С 1 июля вступил в силу закон об обязательном медицинском страховании, согласно которому государство, работодатели и физические лица должны делать отчисления в созданный специально для этих целей фонд – ФОМС. Казахстанцы за два месяца отчислили в фонд страхования более 6,5 млрд. тенге. В целом прогноз поступлений по ОСМС на 2017 год составляет около 23 млрд. тенге. Из них доля отчислений планируется на уровне 95 %, доля взносов – 5%. В то же время на днях глава государства призвал не спешить с внедрением обязательного медстрахования.
Месяц назад премьер-министр РК Бакытжан Сагинтаев отметил, что население недостаточно информировано об ОСМС, а отдельные категории граждан вовсе отсутствуют в этой системе. Он поручил Министерству труда и социальной защиты «совместно с главами регионов проработать механизм идентификации таких лиц с указанием их данных, а также осуществить меры по обеспечению занятости этих людей с целью охвата их системой ОСМС».
31 августа в Национальной палате предпринимателей «Атамекен» состоялась встреча председателя президиума НПП Тимура Кулибаева и министра здравоохранения РК Елжана Биртанова. Они тоже обсудили вопросы, связанные с этой реформой. Как отметил Тимур Кулибаев, система ОСМС нуждается в серьезных доработках, которые позволят избежать негативного влияния на предпринимательский сектор и самозанятое население.
Его поддержал президент страны Нурсултан Назарбаев, который, выступая на совместном заседании палат парламента, заявил. «Эти самозанятые – три миллиона человек – останутся за бортом медицинского страхования. А что они скажут нам потом? Давайте разберемся в основах. Я еще раз говорю: наверное, будем переходить, это прогрессивно, и я не против этого. Но давайте не спотыкаться опять».
А буквально на днях министр здравоохранения сообщил о возможном переносе старта ОСМС на год-два, но при этом добавил, что средства в фонд нужно перечислять уже сейчас.
Медицинская общественность страны, признавая, что системе медстрахования еще предстоит пройти «обкатку», тем не менее весьма положительно отнеслась к ее внедрению. Например, член-корреспондент НАН РК, президент Казахстанской ассоциации репродуктивной медицины Вячеслав Локшин считает, что обязательное медстрахование не просто необходимо нашей стране – его надо было ввести еще 10 лет назад.
– Ни одно государство в мире не в состоянии обеспечить здравоохранение необходимым количеством финансовых средств, тем более в период кризиса, – утверждает он. – Возьмем США, самую развитую страну мира. Там на здоровье народа тратят 17% от ВВП страны. В европейских странах – от 8 до 10%, в России – почти 4%. Тогда как в Казахстане – не более 2%. Медицина, разумеется, не может быть качественной, если ее финансируют по остаточному принципу. Поэтому у нас так развит выездной медицинский туризм, «вымывающий» из страны огромные деньги, поэтому у нас так много неформальных платежей из карманов пациентов. Я полагаю, что с учетом всех этих факторов реальные расходы на здравоохранение у нас составляют не менее 4% от ВВП. И если вывести эти деньги из «тени», то начнется реальная конкуренция между врачами и клиниками – частными и государственными.
Есть еще одна причина того, почему я лично обеими руками голосую за ОСМС. Если ввести систему выборности страховых компаний, то у нас будут очень большие «ножницы» между бедными и богатыми. Тем самым мы нарушим конституционное право людей на получение гарантированного объема медицинской помощи. Поэтому нужен какой-то базовый (средний) уровень страхования, как это делают во многих странах, а за ВИП-условия – комфортабельные палаты, особые препараты – пациент может доплачивать из своего кармана.
Руководители крупных предприятий могут сказать, что они не нуждаются в ОСМС, поскольку у них есть свои больницы и страховые компании. Это, конечно, очень хорошо, но как тогда быть с теми, кто живет за чертой бедности? Сегодня санитарка, к примеру, получает 40 тысяч, медсестра – от 60 до 80 тысяч тенге. Как прожить на эти деньги? А вот если работодатель начнет делать отчисления в ФОМС, то проблема будет снята. В этом случае базовым медицинским обслуживанием на равных условиях будут охвачены все слои населения.
Скажем, сейчас лишь 10% больных гепатитом С получают лекарственное обеспечение за счет государства. Остальные платят за дорогостоящие препараты сами. Или возьмите диабетчиков, которые, разбежавшись в поисках «узких» специалистов по частным клиникам, лечатся за свой счет. Тогда как, имея на руках страховой полис ОСМС, человек может пойти в любую поликлинику – частную или государственную. Ему везде окажут помощь, а деньги пролечившей его клинике поступят из фонда. Это очень важный момент: при наличии равных стартовых условий здравоохранение в стране будет развиваться цивилизованно.
То, чем я занимаюсь – репродуктивная медицина, – является в этом смысле хорошим примером. Такие частные центры, как наш, намного опережают в плане развития государственные клиники, хотя стоимость экстракорпорального оплодотворения и там, и здесь фактически одинаковая, только в государственных услуга оплачивается из бюджета. Но ведь частник при этом снимает с шеи государства такую обузу, как расходы на содержание здания и зарплата персоналу. Кроме того, он не объявляет тендеры на приобретение оборудования, чтобы купить его потом по завышенным ценам, – он покупает его за реальные деньги.
Не исключаю того, что, возможно, на первых порах что-то будет работать не так, как хотелось бы. Но по ходу «колесики» притрутся. Тем более что перечень гарантированного объема медицинской помощи у нас огромный. Сегодня казахстанцы в массе своей только этим и пользуются, а все остальные услуги, выходящие за его рамки, получают на платной основе.
Если рыночные механизмы по-настоящему заработают, то многие государственные клиники, я уверен, перейдут в частные руки. Иначе они, став нерентабельными, разорятся. Государство в этом плане не лучший управляющий, это давно известно. Позволю себе провести такую параллель. Как только гостиницы в нашей стране были приватизированы, все они – одна лучше и краше другой – активно заработали. Если частник не справляется, то он становится банкротом и продает объект.
Поэтому большинство тех, кто работает в системе здравоохранения, считают, что ни в коем случае нельзя отказываться от страховой медицины. Только супербогатое государство может позволить себе без ущерба для бюджета страны направлять 10% ВВП на нужды здравоохранения. Но и оно будет отдавать эти деньги не только в государственные, а во все лечебные учреждения, соответствующие стандартам. Нам тоже необходимо как можно скорее ввести эти международные стандарты в систему здравоохранения. Вероятно, это произойдет опять же за счет денег ФОМСа.
И последнее. С учетом того, что в нашей стране много самозанятых, видимо, на самом деле потребуется какое-то время, чтобы они поняли необходимость оплаты страховых полисов. Люди должны понять, что здоровье каждого из них зависит прежде всего от них самих. А для этого необходимо вести через СМИ активную разъяснительную работу среди населения.