2467 7-04-2015, 08:39

Данияр Ашимбаев о досрочных выборах: Сейчас идет давление на Казахстан

Проводить выборы в срок - не является политической традицией в Казахстане

До внеочередных выборов президента Казахстана, назначенных на 26 апреля, осталось меньше двух недель. Из 27 человек, которые официально заявляли о своем намерении принять участие в борьбе за президентское кресло, выполнить все необходимые для этого условия смогли только три претендента - действующий глава государства Нурсултан Назарбаев, кандидат от Коммунистической народной партии Казахстана Тургун Сыздыков и глава Федерации профсоюзов Абельгази Кусаинов. У кого из трех кандидатов наибольшие шансы на победу и почему, собственно, в Казахстане было принято решение о проведении досрочных президентских выборов? Об этом корреспондент ИА REGNUM побеседовал с известным казахстанским политологом, главным редактором биографической энциклопедии "Кто есть кто" Данияром Ашимбаевым.

ИА REGNUM: Перед тем как мы начнем говорить непосредственно о кандидатах, хотелось бы вспомнить вот что. В январе 2011 года бывший тогда сенатором парламента Анатолий Башмаков на пресс-конференции зачитывал обращение инициативной группы к президенту страны с просьбой дать согласие на проведение референдума о продлении президентских полномочий Нурсултана Назарбаева до 2022 года. В феврале текущего года бывший сенатор, а ныне заместитель председателя Ассамблеи народа Казахстана (АНК) Анатолий Башмаков выступил с инициативой проведения досрочных президентских выборов. Почему в обоих случаях фигурирует фамилия Башмакова?

Это вопрос - технический. Понятно, что на всех выборах президента побеждал, и будет побеждать действующий президент. Что касается фигуры Башмакова, то раз он уже озвучивал аналогичную идею ранее, то почему бы это не сделать еще раз?

ИА REGNUM: Но ведь есть председатель АНК, есть его заместители…

Председателем Ассамблеи является сам президент. И если бы он выдвинул такую инициативу, согласитесь, это выглядело бы странно.

К тому же не стоит также забывать о роли АНК в казахстанской политике. Она не только занимается продвижением и обеспечением национальной политики и межнационального согласия. Вспомните самую первую инициативу АНК, которую она выдвинула сразу же после создания в 1995 году - проведение референдума о продлении полномочий Нурсултана Назарбаева до 2000 года.

И в 2011 и 2016 году (согласно законодательству, очередные выборы президента Казахстана должны были состояться в 2016 году - ИА REGNUM) в выборном законодательстве оставались определенные дыры. Разница между фактическим сроком истечения полномочий президента и тем, что норму о проведении выборов в первое воскресенье декабря никто не убирал. Думаю, этот парадокс был оставлен специально, чтобы перед очередными выборами обеспечить пространство для маневра. Выборы у нас проводились тогда, когда считались политически необходимыми. На самом деле, надо понимать, что при отсутствии реальной политической конкуренции (а таковой у нас в принципе никогда и не было, несмотря на то, что многие наши чиновники, действующие и бывшие, считают себя достойными претендентами на этот пост), выборы в Казахстане де-факто проводятся как референдум по доверию к президентской политике и продлению полномочий на очередной президентский срок. Поэтому, еще раз повторюсь, это чисто технический вопрос. Выборы называются выборами только для того, чтобы соблюсти определенный политес.

ИА REGNUM: Комментируя свою нынешнюю инициативу проведения досрочных выборов, Башмаков заявил: Аргументы у нас такие: во-первых, две электоральных, то есть выборных кампаний будут в 2016 году: депутатов мажилиса парламента и президентские выборы… Во-вторых, в 2016 году, по оценкам экспертов, будет пик мирового финансово-экономического кризиса, как и кризиса системы, мировоззренческого и цивилизационного. И, конечно же, все внимание руководства страны должно быть приковано к недопущению кризисных проявлений в экономике и в обществе". Между тем проведение досрочных выборов в 2011 году также аргументировалось, в том числе, мировым кризисом. Но речь не об этом. Почему тогда, проводя президентские выборы, а затем в январе 2012 года выборы мажилиса, никто не учел, что следующие выборы и президента и депутата совпадут на один период?

