Ровно год остался до того дня, когда в Рио-де-Жанейро погаснет огонь летних Олимпийских игр. Интересно, каким будет настроение и спортсменов, и болельщиков Казахстана вечером 21 августа 2016-го, во время церемонии закрытия главных соревнований четырехлетия? На какое количество медалей, на какое место в неофициальном командном зачете (НКЗ) мы можем рассчитывать?
«Главные добытчики – тяжелоатлеты и боксеры
Напомним, что предыдущая Олимпиада-2012 оказалась для Казахстана самой удачной за всю историю. Семь золотых медалей и 12-е место в НКЗ – такой результат не то что превзойти, даже повторить будет чрезвычайно трудно, если вообще возможно в обозримом будущем. И с этой точки зрения нынешнему спортивному руководству страны не очень-то позавидуешь: ведь многие болельщики будут сравнивать итоги предстоящих Игр с той высокой планкой, которая была установлена в Лондоне. Поэтому оно сегодня осторожничает с прогнозами, избегая называть даже приблизительные цифры.
Между тем некоторые экспертные службы уже публикуют свои расчеты. Так, международный спортивно-аналитический портал http://www.infostradasports.com/ предложил собственную версию итоговой таблицы медального зачета Олимпиады-2016. В ней Казахстану отведено высокое 15-е место: наши спортсмены, как утверждается, завоюют в общей сложности столько же наград (13), сколько в Лондоне, но золотых будет на одну меньше (6 вместо 7). Причем все эти медали, по мнению «оценщиков», нам принесут лишь два вида спорта: бокс – 8 (в том числе 4 золотые) и тяжелая атлетика – 5 (2).
С последней частью этого прогноза, растиражированного многими казахстанскими СМИ, мы позволим себе не согласиться. Например, что касается бокса, то упомянутый портал за основу своих расчетов взял, очевидно, результаты чемпионата мира 2013-го, состоявшегося в Алматы. Для сборной Казахстана это было домашнее первенство, а в данном виде спорта с присущим ему субъективным судейством фактор родных стен часто играет решающую роль. И в то, что на ринге далекого Рио-де-Жанейро нам отдадут медали в восьми весовых категориях из десяти, в том числе четыре золотые, верится очень слабо. На такой результат прежде были способны кубинцы – в те времена, когда они были законодателями моды в любительском боксе. Сегодня же столь очевидного преимущества над другими не имеет ни одна национальная сборная.
Безусловно, наши боксеры должны завоевать несколько медалей – скажем, четыре-пять, среди которых, возможно, будет и пара золотых (их следует ожидать прежде всего от Данияра Елеусинова и Жанибека Алимханулы). Тем более что представители Казахстана занимают ключевые позиции в руководстве AIBA, а значит, нашим ребятам не стоит опасаться каверз со стороны судейского корпуса. Можно надеяться и на одну медаль в женском боксе.
Но все же главными добытчиками олимпийских наград, на наш взгляд, будут штангисты. Так было в Лондоне, так, скорее всего, случится и в Рио-де-Жанейро. Для таких предположений есть веские основания. Во-первых, по-прежнему в строю все четверо олимпийских чемпионов 2012-го. Илья Ильин, даже перейдя в более тяжелую весовую категорию, остается непобедимым и готовым продолжать бить мировые рекорды, Зульфия Чиншанло находится в «золотом» возрасте, залечившая травму Светлана Подобедова рвется в бой, ставшая мамой Зульфия Чиншанло тоже постепенно набирает спортивную форму. А кроме них есть Жасулан Кыдырбаев, Владимир Седов, Алмас Утешов, совсем еще молодые Жазира Жаппаркул, Маргарита Елисеева, Надежда Ногай… Все они являются реальными претендентами на медали, а половина их – на золотые. Причем в женской команде Казахстана конкуренция за четыре места (именно столько девушек-тяжелоатлеток, независимо от весовых категорий, могут быть делегированы на Олимпиаду одной страной), ожидается настолько острой, что главному тренеру Алексею Ни придется кого-то из потенциальных медалисток оставить дома. В целом по нашим оценкам, казахстанские штангисты могут завоевать пять-шесть наград, в том числе как минимум три золотые. Главное – уберечься от травм и от положительных допинг-проб.
