ЧЕТВЕРГ, 25 АПРЕЛЯ 2019 ГОДА
898 27-10-2017, 00:03

Абсолютный слух


Концепция культурной политики РК до 2030 года – одно из базовых, краеугольных начал духовной жизни страны. Там есть пункт «производство культурно-развлекательных форматов», и за этим неброским тезисом кроется бездна инициатив и возможностей. В чем мы воочию и на глобальном уровне могли убедиться минувшим летом…

Большое видится на расстоянье
Наш собеседник – Юрий Якушев, директор Государственного академического Русского театра драмы им. М.Ю. Лермонтова. Правда, слово «собеседник» в данном случае является не совсем точным, поскольку речь идет о цельнокройном монологе на им же заявленную тему, лишь изредка прерываемом не вопросами даже, а паузами молчаливых раздумий.
– Извините за банальность, но цитата из Есенина: «Большое видится на расстоянье» тут более чем уместна, – говорит он. – ЭКСПО-2017 действительно стала судьбоносным для всех нас событием. Наверное, нужна чуть большая временная дистанция, чтобы оценить ее истинный масштаб. И хотя я человек сугубо практичный, чуждый всякой патетики, но в данном случае, соприкоснувшись непосредственно с тем, как все это было организовано и проведено, мне трудно избежать восхищения и превосходных степеней. Причем я склонен говорить лишь об одной составляющей этого поистине грандиозного проекта – о культурной программе ЭКСПО, к которой сам я был причастен лишь как бы по касательной. Для меня крайне важно то, что я увидел закулисную часть мероприятия, не рассчитанную на всеобщее обозрение, и во мне, повторяю, человеке сугубо практичном, это вызвало даже некоторую оторопь, настолько слаженно и безукоризненно все было проведено.
Однако о закулисной части чуть позже. А сначала о том, что было явлено миру. Главной интригой культурной программы ЭКСПО-2017 стал, конечно же, цирк «Дю солей» – абсолютно беспроигрышный ход, действо, равно увлекательное для всех, от мала до велика. Билеты на представления были выкуплены уже в самые первые дни. Как пояснил генеральный директор спецпроекта «REFLEKT» цирка «Дю Солей» Бернард Пойрие, режиссеры-постановщики концертных номеров учитывали зеленые технологии при использовании электрических мотоциклов на канатных установках, а сценография, костюмы и музыкальное оформление создавались с учетом особенностей казахской культуры. Так, в ткань спектакля органично вплелись образы Золотого человека, сказочной птицы Самрук и других артефактов. Поскольку все трюки выполнялись без страховки, невероятное шоу держало зрителя в напряжении на протяжении всех 75 минут представления.
Еще одно чудо света и второе по масштабности коронное блюдо культурного меню – премьера под открытым небом знаменитой Восьмой симфонии выдающегося австрийского композитора Густава Малера в исполнении 1200 музыкантов. В роли постановщика выступил главный дирижер «Астана Опера» Алан Бурибаев. Как позже признался сам маэстро, эта симфония – одно из немногих произведений, которые он взял бы с собой на необитаемый остров. «Идея единения, братства, всеобщей любви, актуальная во все времена, стала двигателем этого невероятного замысла», – сказал Алан Бурибаев. Премьера покорила зрителей размахом и величественностью: на протяжении нескольких часов небо нашей столицы пронзали красивые, невероятно мощные голоса ведущих солистов театра «Астана Опера» Салтанат Ахметовой, Жупар Габдуллиной, Айгуль Ниязовой, Нурлана Бекмухамбетова, Татьяны Вицинской, ведущих солистов ГАТОБ им. Абая Оксаны Давыденко, Олега Татамирова, Таира Тажигулова. Вместе с симфоническим оркестром, хором и детским хором «Астана Опера» грандиозное произведение Малера исполняли оркестр и хор знаменитого итальянского театра Карло Феличе (Генуя), артисты ГАТОБ, а также Государственный академический симфонический оркестр РК и Государственный камерный оркестр «Академия солистов». К ним присоединились ведущие казахстанские хоровые коллективы. Сам создатель симфонии был бы потрясен столь масштабным исполнением своего опуса.
Также зрители увидели оперы «Аида» Верди и «Кыз-Жибек» Брусиловского, а затем и один из самых известных и технически сложных классических балетов «Дон Кихот» Людвига Минкуса.
Апофеоз логистики
Не понаслышке зная, как непросто организовать театральное представление в отдельно взятом учреждении культуры, я понимаю, насколько сложно было привести в действие такую махину, как культурная программа ЭКСПО. Собрать в одном месте невероятное количество творческих коллективов, театров, музыкальных групп, солистов – задача сама по себе грандиозная. И всю эту невероятную разноголосицу надо было органично совместить, не нарушив индивидуальность ни одного из уникальных звеньев. При этом в каждом отдельном случае возникала необходимость оптимальным образом изыскать средства, порой очень даже немалые. Не сами же по себе шли эти захватывающие дух красочные представления, спектакли, концерты, конкурсы. Нужен был мощный штаб людей думающих, практичных, умеющих все заранее просчитать, согласовать, увязать единым алгоритмом, не допускающим сбоев.
