4599 1-09-2017, 00:00

Как культурная модернизация может перерасти в культурную революцию

Статья четвертая

Культура — визитная карточка любой страны, а потому все, что касается этой сферы, нужно активно развивать и не менее активно демонстрировать международному сообществу. В этом и заключается смысл проекта «Современная казахстанская культура в глобальном мире», о котором глава государства писал в своей программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».

Невозможно понять нацию, пока не узнаешь ее культурные и ментальные особенности. Именно поэтому образ той или иной страны у нас, прежде всего, ассоциируется с ее традициями и культурными достижениями, а уже потом с экономикой и политикой. Недаром глава государства в своей статье приводит пример Голливуда, который внес огромный вклад в успехи США в эпоху «холодной войны»...
«Если мы хотим быть нацией со своим неповторимым местом на глобальной карте XXI века, то мы должны реализовать еще один проект – «Современная казахстанская культура в глобальном мире», – считает Нурсултан Назарбаев.

– Речь идет о том, чтобы мир узнал нас не только по ресурсам нефти и крупным внешнеполитическим инициативам, но и по нашим культурным достижениям».
При этом глава государства признает, что предстоит серьезная и трудоемкая работа, которая подразу­мевает не только отбор лучших произведений национальной культуры, но и презентацию их за рубежом. Это, по его словам, еще и огромная переводческая работа, и специальные методы продвижения наших культурных достижений – книг, пьес, скульптур, картин, музыкальных произведений, научных открытий и т. д.
«Все это конструктивная и благородная задача, – пишет он. – Полагаю, что 2017 год должен стать решающим: мы должны четко определиться, что хотим показать миру в сфере культуры. А реализовать эту уникальную программу можно за 5–7 лет. Впервые за тысячелетнюю историю наша культура зазвучит на всех континентах и на всех главных языках мира».
Понятно, что успех нового проекта во многом зависит от того, насколько серьезно к реализации поставленных задач отнесутся профильные госструктуры, в том числе Министерство иностранных дел, Министерство культуры и спорта, Министерство информации и коммуникаций. Впрочем, не меньшая ответственность, по мнению президента, ложится и на плечи всей нашей творческой интеллигенции, в том числе Союза писателей и Академии наук, университетов и общественных организаций. О том, насколько они готовы себя проявить, с какими проблемами могут столкнуться и как лучше действовать в новых условиях, мы беседуем с нашими экспертами.
Гульзада Омарова, доктор искусствоведения, академический профессор:

«Предстоит большая работа по возвращению культурного наследия»

– Гульзада Нурпеисовна, а у нас есть что показать миру?

– Задавая такой вопрос, вы, конечно, понимаете, что он риторический. Конечно, есть что показать, и мы показываем это уже на протяжении столетия, как только обозначились на современной карте мира. Кстати, сама территория Казахстана на этой карте как наша «визитная карточка», поскольку это часть огромного пространства кочевников Центральной Азии – со всеми вытекающими отсюда последствиями…

За последнее столетие Казахстан сумел встроиться в современную цивилизацию и заявить о себе как о стране с действительно богатейшими природными ресурсами, промышленной индустрией, городами, сельским хозяйством и прочим. Мы демонстрируем всему миру успехи в политике (внутренней и внешней), науке, культуре, искусстве. У нас много научных учреждений, учебных заведений, библиотек, музеев, театров, оркестров (и солистов), как, впрочем, и всевозможных шоу – в общем, полный набор того, что есть в каждом современном государстве.

Однако первое, что имел в виду президент, говоря о модернизации, – это конкурентоспособность страны. А одним из важнейших ее условий является создание своего культурного имиджа (образа). Это вытекает и из самой идеи независимости страны, в которой, помимо всего прочего, должна естественно (a priori) присутствовать национальная и духовно-культурная идентичность ее граждан. И в этом плане мы должны, наконец, вспомнить, что имеется и никуда не исчезло огромное национально-культурное наследие. Я бы назвала его наследием казахской субцивилизации, которая унаследовала архетипы и коды центральноазиатской (тюрко-монгольской) кочевой цивилизации.

Но вопрос заключается в том, сможем ли мы показать и доказать, что мы и есть достойные наследники того духовно-культурного богатства, которое еще только предстоит полностью раскрыть – как перед собой, так и перед всем миром? Ведь с исчезновением цивилизаций не исчезают их культурные достижения и памятники. И так же объективно существует преемственность культур, и вот эту преемственность, на мой взгляд, мы и должны сегодня осуществить.

– Почему мы именно сейчас об этом задумались? Чем так важен этот проект?

