18-10-2013, 01:18

"Креативные города"

История человечества убедительно доказывает, что развитие национальных культур должно базироваться на закономерностях процесса развития мировой цивилизации. Это особенно важно в условиях глобализации, являющейся серьезным испытанием для жизнеспособности небольших государств. Игнорирование объективных законов и требований времени неизбежно ведет к кризису и отставанию отдельных стран от уровня и темпов общемирового развития.

Культурное развитие является неотъемлемым компонентом социальной модернизации, главная цель которой состоит в том, чтобы в условиях новой индустриально-инновационной экономики обеспечить казахстан­ское общество всеми общественными благами в полноценном объеме на принципах права и справедливости. Именно такую задачу поставил лидер нации Нурсултан Назарбаев в своей программной статье "Социальная модернизация Казахстана: 20 шагов на пути к обществу всеобщего труда".

Решение этой задачи, интеграция в мировое сообщество, обеспечение высокого уровня благосостояния граждан не могут быть достигнуты без опережающего развития духовной культуры и духовного производства, построенных на демократических принципах и традициях. В новых исторических условиях управление культурой должно гибко реагировать на меняющиеся реалии эпохи и обеспечивать прогрессивное развитие общества и государства.

Еще в конце XX века появилось множество международных площадок для обсуждения проблем, существующих в этой сфере. Именно тогда было принято историческое решение о необходимости культурного планирования, имеющего целью использование ресурсов культуры для социально-экономического развития. Одно из направлений этой работы связано с пониманием того, что она является своего рода ключом к решению многих проблем, касающихся организации городской жизни. Продвижение культурного имиджа города в данном случае обретает еще и политический аспект - это способ отстоять, сохранить и преумножить  индивидуальность и мест­ную специфику на фоне доминирования глобальных тенденций урбанизации.

 

Мировой опыт

Ярким примером того, как острейшие социально-экономические проблемы городской среды решались с помощью культурных стратегий, является бум "креативных" городов в Европе и США в конце 1990-х. Франкфурт, Бильбао, Глазго и многие другие получили новый толчок в развитии благодаря эффективному использованию имиджа города в экономической и культурной политике. В данном случае речь идет о планировании, в основе которого лежит использование человеческого и культурного капитала.

Например, можно вспомнить проект по соз­данию филиала нью-йоркского музея Гуггенхайма в испанском Бильбао. Музей быстро стал туристической Меккой, создав тем самым благоприятные условия для экономического и социального развития города. Это стало еще одним доказательством того, что в условиях глобализации культурное наследие или обладание произведениями искусства могут привлечь в ту или иную местность туристов, клиентов и поток инвестиций. И использовав инвестиции в культуру для создания нового положительный имиджа, Бильбао последовал хорошо известным примерам Барселоны, Франкфурта, Парижа и других городов Европы.

Масштабные сокращения расходов из-за финансового кризиса в Евросоюзе привели к пересмотру культурного планирования. Теперь политика ЕС в этой сфере направлена на создание общеевропейской коммуникационной инфраструктуры и развитие культурного туризма с учетом уровня занятости, финансовых возможностей и особенностей стран. В Рандерсе (Дания) и Фридрихсхайне (Германия) культура оказала существенное влияние на развитие и поддерж­ку мультикультурализма. Так, в Рандерсе успешно реализован проект для иммигрантов, рассчитанный на обеспечение открытого доступа меньшинств к рынку труда. В Турине (Италия) культурное планирование города осуществлялось под непосредственным руководством иммигрантов в лице молодежи и женщин, проживающих в неблагополучных районах.

Практика культурного планирования в Америке предполагает ряд типовых направлений - это индивидуальная под­держ­ка художников и артистов, развитие образования (как общедоступного, так и профессионального) в сфере культуры и искусства, создание инфраструктуры, сохранение культурного наследия, обеспечение широкого доступа к культурным ресурсам, маркетинг культуры и искусства, а также размещение на городской территории объектов так называемого публичного искусства. Подобные проекты аккумулируют значительные инвестиции и призваны оправдать эти вложения за счет усиления культурной привлекательности города для туристов и глобального бизнеса.