Это, если хотите, высшая математика административно-организаторской деятельности. Колоссальная логистическая работа! Требовалось не только загодя определить, кто, когда и за кем выступает, но и предусмотреть время для репетиций, для освоения артистами новой сцены, время для установки декораций, порой очень непростых, а потом и для их демонтажа. При этом не допустить пустот, неуместных пауз и в то же время избежать того, чтобы выступающие наступали друг другу на пятки.
Сужу об этом по собственному опыту. Дело в том, что в рамках культурной программы ЭКСПО прошел театральный фестиваль «Астана», посвященный 80-летию народного артиста СССР Асанали Ашимова. Фестиваль стал очень ярким событием. Недавно построенный и оснащенный по последнему слову техники «Астана балет» радушно принял под своими сводами театры из десяти стран мира, в том числе и ведущие отечественные коллективы – казахский театр драмы им. Ауэзова, театры юного зрителя им. Габита Мусрепова и Наталии Сац, уйгурский, немецкий, корейский театры… Наша труппа привезла на фестиваль два спектакля, специально поставленные ради такого случая. Это высокая классика – «Маскарад» Лермонтова и «Горе от ума» Грибоедова. Нас принимали тепло, как родных. Заранее спросили, сколько вам надо, ребята, времени, чтобы подготовить спектакль на этой сцене, настроить аппаратуру. Мы ответили: полтора дня как минимум. И нам с готовностью пошли навстречу. Полдня мы устанавливали аппаратуру, а потом в нашем распоряжении оказался полноценный репетиционный день, что для нас было крайне важно. На спектакле среди прочих присутствовали итальянские актеры из Турина, нам надо было не ударить в грязь лицом. И я не без удовлетворения могу здесь процитировать их отзыв: «Вау, потрясающе!».
Ладно, это эмоции, итальянцы как-никак. А когда эмоции улеглись, была дана взвешенная оценка: «Вы показали европейский уровень». Может, они все же слегка завысили оценку?.. Но то, что спектакль прошел без сучка и задоринки, во многом заслуга администрации театра «Астана балет» (директор Валерий Кузембаев) и всего обслуживающего персонала. Профессионализм налицо, все делается быстро и четко – с той минуты, как ты прошел через вахту, до того мгновения, когда ушел последний зритель. Службы театра «Астана балет» работали как часы, при всем при том, что на сценической площадке согласно графику менялись творческие коллективы, у каждого из них были свои эксклюзивные требования, которые неукоснительно выполнялись.
И зритель, который пришел на спектакль, ни на мгновение не пожалел об этом. Несмотря на то, что в это же время неподалеку и параллельно шли не менее интересные мероприятия. Выступали актеры «Ла Скала», «Мариинки», проходили конкурс «Опералия» под патронажем самого Пласидо Доминго и международный фестиваль балетного искусства Eurasian Dance Festival, в котором принимали участие корейская труппа Universal Ballet, танцевальный коллектив из США Bad Boys of Dance и другие. Во Дворце мира и согласия молодой коллектив театра Astana Musical показал премьеры первых отечественных мюзиклов – «Астана», «Поэма о любви» («Ромео и Джульетта») и «Достар серті». В Ледовом дворце «Барыс Астана» состоялся международный конкурс песни тюркского мира «TURKVIZYON». Популярный фестиваль этнической музыки The Spirit of Tengri презентовал астанчанам и гостям столицы гала-представление Nomads way с участием молодых, но именитых музыкантов из Узбекистана, Венгрии, России, Норвегии, Монголии, Кыргызстана, Турции... Словом, нам была явлена вся богатейшая палитра современного сценического искусства.
Мысленно вновь и вновь возвращаюсь к Концепции культурной политики, принятой три года назад. Уже тогда был дан старт всему тому, что мы увидели на сценических площадках ЭКСПО-2017. А сама культурная программа выставки стала как бы эталоном и наглядным примером того, как создаются культурно-развлекательные форматы. Теперь, когда выставка завершилась, нам предстоит осваивать наследие ЭКСПО-2017. И вот я думаю, что огромные усилия Министерства культуры и спорта РК по продвижению имиджа Казахстана на международной арене не могли остаться незамеченными – достаточно внимательно изучить весь спектр видов и жанров, представленных в рамках культурной программы «ЭКСПО-2017», чтобы составить впечатление о масштабах проделанной работы.

Комментарии