11849 8-01-2016, 00:00

Казахстан глазами иностранных аналитиков и шпионов

Миллиарды недевальвированных тенге, конвертированные в "добрую" валюту, тратились из государственной казны на улучшение "странового имиджа" Казахстана и еще будут тратиться. Наши настоящие и потенциальные союзники и друзья (в кавычках и без) тоже тратят деньги своих налогоплательщиков на то, чтобы узнать нас поглубже - в прямом и переносном смыслах.

Так кем мы являемся в глазах соседей и жителей дальнего зарубежья? Каково местоположение Республики Казахстан в мире, с учетом непростой геополитической ситуации? Действительно ли нас любят только за недра и что скрыто за дипломатическими улыбками инвесторов? На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить в серии публикаций на заданную тему, а сегодня посмотрим на то, что европейские оракулы обещают Казахстану в наступившем году.

Вместо введения

Человеческое существо являет собой некий синтез двух позиций: того, каким он сам себе представляется, и того, что о нем думают окружающие. Первое, конечно, на порядок лучше и приятнее, чем второе. Примерно то же самое можно сказать о том или ином государстве, в том числе о Республике Казахстан.

Не секрет, что наше правительство тратит очень большие деньги на то, чтобы выглядеть красивым и приятным для мира. И часто переплачивает, причем опять-таки иностранцам, а не "отечественным производителям". В любом случае на такие материалы в большей степени обращают внимание лишь отечественные гражданские активисты или те, кто считает себя остатками оппозиции, а "имиджевые" миллиарды, действительно, часто тратятся впустую.

Даже столь нелюбимый нашими нацпатами и чиновниками Борат сделал для продвижения лозунга Welcome to Kazakhstan намного больше, чем МИД РК вместе со всем туристическим бизнесом обратного направления. Впрочем, мы не об этом.

Не стоит слишком доверять также высоким гостям и другим интуристам, чьи высказывания о нашей стране в восхитительных тонах тиражи­руют отечественные ­ин­­форм­­­агентства, лаская слух и другие чувства средне­статистического казахстанца. Во-первых, мы и сами знаем, что Астана - красивый город, во-вторых, природа - это скорее наша обуза, чем достижение, а в-третьих, большинство таких оценок являются актом вежливости или дипломатичности, да и "трудности перевода" никто не отменял. Однако все это не мешает выпускать целые талмуды о том, кто и что сказал о нас что-то красивое.

Рейтинг рейтингов

Итак, реальное местоположение Казахстана в мире зависит не только от нашего желания, а иностранные партнеры (друзья, союзники и компаньоны) учитывают наше мнение о себе в самый последний момент. Ну, так чем же руководствуются те, кто собрался иметь с нами дело - вложить сюда капиталы, посетить туристические объекты или удовлетворить здесь свои политические амбиции?

В первую очередь обращает на себя внимание сравнительный анализ, который лучше всего виден во всякого рода схемах и таблицах (уж так мозг человека устроен). Степень доверия к подобной инфографике у каждого своя: европеец больше верит своим агентствам и агентам, россияне пользуются своей интерпретацией, а китайские предприниматели и политики основываются исключительно на китайских разработках. Кроме этого, каждый смотрит тот рейтинг, который ему интересен.

Для одних главным является политическая стабильность в стране, независимо от того, какая форма правления здесь существует. Другие озабочены наличием развитой системы коммуникаций и логистики. Третьи "зондируют" все возможности заработать "быстро и сразу".

Есть, конечно, и такие, кто вдруг вспоминает о правах человека или озадачивается тем фактом, что в Казахстане еще не было честных выборов - по крайней мере, ОБСЕ таковых не заметила. Впрочем, это тема для "круглых столов" и осторожных заявлений еврокомиссаров, а бизнес интересуют только прибыль и возможность сравнительно честно ее получить. Тем более что о "чистой" политике и других надстройках мы поговорим в следующие разы, а сегодня, как говорится, only business.

И здесь нет ничего обманчивого: действительно, все больше и больше зарубежных партнеров хотят иметь с нами дело. Но при этом (данный факт вынуждено признать и наше правительство) больший упор делается на добывающую промышленность. А потому многие потенциальные инвесторы в первую очередь детально изучают таблицы полезных ископаемых и мировые рейтинги основных добывающих компаний (национальных и иностранных).

Недра и пользователи

Здесь, наверное, следует избавиться от некоторых мифов. Например, от того, что "в Казахстане представлена вся таблица Менделеева". Не вся - из 110 элементов этой периодической системы выявлены "лишь" 99, а так или иначе разведаны 70. И только 60 из них извлекаются (добываются) и, соответственно, продаются.

Урановые месторождения Казахстана. Данные KazAtomProm

Однако даже имеющиеся запасы довольно впечатляющие, и по многим показателем мы "впереди планеты всей". Но при этом стратегические запасы тех или иных природных богатств являются государственной тайной в основном только для граждан РК - иностранцы прекрасно осведомлены о том, чем именно богата Великая Степь.

Мы не будем здесь выкладывать данные о том, по каким полезным ископаемым мы лидируем, а по каким всего лишь входим в дюжину первых: смысла особого нет. В том числе по той простой причине, что к отдельному гражданину РК все эти запасы практически никакого отношения не имеют. Да и наших западных (как и восточных) партнеров сие мало интересует - ведь чем меньше доля у хозяев богатств, тем больше она у гостей извне. Поэтому-то и изучают они наши недра как свои - очень внимательно и скрупулезно. И аналитические материалы составляют, публикуют.

