4342 17-07-2017, 11:55

Борец за свободный Туркестан и первый казахский диссидент

«Правительства Алаш-Орды и Туркестанской автономии, избранные после Октябрьской революции 1917 года народными представителями на съездах в Оренбурге и Коканде, являлись единственно легитимными на территории Центральной Азии, тогда как большевистская власть была насильно навязанной. И, как следствие, ни одну из надежд народов ЦА она не оправдала. Самое яркое и трагическое доказательство этого – искусственно организованный в Казахстане голод, унесший половину населения».

К такому выводу пришли участники состоявшейся недавно в Алматы научной конференции «Алаш-Ординский, Туркестанский мухтариаты: взгляд через 100 лет» с участием историков из Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана.

- Право народов региона на самоопределение было принесено в жертву диктатуре партии большевиков, - говорит один из организаторов конференции доктор исторических наук Мамбет Койгелдиев. – Стремясь подавить стремление к суверенитету и государственной независимости, большевистское руководство видело главную свою угрозу в национальной элите. Для расправы с ней оно применило все виды террора - запугивание, аресты, ссылки, расстрелы, оговоры, обман… К примеру, на первого казахского диссидента Мустафы Чокая (Шокая), отстаивавшего интересы не только казахов, но и всего туркестанского народа, как считают многие отечественные историки, совершенно необоснованно навесили ярлыки предателя родины, буржуазного националиста и создателя Туркестанского легиона, который воевал на стороне фашистской Германии.

…Мустафа Чокай родился 25 декабря 1890-го в пяти километрах от станции Сулу-Тобе, что в Сырдарьинской (ныне Кызылординской) области, в семье оседлого казаха.

- В те годы как раз началось активное заселение этих краев русскими переселенцами. Отношения между ними и коренными жителями не сложились, - рассказывает Мамбет Койгелдиев. - И тому были причины: управляющие делами русских переселенцев творили откровенный произвол. Так, у родителей Мустафы дважды отбирали дом. Он, по мнению чиновников, лучше всего подходил для обустройства в нем школы, хозяевам же взамен при этом ничего не предлагалось. Бывали случаи, когда отбирался урожай и уводился скот. Незнание русского языка не позволяло казахам жаловаться на эти бесчинства. Физическое же сопротивление заканчивалось тем, что любой рядовой десятник мог через суд отправить «бунтовщика» на каторгу в Сибирь. Отец Мустафы, Шокай-би, нашел своеобразный способ противостоять произволу: он решил одного из троих своих сыновей отправить на учебу в Ташкент. Выбор пал на младшего - Мустафу. И в 1902 году после начальной школы в родном ауле он был принят в Ташкентскую мужскую гимназию, которую через восемь лет окончил с похвальным листом и был выдвинут на золотую медаль.

Из воспоминаний Мустафы Чокая: «Генерал-губернатор Туркестанского края Самсонов, несмотря на сопротивление директора гимназии Граменитского, распорядился дать золотую медаль русскому выпускнику Зепрометову, а Чокаю, который в течение восьми лет учился лучше всех, - серебряную. Это вызвало возмущение у окружающих. Зепрометов, заявив, что Чокай заслужил золотую медаль, отказался ее получать» (здесь и далее приводятся фрагменты из книги жены Мустафы Чокая - Марии Гориной-Чокай «Я пишу Вам из Ножана…»).

«Донеси до белого царя наши чаяния»

- Общественной деятельностью Мустафа начал заниматься еще в гимназии, - продолжает Мамбет Койгелдиев. - К нему приходили люди со всех окрестных аулов с просьбами написать прошение в краевую администрацию. Генерал-губернатор Туркестанского края Самсонов, у которого он неоднократно бывал на приеме с заявлениями земляков, убедившись, что Мустафа отличный переводчик, предложил ему остаться работать после окончания гимназии в его администрации. Чокай отказался, заявив, что желает продолжить учебу на юридическом факультете Петербургского университета.

Его авторитет среди степняков после поступления в университет еще более вырос. «Мы видели, как генерал-губернатор прислушивался к твоему мнению. Ты сумеешь поговорить и с белым царем. Ты только донеси до него нашу просьбу», - писали ему земляки.

Кстати, стипендию Мустафе оплачивали казанские татары. Но этих средств было явно недостаточно, чтобы прожить в Петербурге. Тем более что его отец умер, когда он перешел на третий курс. И тогда сородичи решили сообща помочь Мустафе окончить университет: каждый двор ежегодно отдавал на эти цели по одной голове скота.

В 1914-м, когда началась первая мировая война, Мустафа, будучи еще студентом, по рекомендации Алихана Букейханова вошел в секретариат мусульманского бюро Государственной Думы. Он очень хорошо справлялся с поручениями политического характера, которые шли от народов Кавказа и татар – волжских и крымских. Все это повлияло на формирование его мировоззрения.