Однако существует и относительно малозатратный зарубежный опыт моделирования культурной жизни городов - это организация публичных велосипедных демонстраций, массовых шахматных турниров, городских марафонов, соревнований по национальным видам спорта, сельскохозяйственных праздников, карнавалов молодежных театров, детских турниров и т.д. Именно этот опыт самоорганизации горожан и жителей малых населенных пунктов, причем с самого раннего возраста, следует использовать для создания в Казахстане системы социальных мероприятий, что будет способствовать утверждению позитивной атмосферы в обществе.

Заслуживает внимания опыт Сан-Антонио (США), где разработан стратегический документ под рабочим названием "Культурное сотрудничество: план развития креативной экономики Сан-Антонио". Уже из названия понятно, что основным приоритетом является культура как сектор экономики города. Разработчики подчеркивают, что план адресован творческому сообществу Сан-Антонио, которое рассматривается как совокупность самостоятельных, относительно независимых профессиональных творцов искусства, организованного творческого бизнеса и некоммерческих и образовательных организаций в сфере искусства. При этом, как полагают авторы инициативы, развитие креативной экономики невозможно без ориентации на равный доступ к культурным благам для всех горожан. Таким образом, мы видим, что использование культурных ресурсов направлено не на привлечение внешних источников экономического роста (туристов), а на мобилизацию внутренних ресурсов культурного производства и потребления. Это важный стратегический выбор, определяющий культурный облик и будущее города.

 

А что у нас?

Политика в этой сфере должна служить усилению потенциала и развитию инфраструктуры культурного производства в современных "креативных городах". А это предполагает как соответствующую инвестиционную деятельность, так и активное вовлечение горожан с целью их постоянного участия в демократическом процессе обретения городом своего будущего.

В нашей республике к таким "креативным городам" можно смело отнести Алматы и Астану. Первый, несомненно, является культурной столицей Казахстана. На протяжении многих лет он притягивает талантливых людей со всей страны - композиторов, художников, артистов, музыкантов, поэтов. Многие из них осуществляли здесь свои мечты, создавая богатое и разнообразное культурное наследие. Опыт исторического развития Алматы демонстрирует единый глобальный механизм этнокультурных процессов на евразийском пространстве. Люди, живущие в этом городе, прекрасно разбираются в различных видах искусства и представляют собой очень взыскательную публику. Алматы вместе с Астаной принимал зимние Азиатские игры 2011-го, а в 2018-м станет столицей Всемирной зимней Универсиады. А еще город претендует на право проведения зимних Олимпийских игр в 2022-м. Важной составляющей жизни южной столицы является деятельность национально-культурных центров. Кроме того, Алматы ежегодно принимает крупные мероприятия международного масштаба, в том числе кинофестивали.

Что касается Астаны, то в прошлом году она стала культурной столицей двух регионов - СНГ и тюркского мира. Под эгидой проекта "Астана - культурная столица тюрк­ского мира" было проведено около 20 крупных мероприятий, среди которых "Наурыз мейрамы", фестивали дружбы народов и фольклорных танцев, выставка кочевой цивилизации, 9-я международная встреча фотохудожников "Новая столица нового тысячелетия", 5-е биеннале скульптурного искусства, Дни культуры Азербайджана в Казахстане, фестиваль эстрады тюркоязычных стран. В рамках проекта "Астана - культурная столица СНГ" было проведено более полусотни масштабных мероприятий. Среди них международный форум "Евразийская культура в новом мире" с участием более семисот делегатов из стран Содружества; первый в Центральной Азии международный фестиваль этно­графических фильмов "Самрук-Этно-Фест"; международный телевизионный фестиваль "Тэфи-Содружество" на тему "Люди, годы, жизнь"; форум библиотекарей стран СНГ и другие. В 2017-м Астана примет всемирную выставку EXPO.

В настоящее время в соответствии с поставленными президентом РК задачами по социально-экономической модернизации страны ведется активная работа по усилению обмена информацией и культурными достижениями внутри страны. Ожидается регулярное проведение "культурных недель", разрабатывается эффективная модель проведения социальных массовых мероприятий.

При этом основой культурного планирования должно стать непосредственное и активное участие самих граждан. Современному человеку труда надо повернуться лицом к культуре.

Анна ГУСАРОВА,

научный сотрудник

КИСИ

при президенте РК

 

Тут была мобильная реклама Тут была реклама

Комментарии