Упомянутый спортивно-аналитический портал почему-то вообще не принимает в расчет казахстанских борцов. Возможно, потому, что на прошлогоднем чемпионате мира они остались без медалей. Но эксперты сайта, видимо, не в курсе того, что на этом первенстве Казахстан был представлен в основном вторыми номерами, поскольку первые целенаправленно готовились к Азиатским играм. А если исключить прошлый год, то на всех последних Олимпиадах и чемпионатах мира наши борцы неизменно поднимались на пьедестал почета. Конечно, нельзя игнорировать тенденцию к сокращению количества призовых мест: ОИ-2008 – 5, ЧМ-2010 – 4, ОИ-2012 – 3, ЧМ-2013 – 2. Но вряд ли в Рио-де-Жанейро мы в этом виде спорта останемся без наград. Да, на «золото» надежд мало (кстати, казахстанцы не становились олимпийскими чемпионами с 1996 года, что для страны, считающей себя борцовской державой, нонсенс), а вот на «серебро» и тем более на «бронзу» мы вполне можем рассчитывать. Благо в каждой весовой категории разыгрываются не по одной, а по две бронзовые медали. Возможно, кое-что перепадет нам и в дзюдо, где мировая конкуренция выше, чем в борьбе. В сумме эти виды спорта могут принести Казахстану от двух до четырех серебряных и бронзовых наград.
Кто еще?
Очень бы не хотелось, чтобы спортивный мир воспринимал Казахстан как страну, где умеют только меряться силой да драться. К тому же в дни Олимпиады основная часть телеаудитории (особенно это касается жителей наиболее развитых стран) будет следить за другими соревнованиями – по легкой атлетике, плаванию, спортивной гимнастике, игровым видам спорта… И с точки зрения так называемого странового пиара успехи в них принесут Казахстану больше вистов, чем медали в тех же единоборствах.
Олимпийская чемпионка в тройном прыжке Ольга Рыпакова, родив после триумфа на ОИ-2012 второго ребенка, вновь вернулась к соревновательной практике и уже одержала ряд международных побед. Правда, прыгает она пока не очень далеко для себя: лучший ее результат в нынешнем сезоне – 14 метров 48 сантиметров – уступает достижениям сразу пяти спортсменок (притом что ее личный рекорд, установленный пять лет назад, равен 15.25). Но, возможно, она еще просто не вышла на пик формы. Многое станет ясно совсем скоро, в конце августа, когда состоится чемпионат мира по легкой атлетике. Но в любом случае Рыпакова остается реальной претенденткой на призовое место в Рио-де-Жанейро.
«На безводье» (так можно охарактеризовать ситуацию с плаванием в Казахстане) у нас вдруг, нежданно-негаданно, вопреки всем обстоятельствам, появился доморощенный пловец мирового уровня – Дмитрий Баландин. На недавнем чемпионате мира в Казани он пробился в финальные заплывы на обеих олимпийских дистанциях брассом – 100 и 200 метров, заняв в итоге соответственно 4-е и 6-е места. При этом у 20-летнего алматинца очень высокий потенциал. Например, его личный рекорд на двухсотметровке, установленный на прошлогодней Азиаде, – 2 минуты 07,67 секунды – совсем ненамного уступает высшему мировому достижению (2.07,01). Кстати, выигравший чемпионат мира в этой дисциплине немец Марко Кох показал в победном заплыве 2.07,76. К тому же Дмитрий моложе своих основных соперников, а значит, должен еще прибавить.
Не исключено, что в Рио-де-Жанейро «выстрелит» кто-то из представителей других видов спорта – прежде всего тех, в которых результаты очень трудно предсказать. Например, это касается пулевой и стендовой стрельбы. Или, скажем, такой фехтовальной дисциплины как мужская шпага, где внутри «топ-30» мирового рейтинга любой может победить любого (турнир проводится по системе «проигравший выбывает», что делает итоги соревнований еще более непредсказуемыми). Достаточно сказать, что на последних пяти крупнейших международных соревнованиях – чемпионатах мира и Олимпиаде-2012 – призерами в личном первенстве мужчин-шпажистов становились 16 разных спортсменов из 13 стран. Иначе говоря, каждый раз на пьедестал почета поднимались, за редким исключением, новые персонажи. И однажды к подобному успеху был очень близок казахстанец Эльмир Алимжанов, который остановился в 1/4 финала. Кстати, наша сборная по мужской шпаге сегодня входит в «топ-10» мирового командного рейтинга и имеет хорошие шансы квалифицироваться на Олимпиаду полным составом (три человека).
Впрочем, даже если не брать в расчет возможные сенсации со знаком плюс, казахстанская спортивная делегация вполне может установить новый для себя рекорд по общему количеству медалей. Прежнее высшее достижение выражалось цифрой «13» – по столько наград наши спортсмены завоевали на двух последних Олимпиадах. В Рио-де-Жанейро должно быть больше. А вот «золота» по сравнению с ОИ-2012 мы, скорее всего, недоберем.
Итак, предлагаем наш прогноз: в худшем случае – 4 золотые, 4 серебряные, 6 бронзовых медалей (всего 14); в лучшем случае – 6 золотых, 3 серебряные и 7 бронзовых наград (всего 16). При первом варианте Казахстан займет в неофициальном командном зачете 22-е место, при втором – 15-е. Теперь выбираем средние значения и получаем следующие цифры: 5 золотых, 3 серебряные, 7 бронзовых медалей (всего 15) и 17-я позиция в НКЗ.