Туркестанская республика

1917 год занимает в жизни Мустафы Чокая очень важное место: начинается его официальная политическая деятельность. Он приветствует свержение царизма и создание Временного правительства: казахская интеллигенция надеялась на то, что назначенное на конец 1917 года Всероссийское Учредительное собрание решит если не все, то основные вопросы, накопившиеся на окраинах империи.

- Вместе с другими представителями передовой интеллигенции края он добивается от Временного правительства учреждения Комитета по управлению Туркестанским краем, - рассказывает Мамбет Койгелдиев. – В его состав, кроме Мустафы, вошли Алихан Букейханов, Мухамеджан Тынышбаев, Садри Максудов, Орест Шкапский и другие демократы.

Летом 1917-го Чокай приезжает в Туркестан, где принимает самое активное участие в деятельности различных общественных организации. В ноябре того же года в крае устанавливается советская власть. В составе Туркестанского советского правительства не оказалось ни одного представителя коренных народов края - казахов, узбеков, туркменов, таджиков. Возмущенная этим фактом национальная интеллигенция 10 декабря созвала IV съезд туркестанских мусульман, на котором было объявлено о создании «Туркестан мухтариаты» - Туркестанской автономии.

Из воспоминаний Мустафы Чокая: «Вошедшая в историю под именем «Кокандская автономия» и ставшая отправным пунктом для всего дальнейшего национально-освободительное движение автономия Туркестана является, действительно, событием громадной важности. Об этом свидетельствуют непрекращающиеся нападки на нее советской прессы. О том же говорит большой интерес, проявляемый к «автономии Туркестана» со стороны европейских и американских исследователей истории нашего национального движения… Сейчас, после истечении 19 лет, мы яснее видим наши ошибки. Но упрекать нас за ошибки 1917 года – это все равно, что упрекать только что начавших ходить маленьких детей за то, что они спотыкаются, падают и не сразу начинают бегать… Больше всего за «автономию» ругают большевики меня. Не прочь пустить камнем и кое-кто из моих друзей – не только фальшивых, но и настоящих. Ругань большевиков принимаю как награду, как признание врагами значительной ценности моей скромной деятельности на ниве национальной борьбы. Упреки фальшивых друзей отбрасываю прочь. А упреки друзей искренних принимаю как … «самокритику».

В правительстве Туркестанской республики Мустафа возглавил Министерство иностранных дел, но через две недели занял место подавшего в отставку председателя правительства Мухамеджана Тынышбаева.

- Туркестанская республика просуществовала недолго, всего 62 дня, - говорит Мамбет Койгелдиев. – Советская историография, придав ей сугубо местное значение, назвала ее Кокандской автономией, а ее создателей обвинила в оголтелом национализме. Но это не соответствует действительности: в состав Временного Совета республики вошли 54 человека, треть их составили представители европейских народов, проживавших в крае. Мустафа Чокай говорил: «Мы не можем далеко уйти от соседей. Поэтому, хотим того или нет, мы должны жить в дружбе с Россией. Мы должны изменить только одно – добиться независимости нашего государства».

Из воспоминании Мустафы Чокая: «В Ташкенте буквально вся русская общественность, за исключением небольшой группы крупных русских богачей и отдельных лиц из левых социалистов, была против нас. Она не хотела не только введения автономии, но была против уравнения туркестанцев в правах с русским населением. Только в Фергане совет рабочих и солдатских депутатов, где большую роль играл социалист-революционер Вадим Чайкин, определенно и решительно поддержала стремление Туркестана к автономии…Увы, все та же наша неподготовленность, отсутствие живой технической силы, малосознательность и политическая незрелость общей народной массы перед лицом решившего не выпускать из рук власти отлично вооруженного и отлично организованного врага сделали свое дело: автономия просуществовала всего два месяца и пала…».

Европейская эмиграция

11 февраля 1918 года большевики направили из Ташкента в Коканд войска, вооруженные пулеметами и пушками. Силы были неравны. Те, кто сумел спастись, бежал… Что касается Мустафы Чокая, то он через Фергану перебрался в Ташкент, а затем эмигрировал вначале в Грузию, потом через Стамбул - в Европу.

Он стал фактически первым политическим эмигрантом, пострадавшим за интересы тюркских народов.

- Именно тюркских, - подчеркивает Мамбет Койгелдиев. – Мустафа никогда не называл себя «казахом», он говорил – «я – туркестанец». В своих трудах он писал о своей сокровенной мечте – единстве народов Туркестана. Поскольку у этих народов общие корни – язык, культура и религия, то только это, по его мнению, поможет им сохраниться и не ассимилироваться в гуще других, более многочисленных народов.

Мустафа блестяще справился с отведенной ему историей ролью представителя тюркских народов в Европе. В течение десяти лет, с 1929-го по 1939-й, он издавал в Париже независимый журнал на туркестанском (чагатайском) языке «Яш Туркестан» - «Молодой Туркестан», который финансировался польским правительством. На его страницах Мустафа давал блестящий анализ большевистских реформ в Туркестане. В годы, когда в СССР не допускалась никакая критика в адрес правящей партии и по всей стране шли перманентные репрессии, он выступал фактически оппонентом советской власти в этом регионе.