– Данный проект архиважен. И это связано с тем, что мы стоим на историческом перепутье – быть или не быть нам субъектом будущей истории человечества. Приобщиться к западной техногенной цивилизации – это не значит стоять на сегодняшней ступени ее развития и разделять участь тех, кто там давно уже стоит… Также и путь национальной и культурной ассимиляции – не наш путь, и это хорошо понимает Нурсултан Абишевич. Вывод о том, что растворение в других («более развитых») культурах не является для нас естественным, вытекает из многих объективных факторов. Один из них – это то, что Казахстан как национальное государство, имеющее историю всего лишь в 550 лет (для сравнения: страны той же Западной Европы вошли уже в третье свое тысячелетие), должен еще пройти свой путь и сказать «свое слово» в современной общечеловеческой культуре.

– Сможем ли мы вывести сферу культуры на качественно новый уровень развития?

– Сможем, если создание настоящего культурного образа страны станет не столько задачей внешней политики (показать миру), сколько внутренней потребностью каждого гражданина страны («я – представитель этой культуры»). Это и есть путь достижения нового уров­ня развития культуры.

Как и что можно показывать в качестве «собственных культурных достижений», если мы сами часто не представляем, в чем они заключаются? Нужно отдавать себе отчет в том, что у каждого гражданина страны должна быть (по идее) духовно-культурная идентичность, и она, как правило, связана прежде всего с национальной принадлежностью, а иногда и с религиозной. Например, говорят: «я русский православный христианин» или «я индус-буддист (индуист)», «мои предки – ирландские католики» и т.п., при этом имея в виду свою принадлежность к той или иной культуре. А как нам следует воспитывать своих детей, если при безу­словно имеющейся у нас национальной идентичности (мы казахи) мы не можем толком сказать, к какой духовной культуре принадлежим? Я, например, не могу сказать, что я мусульманка и что наша культура связана с арабо-исламской духовной традицией – это неправда…

Что же делать, если выросло поколение людей, которые не могут рассказать своим детям сказку с народными персонажами, спеть народную песню или хотя бы показать мультик, в основу которого положен богатырский эпос (жыр) с его героями?.. Это касается не только казахов, но и других народов, живущих в Казахстане – они тоже должны воспитывать детей в своих лучших национальных и культурных традициях.

Есть правило – уважающий свою культуру будет уважать культуры других народов, и наоборот. Мне кажется, что в нашем обществе предстоит очень большая работа по возвращению народу (народам) его (их) культурного наследия. И это не могут быть просто какие-то «мероприятия» и культурные проекты. Это должно быть культурной политикой.

Думаю, что вследствие очевидного отлучения народа от собственной культуры следует также сделать ставку на систему образования. Недаром глава государства в качестве одного из приоритетов процесса модернизации сознания называет «культ знания». Знать историю и культурные традиции своего народа – это та гражданская платформа, на которой могут и должны развиваться и национальная экономика, и наука, и культура страны.

Ольга Батурина, профессор Казахской Национальной академии искусств им. Т. Жургенова:
«Не надо воспринимать искусство как нечто внешнее»

– Этот проект, на мой взгляд, сверхактуален. Искусство – не роскошь, не излишество, это базовый потенциал общества, ресурс для развития экономики и культуры. Оно может и должно превратить вызовы времени в новые возможности, стать нашим конкурентным преимуществом. Ведь положительный образ Казахстана в мире складывается не только благодаря достижениям в экономике и политике, он во многом зависит от уровня культурного развития. Поэтому тысячу раз прав наш президент, уделяющий столь пристальное внимание развитию национальной культуры и искусства.

На этом пути сделано уже очень многое. Реализуются феноменальные, грандиозные проекты, благодаря которым мир узнает Казахстан как страну креативную, стремительно движущуюся, созидательную, как страну талантливых, позитивных, открытых людей. Открываются новые театры и музеи, привлекаются выдающиеся мастера мирового искусства, модернизируются прежние институты культуры и появляются новые (кластеры). Все это обеспечивает синтез, интеграцию национального и международного культурного пространства, приводит к духовному росту человека и общества.

– Ольга Владимировна, почему до сих пор наше искусство так пассивно контактировало с внешним миром?

– Отвечая на этот вопрос, хочу отдельно остановиться на изобразительном искусстве, которым я занимаюсь вот уже 23 года. Многие ошибочно полагают, что оно у нас носит характер провинциального и локального явления. Хотя это далеко не так! Путь, который прошла школа казахской живописи, полон достижений, шедевров и открытий. Нам есть что показать миру, и я говорю это с полной убежденностью.

К примеру, наш золотой фонд – блистательные работы корифеев: Канафия Тельжанова, Аубаукира Исмаилова, Молдахмета Кенбаева, Евгения Сидоркина, Шаймардана Сариева, Салихитдина Айтбаева, Жанатая Шарденова и других. Уверена, что их полотна не оставят равнодушным зарубежного зрителя. Но, к сожалению, пока они остаются для него невидимыми.

