2595 7-12-2016, 11:08

Что нужно знать о банке урана в Казахстане

От редакции: Новость о создании в Казахстане банка низкообогащённого урана до сих пор будоражит умы казахстанцев. Многие по-прежнему путают ядерное топливо и ядерные отходы (речь о которых вообще не идёт). Поэтому мы решили предоставить слово эксперту — Наталье Ждановой, исполнительному директору Ассоциации «Ядерное общество Казахстана».

Как всё начиналось

В прошлом веке заметно возросло количество стран, ведущих собственные разработки в ядерной отрасли. Понятно, что не все государства были достаточно опытны в использовании выбранных технологий, а иногда и недостаточно благонадёжны. Появилась необходимость защищать технологии производства ядерного топлива от использования их в военных целях.


Тогда и зародилась идея создания резервных центров урана в благонадёжных странах как вариант обеспечения атомной энергетики. Таким образом государства, не обладающие технологиями изготовления ядерного топлива, могли бы обеспечиваться им из некоего уранового банка.


В идеале банк должен находиться в безъядерном государстве и представлять собой хранилище низкообогащенного урана, подконтрольное Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Созданная по поручению Агентства экспертная группа подготовила специальный доклад по этому вопросу. Было выдвинуто более десятка предложений и проектов по созданию различных видов резервов уранового топлива от ряда стран, например, США, Германии, Великобритании, Австрии, Японии и др. Даже Индия и Пакистан, придерживающиеся особой позиции по данному вопросу в связи со своим отказом от членства в Договоре о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), выразили заинтересованность в участии в реализации данного проекта.


В 2006 году Фонд США «Инициатива по сокращению ядерной угрозы» (Nuclear Threat Initiative) предложил создать урановый банк под эгидой МАГАТЭ — целью являлось учреждение механизма, обеспечивающего гарантированные международные поставки топлива государствам, выполняющим свои обязательства по нераспространению.

Что такое банк низкообогащённого урана

Банк низкообогащенного урана (БНОУ) должен представлять из себя хранилище контейнеров, наполненных гексафторидом урана — продуктом переработки природного урана. Из гексафторида после ряда технологических операций можно получить топливные таблетки для атомных реакторов. То есть будут храниться не ядерные отходы, не ядерное топливо, а сырьё для его производства. Гексафторид может представлять опасность для окружающей среды и здоровья, но не вследствие «радиации», а его химической активности (впрочем, как и множество других веществ, широко применяемых в химической промышленности, но не имеющих никакого отношения к атомной энергии). Соответственно он безопасен при хранении в герметичных контейнерах.

Урановый депозит Казахстана

В 2011 году МАГАТЭ объявило тендер на выбор страны, в которой мог бы разместиться банк. Победителем открытого конкурса стал Казахстан. И этот итог вполне закономерен, поскольку Казахстан является безъядерной страной и глобальным лидером в области нераспространения ядерного оружия, неукоснительно соблюдает обязательства по нераспространению ядерных технологий и оружия массового поражения, придерживается самых высоких стандартов в области ядерной безопасности МАГАТЭ. Ульбинский металлургический завод (УМЗ), в одном из зданий которого будет размещен банк, имеет многолетний опыт обращения с гексафторидом урана, предлагаемым для хранения в Банке.

Политическая сторона

Обращает на себя внимание и ряд преимуществ размещения БНОУ в нашей стране. Это политические дивиденды, серьёзный статус, закрепление признания Казахстана как страны, выступающей за мирный атом. Международная принадлежность Банка позволяет Казахстану обезопасить себя от потенциальной угрозы ядерного терроризма. Размещение БНОУ в нашей стране будет способствовать внедрению новейших технологий, дополнительной загрузке ряда казахстанских предприятий атомной отрасли, созданию новых рабочих мест. Будет существенно повышен технический уровень подготовки казахстанских кадров за счёт направленного обучения со стороны МАГАТЭ. А контроль со стороны Агентства над всеми стадиями обращения с ядерными и радиоактивными материалами будет означать повышенное внимание к проекту, что даст свои преимущества с точки зрения социальных и экологических выгод.

Вопросы экологии

Что касается экологии, то эти вопросы уже давно отработаны до автоматизма. Гексафторид урана хранится и используется на Ульбинском металлургическом заводе ещё с советских времен, а это более 40 лет. Низкообогащенный уран слабо радиоактивен, его излучение составляет около 0,15 микроЗиверт в час. Для сравнения — природное излучение, характерное для современных городов, может достигать 0,25 микроЗиверт в час. Таким образом, опасности от БНОУ не больше, чем от любого другого склада на урановом руднике, которых в стране сотни. Хранение гексафторида урана требует обычной стандартной защиты здания, персонал не использует радиационно-защитную одежду. Герметичные цилиндры-контейнеры выполнены из специальной высокоуглеродистой стали толщиной тринадцать миллиметров и надёжно сохраняют содержащийся в них радиоактивный материал при любых аварийных ситуациях: падении, погружении в воду, воздействии высоких температур.

За чей счёт банкет

Проект финансируется странами-донорами, для чего создан фонд, — порядка 150 млн долларов. При этом БНОУ способен привлечь серьёзные инвестиции в науку и стать дополнительным стимулом для развития казахстанской атомной промышленности и смежных отраслей.

Символично, что подписание соглашения о создании БНОУ в Казахстане состоялось в конце августа 2015 года. Именно в эти дни, 24 годами ранее, Указом Нурсултана Назарбаева был закрыт Семипалатинский ядерный полигон. Более того, по инициативе Казахстана Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о провозглашении 29 августа Международным днем действий против ядерных испытаний.

Для чего нужен урановый банк

БНОУ МАГАТЭ позволит укрепить режим нераспространения и ядерной безопасности. Возможность многим государствам-новичкам в атомной отрасли не развивать в своей стране полный цикл производства ядерного топлива устранит соблазн создать собственное ядерное оружие, а значит, снизит угрозу распространения чувствительных технологий двойного назначения.
Таким образом, создание банка не только повысит авторитет Казахстана и укрепит режим нераспространения, но и положительно скажется на общей региональной и глобальной безопасности. Инициатива Назарбаева по размещению в нашей стране БНОУ говорит о последовательном характере политики Казахстана в этом вопросе, что находит одобрение и признание в мире. Мы уже сделали немало в данном направлении и показали международному сообществу своим примером реальность достижения такого мира.

Об авторе 

Наталья Александровна Жданова

  • родилась в 1968 г. в г. Курчатов;
  • окончила философский факультет Томского государственного университета (1991);
    в 2005 г. защитила диссертацию «Ядерная безопасность Казахстана в контексте глобальной безопасности» в Дипломатической академии Евразийского национального университета им. Л.Гумилева, получила степень кандидата политических наук;
  • с 1991 г. — преподаватель философии в школе-лицее № 2 г. Курчатова; 1993 г. — редактор программы новостей, затем — директор предприятия «Курчатовское телевидение»; с 1995 г. — начальник группы по работе с общественностью и СМИ Национального ядерного центра РК;
  • с 2002 г. —  по настоящее время исполнительный директор ассоциации «Ядерное общество Казахстана».
Тут была мобильная реклама Тут была реклама

Комментарии