Помимо журналистики, Чокай занимался в Париже и научно-просветительской деятельностью. Зная о том, что Европа незнакома с историей и культурой Туркестана, он писал трактаты о выдающихся средневековых ученых и мыслителях, некогда живших в этом крае.

Кто создал Туркестанский легион?

Советская идеология обвинила Чокая в связях с фашистским режимом. Ему на самом деле предлагали сотрудничество, но он ответил, что не пойдет на это, пока не побывает в лагерях, где содержатся военнопленные.

Так Мустафа попал на территорию оккупированной Польши. Вот что он писал жене: «Мне очень больно, что я ничем не могу помочь этим несчастным. Они просят о помощи и очень надеются на меня. Зная, что я бессилен помочь им, мне приходится обманывать их. Я больше не в силах выдерживать такое. Лучше умереть…. Вчера удалось спасти от расстрела 35 человек, но надолго ли? Сейчас ноябрь, а они – кто в летнем, кто полуголый, вынуждены руками рыть ямы, чтобы спастись от холода. Им как собакам бросают хлеб, о воде нет и речи… Эти «цивилизованные» хуже зверей.

Обхожу лагеря, проделываю десятки километров. Силы на исходе. Тебе и без того понятно, насколько я устал душевно. Хочется умереть…».

Из воспоминаний Марии Гориной-Чокай: «Не выдержав, Мустафа написал письменный протест: «Вы, немцы, считаете себя самой цивилизованной нацией в Европе. Если вы считаете культурой то, что вы проделываете с пленными, то я вам желаю испытать то, что испытывают они». Это письмо он вручил одному офицеру СС. На вопрос: «Ты высказался слишком прямолинейно. Не слишком ли?» - он ответил: «Если вы из-за этого прикажете меня расстрелять или повесить, то я готов к этому». После этого Мустафа потерял сон и пребывал в полной апатии».

В своем последнем послании жене Мустафа написал о том, что в лагерях вспыхнула эпидемия тифа: «Мне кажется, мои обращения к руководству возымели действие. Работы много. Я один не успеваю. Нужен помощник. Надо успеть до того, как закроют лагеря на карантин».

Однако не успел. 19 декабря 1941 года с 40-градусной температурой он был переправлен в Берлин, а спустя восемь дней его не стало…

- Таким образом, Мустафа Чокай к созданию Туркестанского легиона отношения не имеет, - заключает Мамбет Койгелдиев. – Это формирование, составленное из числа пленных туркестанцев и воевавшее на стороне фашистов, было образовано в 1942 году. «Вина» Мустафы Чокая состояла лишь в том, что он беззаветно любил свою родину.

Комментарии

Author Аноним
Редактировать / Удалить/ Цитировать
17-июл-2017, 19:26

Во-первых, не надо менять фамилию человека. Если она пишется Шокай, значит, на любом другом языке, она должна писаться и произноситься также. Почти все казахские имена и фамилии изковерканы русским языком. Во-вторых, даже если он и принимал участие в процессе формирования Туркестанского фронта и сам участвовал в нем, то что здесь предосудительного, зачем же бояться правды? Казахи пережили страшную трагедию, которая длилась ни одно столетие. Неужели нельзя понять людей, стремившихся избавиться от захватчиков, которые убивали их на их же земле, отнимали их плодородные земли, уводили скот, морили их голодом? Ведь не Гитлер пришел на нашу землю, чтобы убивать и грабить. Они надеялись наконец освободиться от тех, кто отнял у них все, включая их родной язык и духовное богатство. Ведь даже Гитлер не запрещал служить Всевышнему или разговаривать на родном языке. Поэтому в глазах казахской интеллигенции Германия выглядела партнером - освободителем, что вполне объяснимо и понятно. Поэтому не вижу никакого смысла оправдываться или искать какие-то причины со стороны. Россия уводила наших парней и на 1 и на 2 мировую войну, хотя казахам никто в этих войнах не угрожал. Между тем, мы все потеряли дедов и отцов, как и в случае с Афганистаном, где войны для казахов были совершенно бессмысленными и беспочвенными. Если мы сейчас расставим все на свои места, то, надеюсь, ошибок больше не повториться. Нам незачем отправлять своих сыновей на чужие войны, нам бы лучше подумать о будущем своего народа, знать правду и не зависеть ни от кого.

Author Гептил
Редактировать / Удалить/ Цитировать
17-июл-2017, 20:03

Борец за свободный Туркестан и первый казахский диссидент
=

Согласен с первым тезисом. Второй тезис сомнительный...
Да, Чокай выступал за свободный и единый Туркестан в границах Туркестанского генерал-губернаторства. Он был против передачи исконно туркестанских земель, Южного Казахстана и Мангышлака, в состав так называемой Киргизской АССР. В этом было его основное противоречие как с большевиками, так и с Алаш-ордой.