Механически обе выборные кампании не совпадают. Президентские выборы должны были состояться в апреле 2016 года, а парламентские - в январе 2017 года. С другой стороны, как я уже говорил, у нас практически все выборы были досрочными. Первые всенародные выборы состоялись в декабре 1991 года, следующие выборы должны были состояться в 1996 году. Но в 1995 году был проведен референдум по продлению полномочий президента до 1 декабря 2000 года. Но в январе 1999 года прошли досрочные выборы. Очередные выборы прошли в 2005 году. В апреле 2011 года прошли досрочные выборы. И выборы в этом году - также досрочные. Если посмотреть на парламентские выборы, то досрочные были в 1994, 1995, 2007 и в 2012 годах. Поэтому заморачиваться, когда будут следующие выборы - бессмысленно, потому что и президентские и парламентские выборы у нас традиционно проходят раньше срока. Проводить выборы в срок - не является нашей политической традицией. Был даже момент, когда выборы маслихатов в 1999 году прошли на полгода позже срока.

А вообще выборы на опережение - это мировая практика. Очень часто правящая партия или лидер выбирает для выборов наиболее благоприятный для себя в плане политической конъюнктуры момент. В условиях кризиса проведение выборов неоправданно, так как на электоральное поле накладываются определенные политические и социальные риски. Мы с этим сталкивались на выборах 1999 года, когда президент получил менее 80 процентов голосов. Это был наихудший показатель за все время его президентства.

Кроме того, не стоит забывать и о внешних политических факторах. Понятно, что наша внешняя политика вызывает недовольство в некоторых зарубежных политических кругах. В частности им не нравятся наши интеграционные векторы - я говорю про ЕАЭС. К примеру, несколько раз общался с западными дипломатами и они мне задавали вопрос: зачем вам надо интегрироваться с Россией, чем вам не нравится ВТО, НАТО и так далее. Но все доводы, что данная интеграция Казахстану необходима, просто не были услышаны… Мы видим, как раскачали ситуацию на Украине, как раскачивали ситуацию в Киргизии, в той же самой Грузии, Молдавии. Мы видели, какое давление оказывалось на Лукашенко, мы видим, какие делаются вливания в антироссийскую пропаганду. Сейчас идет давление на Казахстан: осуществляются вливания в нашу традиционную, так сказать, оппозицию, активизируется деятельность зарубежных фондов и т.д. Поэтому внеочередные выборы не просто необходимы, но они и будут нашим ответом на все попытки извне раскачать ситуацию в стране, которые были, есть и будут.

ИА REGNUM: Предыдущие внеочередные президентские выборы состоялись 3 апреля 2011 года. Нынешние опять-таки внеочередные выборы пройдут 26 апреля. Чем так примечателен апрель?

Во-первых, должность президента в Казахстане была учреждена 24 апреля 1990 года. То есть, в этом году мы отмечаем забытый праздник - это 25-летие института президентства в Казахстане. Во-вторых, это достаточно удобное время года. Проводить выборы зимой или летом с нашим климатом - довольно тяжеловато. В марте погода плохая, а в мае - череда праздников.

ИА REGNUM: А почему тогда не осенью?

Нужно играть на опережение - пока благоприятная конъюнктура.

ИА REGNUM: В этом году прошли уже президентские выборы в Узбекистане, которые завершились победой Ислама Каримова. Теперь предстоят выборы в Казахстане - в победе Назарбаева мало кто сомневается. А в ноябре состоятся выборы в Белоруссии, где победу пророчат Лукашенко. Неужели на всем постсоветском пространстве нет никого, кто мог бы составить достойную конкуренцию действующим президентам?

В России на момент появления Путина было много сильных политиков, но большинство из них были замараны в информационных скандалах 90-х годов. Поэтому Путин оказался последней картой, которую смог или успел разыграть Борис Ельцин. Владимир Владимирович был единственным человеком, который не был заляпан скандалами. И эту репутацию он пронес, несмотря на мелкие и довольно сомнительные обвинения, через все 15-летие своего правления.

Что касается Лукашенко, то если мы посмотрим на политический ландшафт Белоруссии начала 90-х годов, то увидим, что политической элиты в стране не было. Была мелкая грызня между Верховным советом, Совмином, руководителями областей и так далее. И то, что никому неизвестный Лукашенко набрал в первом туре 49 процентов голосов, очень хорошо характеризует политический климат в стране на тот период. Но Лукашенко смог стать батькой для своей страны - он смог провести Белоруссию через политический и экономические кризисы, выстроить правильные отношения и с Москвой, и с Западом. Поэтому Белоруссии с лидером очень повезло. Не будь Лукашенко, страна могла пойти по тому же пути, что и Украина или Молдавия.

Что касается Узбекистана и Казахстана, то и здесь ситуация аналогичная. Преемственность сильной власти - это и есть та самая формула успеха и стабильности, которая обеспечила нормальное развитие наших республик.