Дело в том, что ни наши художники, ни их произведения не участвуют в мировых рейтингах; их вообще нет в виртуальном глобальном пространстве искусства. И здесь нет вины самих художников, этим должны заниматься продюсеры, арт-менеджеры, то есть те люди, которые владеют механизмами продвижения искусства за рубеж.

Приведу пример. Не так давно известный предприниматель Нурлан Смагулов провел совместно с ГМИ им.А.Кастеева удивительную выставку – в Лондоне на самой статусной выставочной площадке аукциона Сотбис был устроен закрытый показ лучших, можно сказать, хрестоматийных, произведений казахской живописи. Эта выставка вызвала огромный интерес и была высоко оценена! Для искушенного европейского зрителя было неожиданно увидеть живопись такого уровня в регионе, о котором они, может быть, едва слышали.

– А как часто работы наших художников выставляются за рубежом?

– Подобного рода инициативы, как частные, так и государственные, – не редкость. Но мы ведь прекрасно понимаем, что этого недостаточно. Отечественному изобразительному искусству нужна серьезная государственная поддержка. У нас очень много талантливых художников, которые заслуживают того, чтобы о них узнали за пределами страны. И речь идет не только о классическом искусстве, но и о новых направлениях.

Например, такие современные художники, как Алмагуль Менлибаева, Саид Атабеков, Ербосын Мельдибеков, Сауле Сулейменова, занимающиеся актуальным искусством, уже известны за рубежом. Следовательно, они участвуют в разных международных проектах чаще, чем классические графики и живописцы.

– Может ли в этом плане помочь ЭКСПО?

– Удивительная культурная программа ЭКСПО уже стала прекрасной возможностью для продвижения нашего искусства. За три месяца в ее рамках было организовано шесть тысяч культурных мероприятий (всевозможные выставки, концерты, театральные постановки, фестивали). Была проделана огромная работа. Работу Министерства культуры РК здесь можно оценить на «пятерку».

В том числе это был и мой личный опыт. Я впервые курировала выставку живописи и графики «Арт дала: диалоги в пространстве и времени», которая проходила в Национальном музее искусств. Идея заключалась в том, чтобы собрать в одном месте 100 живописных произведений 33-х художников из разных стран. Нам хотелось сделать срез всего интересного, что происходит сейчас в нашем искусстве и искусстве наших соседей. Поэтому мы выбирали произведения не ушедших корифеев, а ныне действующих мастеров, но которые уже состоялись, проявили себя, стали узнаваемыми. И когда мы сделали экспозицию (а она очень органично вписалась в атриум Национального музея), развесили все работы и сравнили их, то обнаружили, что наши художники нисколько не выбиваются из контекста, более того – их работы одни из самых ярких и интересных. Хотя в нашей выставке участвовали авторы, имеющие высокий статус «народный художник», из Санкт-Петербурга, Ташкента, Баку, Тбилиси, Бишкека...

Мы должны понимать, что искусство — это не только быстрый способ привлечения туристов в страну, но и эффективный инструмент создания имиджа современного и креативного государства.

В нашем глобальном мире, полном катастрофического взаимонепонимания и неприятия, только культура и искусство дают надежду на спасение. Только они способны консолидировать общество, укреплять доверие между людьми, а это уже гораздо более важная и значимая проблема, чем просто имидж.

Не надо воспринимать искусство как нечто внешнее. Нет, искусство показывает настоящее и глубинное, присущее только этой земле, этому народу. Мы все разные, именно поэтому мы интересны друг другу.

И нам есть что показать, чем удивить и расположить к себе.

Айман Жусупова, ведущий эксперт Института мировой экономики и политики:
«Популяризация культуры – применение «мягкой силы»

– Этот проект действительно важен. Во-первых, он будет напрямую способствовать интеграции казахстанской культуры в мировой культурный процесс. Во-вторых, будет содействовать росту ее престижа, влиять на создание и укрепление позитивного образа современной казахстанской культуры за рубежом, что в целом даст серьезный страновой эффект. В-третьих, он важен в силу того, что нам необходимо адекватно отвечать на угрозы, связанные с риском потерять национальную культурную идентичность во все более глобализирующемся мире. К другим причинам несомненной важности этого проекта можно отнести развитие творческого потенциала нации и расширение международного культурного сотрудничества.
Как известно, популяризации своей культуры ведущие государства мира придают огромное значение, ведь, по сути, эта та призма, через которую воспринимается страна в целом.
Отдельно стоит сказать о том, что популяризация культуры сегодня воспринимается как применение «мягкой силы» с точки зрения распространения той или иной страной своего влияния. Поэтому ее важность сложно переоценить.
При этом действительно огромное значение имеет качественное наполнение, подбор тех работ, которые могли бы достойно представить страну на мировой арене. Впрочем, с этим у нас проблем возникнуть не должно. Многие наши художники, артисты получали престижные международные премии и высоко оцениваются зарубежными экспертами.

Тут была мобильная реклама Тут была реклама

Комментарии