Количество и качество
А пока наши национальные сборные по летним видам спорта стремятся добыть как можно больше олимпийских лицензий. Существует довольно устойчивое мнение: мол, надо брать не количеством, а качеством, и нет смысла везти на Игры свыше ста спортсменов, если из них только 25-30 реально могут бороться за медали. Но такая позиция, на наш взгляд, глубоко ошибочна.
Во-первых, численный состав национальной олимпийской делегации тоже является важным показателем уровня развития спорта в стране. Например, на ОИ-2012 наибольшее представительство имели Великобритания, хозяйка Игр (541 участник), США (530), Россия (436), Австралия (410), Китай (396) и Германия (392). Все это мировые спортивные гегемоны. Казахстан же поделил с Турцией 27-28 места (они делегировали по 114 атлетов). То есть 26 стран добыли больше лицензий, чем мы.
Во-вторых, завоевание путевки на Олимпиаду уже само по себе является достижением. Скажем, в игровых видах спорта для этого надо попасть в число 16 или даже 12 сильнейших команд мира, а в фехтовании или стрельбе из лука – в «топ-8» лучших сборных, что крайне непросто. В легкой атлетике и плавании необходимо выполнить очень серьезные нормативы, в каких-то других видах – выиграть чемпионат континента или стать его призером, либо показывать стабильно высокие результаты на этапах Кубка мира и т.д.
В-третьих, это тот самый случай, когда количество влияет на качество. Зависимость тут следующая. Чем больше страна завоюет лицензий, тем больше будет численный состав всей национальной олимпийской делегации, включая, назовем ее так, группу обеспечения – это тренеры, массажисты, врачи, технический персонал… От этих людей, как вы понимаете, зависит очень многое. Поэтому важно, чтобы они были официально аккредитованы – только в этом случае у них будет возможность постоянно находиться рядом со спортсменами (и в олимпийской деревне, и непосредственно на соревнованиях), следить за их физическим и психологическим состоянием, помогать, подсказывать. А таких аккредитаций обычно дают лишь 40-45 процентов от общего количества лицензий. Иначе говоря, если у страны 100 лицензий, то квота для группы обеспечения составит 40-45. Тогда как у нас одних только главных тренеров насчитывается около тридцати – по количеству видов спорта, в которых Казахстан обычно представлен на Олимпиадах. А желательно, чтобы рядом с каждым нашим олимпийцем-претендентом на медаль находился еще и его личный тренер, который лучше других знает, как настроить своего подопечного на максимальный результат. К сожалению, из-за упомянутой выше квоты это часто не получается, и личные наставники если и ездят на Олимпиады, то обычно лишь туристами – а им доступ в олимпийскую деревню и в помещения, где спортсмены готовятся к стартам, запрещен.
В общем, со всех точек зрения чем больше лицензий, тем лучше. Комитет по спорту Министерства культуры и спорта РК планирует завоевать их не менее 110. Здесь многое зависит от того, как выступят в отборочных турнирах сборные Казахстана по командным игровым видам спорта, ведь каждая из них может дать по 12-13 лицензий. Такую зависимость подтверждают и цифры нашего представительства на предыдущих Олимпиадах: на ОИ-1996 поехали 98 казахстанцев (среди них ни одной сборной по игровым видам), на ОИ-2000 – 126 (две сборные), на ОИ– 2004 – 117 (две), на ОИ-2008 – 132 (две), на ОИ-2012 – 114 (одна).
Словом, можно дать такой прогноз: если в Рио-де-Жанейро отберется лишь одна наша сборная (наибольшие шансы у мужской ватерпольной команды), а, скорее всего, так и будет, то Казахстан получит в общей сложности от 110 до 115 лицензий. То есть ситуация будет мало отличаться от той, которая была перед Играми в Лондоне. Хотя, конечно, все мы должны надеяться на большее.
А о том, как идет борьба за олимпийские путевки, говорить пока рано – основная часть лицензионных соревнований еще впереди.
Количество медалей, завоеванных казахстанцами на летних Олимпийских играх
|
З |
С |
Б |
В |
Место |
1996 |
3 |
4 |
4 |
11 |
25-е |
2000 |
3 |
4 |
- |
7 |
25-е |
2004 |
1 |
4 |
3 |
8 |
40-е |
2008 |
2 |
4 |
7 |
13 |
29-е |
2012 |
7 |
1 |
5 |
14 |
12-е |
2016 (прогноз) |
5 |
3 |
7 |
15 |
17-е |
Примечание: З – золотые, С – серебряные, Б – бронзовые, В – всего; в последней колонке – место страны в неофициальном командном зачете.