлан Нигматулин. По его словам, это, прежде всего, отсутствие системного подхода к строительству и эксплуатации объектов водоснабжения, а также должного взаимодействия центральных и местных исполнительных органов. По его словам, зачастую бывает так, что построенный групповой водопровод не может подавать воду в населенные пункты по причине неготовности внутрипоселковых сетей, и наоборот. Это, разумеется, приводит не только к неэффективному использованию бюджетных средств, но и к необеспеченности населения качественной питьевой водой.
Спикер мажилиса также акцентировал внимание депутатов на том, что обеспеченные материальными средствами и кадровым потенциалом эксплуатирующие предприятия имеются, как правило, лишь в районных центрах. В селах и аулах система водоснабжения передана на обслуживание сельским акимам, которые не обеспечены ни минимальными необходимыми средствами эксплуатации, ни специалистами. Это ведет к частым авариям в системах водоснабжения, выходу из строя узлов и оборудования и в конечном итоге к остановке водопроводов. В связи с этим, по мнению Нурлана Нигматулина, возникла необходимость соответствующим центральным и местным исполнительным органам обратить внимание на то, что, помимо инвестиций в модернизацию и строительство новой инфраструктуры, нужно предметно заниматься и развитием профессиональных навыков у сотрудников предприятий водоснабжения.
– Причиной всему этому является отсутствие единого оператора по строительству и эксплуатации инфраструктуры водоснабжения населенных пунктов. И это несмотря на то, что глава государства неоднократно давал поручения проработать этот вопрос. Уже само создание подобного оператора позволит внедрить системный подход при реализации Программы развития регионов до 2020 года, повысить инвестиционную привлекательность, обеспечить эффективную и рентабельную эксплуатацию систем водоснабжения и водоотведения, – заявил председатель мажилиса.
По его словам, население должно иметь круглосуточный и неограниченный доступ к питьевой воде гарантированного качества – это требование XXI века. При этом тарифы должны быть справедливыми и обеспечивать покрытие затрат на водоочистку и распределение.