Например, многие страны Европы, говоря о Казахстане, в первую очередь упоминают о его неф­тяных богатствах. В местных СМИ время от времени появляются статьи на эту тему, заставляющие читателя ассоциировать нашу страну не только с чудаковатым Боратом. Впрочем, как говорилось выше, каждому свое: кто-то знает казахов по боксу, кто-то - по "черному золоту", а кто-то опять о нарушениях прав человека вспоминает.

А вот более "объективно" о нашей стране можно судить по "аналитическим запискам" различных орга­низаций, чья деятельность в другое время и при других условиях считалась бы откровенно шпионской. Конечно, не все их выводы и доклады доходят до широкой общественности, а если и доходят, то не просто так. Но в некоторых случаях это очень даже интересно, особенно когда дело доходит до прогнозов.

Причем интересно не только политикам и коммерсантам, но и простым гражданам.

Глазами "коммерческого ЦРУ"

Американская компания Strategic Forecasting Inc (более известное название - Stratfor) существует уже лет 20 и позиционирует себя как частная разведывательно-аналитическая фирма, работающая как на крупные холдинги и правительства, так и на частных лиц. С некоторых пор Stratfor стал в открытом доступе публиковать все то, что "накопал" про Казахстан. Некоторыми интересными мыслями и суждениями мы намерены сегодня с вами поделиться.

В первую очередь следует обратить внимание на то, что накануне наших новогодних праздников (сразу после рождественских каникул на Западе) "коммерческое отделение ЦРУ", как еще называют упомянутую компанию, открыло "секрет Полишинеля". Если точнее, это была небольшая, но вполне доходчивая схема со сравнительно коротким сопроводительным текстом. Суть публикации сводилась к тому, кто именно и в каком количестве владеет нефтяными запасами Казахстана, превращая статью 6 Конституции РК (про "государственность" земли, воды и недр) в формальность.

Коротко говоря, по трем главным нефтяным направлениям (Тенгиз, Карачаганак и Кашаган) мы имеем пугающее меньшинство - от 10 до 20% в общей доле. А еще там было сказано, что доходы Казахстана ("как известно") на две пятых зависят от доходов от продажи энергоносителей, цена за "бочку" которых, мягко говоря, стабильно идет вниз. Что из этого следует? Для особо интересующихся Stratfor не только все "разжевал" и разложил по полочкам, но и осмелился сделать несколько прогнозов.

Итак, американцы предполагают, что низкие цены на энергоносители плюс нестабильность национальной валюты приведут к волне банкротств предприятий со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Во избежание этой негативной экономической перспективы правительство Казахстана в 2016 году начнет свою самую амбициозную за последние два десятилетия программу приватизации с целью достучаться до крупных иностранных инвесторов с их возможными вложениями в стратегические отрасли. Кстати, недавно стало известно, что руководство страны пригласило помочь в этом деле бывшего британского премьер-министра Тони Блэра.

Как бы то ни было, иностранные инвесторы по-прежнему опасаются программы приватизации - прежде всего, из-за неопределенности в законах, что ограничивает способность правительства разработать программу и предпринять протекционистские меры в отношении бизнес-элиты. Той самой, которую на Западе считают слишком жадной и с солидной долей протекционизма.

Об этом, между прочим, говорят и наши источники с левобережья, отмечая, что данное обстоятельство на протяжении последних пары десятков лет постоянно было тормозом для развития широкомасштабного делового сотрудничества.

Что касается "несовершенства законодательства", то это периодически - прямо и косвенно - обсуждалось на многочисленных переговорах между представителями международных нефтяных компаний и казахстанским правительством. Ну и, конечно, потенциальная коррупционная составляющая "хозяев нефти" заставляла потенциальных инвесторов быть крайне осторожными.

Кроме этого, по мнению "стратфоровцев", продолжатся сокращения в государственной энергетической компании ("КазМунайГазе") - дабы удержать ее на плаву в финансовом отношении. Тем не менее ряд проектов может дать толчок производству и экспорту к концу нынешнего года, а также в 2017-м. Однако эти факторы не решат общих проблем энергетического сектора, вытекающих из низких цен на энергоносители. Но некоторую отсрочку Казахстану они все же предоставят.

Разговор о том, как Stratfor и другие "иностранные глаза" оценивают в целом экономическую ситуацию в Казахстане, мы продолжим в следующий раз. А сегодня можно с сожалением констатировать, что наше местоположение в мире несколько ниже (при этом еще и левее или правее), чем нам хотелось бы. Американ­ские аналитики поставили нам (точнее, казахстан­скому правительству) довольно точный диагноз: нынешний кризис стал результатом прямой зависимости от природных богатств.

Энергетические ресурсы страны создавали надежную экономику, констатируют "разведчики", отмечая, что рост ВВП в среднем составлял 8,4 процента в течение более чем десяти лет. Астана все же поняла свои ошибки, стараясь не признаваться в этом себе и своему народу, да и, судя по всему, поздновато. И эти факторы могут проявиться в негативном свете в наступившем 2016 году - "мрачном для энергетического сектора и страны в целом".

 

Тут была мобильная реклама Тут была реклама

Комментарии