ИА REGNUM: Если политическая конъюнктура сейчас такова, что досрочные выборы являются правильным шагом, то почему Россия не следует по этому пути?

Возможности внешнего воздействия на Россию намного ниже. Не стоит забывать, что Россия является ядерной сверхдержавой, в которой инициировать революцию мало кто рискнет. Митинги и протесты там можно прокачать с целью оказания определенного давления, но попытаться организовать переворот в Москве - бессмысленно. К тому же в России нет сейчас таких же сильных политически фигур как Путин. У нас ситуация же достаточно стабильная, но есть определенные риски, связанные с тем, что Казахстан представляет собой достаточно лакомый кусок. Но при этом в военном плане мы гораздо слабее той же России и даже более мелких соседей. Поэтому Россия может себе позволить проводить выборы в срок, а у нас фактор всенародной поддержки снимает угрозу внешнего воздействия. Хотя, если быть откровенным, революцию проводить некому. Но накачка поля, тем не менее, происходит. К примеру, некоторыми квази-националистическими организациями, которые финансируются пантюркистскими организациями из-за рубежа.

Кроме того, у нас после выборов традиционно начинаются разговоры, кто пойдет на следующие выборы, начинают рассматривать сценарий с преемником и смены власти в стране. И хотя в стране есть небольшая когорта людей, которые бы могли возглавить страну, тем не менее такого авторитета как у Назарбаева нет ни у кого - ни в стране, ни за рубежом. И выборы снимают отчасти эту проблему.

ИА REGNUM: Выступая 26 февраля с обращением к народу, глава государства заявил, что о своем решении об участии в выборах он сообщит позже. Для чего это было сделано?

Я думаю, что пауза была взята специально, чтобы посмотреть на реакцию определенного поля - внешних игроков, соратников. Ну и, безусловно, в этом был элемент кокетства. Мы видели, что между объявлением о проведении выборов и подтверждением президента своего намерения баллотироваться, "Казпочта" была загружена работой, пересылая десятки тысяч писем от народа, которые просили президента принять участие в выборах.

ИА REGNUM: А как влияет на казахстанскую политику тот факт, что с каждыми выборами президент становится старше?

Учитывая, что президент исправно баллотировался и в 2005, и в 2011, и в 2015 году, можно предположить, что и на следующих выборах мы увидим в бюллетенях Центризбиркома знакомую фамилию. Понятно, что президент не молодеет, но понятно, что с его опытом, харизмой, дальновидностью и мудростью говорить о смене власти в Казахстане достаточно сложно.

ИА REGNUM: А что ждет политическую систему после выборов? Помнится в том же 2011, спустя полгода, парламент заявил о самороспуске. Стоит ли ожидать повторного сценария и будет ли реформировано, а может и отправлено в отставку нынешнее правительство?

Президент в своей предвыборной платформе объявил о ряде политических реформ. Я думаю, что после выборов будет сообщено о консультациях по политическому реформированию и внесению изменений в законодательство. Это продлится несколько месяцев. И для этого будет создан некий аналог НКВД или госкомиссии по демократизации, которая у нас действовала в свое время. А к осени согласованное решение будет вынесено на первую сессию парламента. Поскольку это, я думаю затронет и выборное законодательство, а возможно и Конституции, то сначала проведут политическое реформирование, а уж потом только проведут выборы нового парламента. Так что к выборам мажилиса мы доберемся не раньше сентября-октября.

Надо помнить, что после президентских выборов правительство у нас никогда не отправлялось в отставку. Точнее - премьер. Можно предположить, что будет реформировано правительство в плане организационной структуры. Ведь последняя реформа, которая была проведена в прошлом году, была сделана механически и чересчур сильно сжала аппарат. Думаю, часть министерство после выборов будет восстановлена. Это министерства по ЧС, экологии, транспорта. Возможно, будет отдельно создано Агентство по делам госслужбы. Сменится и ряд акимов. Такие варианты сейчас рассматриваются. Кроме того, мне кажется, что будут сменены и некоторые ключевые руководители высшего звена. Новый срок требует новой конфигурации.

Источник - regnum.ru

Тут была мобильная реклама Тут была реклама

Комментарии

Author Ерасыл
Редактировать / Удалить/ Цитировать
07-апр-2015, 11:55

Выборы президента уже совсем скоро осталось совсем мало времени, но я определился со своим выбором и пойду на выборы, ведь каждый голос важен

Author Степан
Редактировать / Удалить/ Цитировать
07-апр-2015, 12:02

конечно есть достойнные люди, достойнные Казахстанцы, но Ашимбаеву никак не понять политику нашего Казахстана, нашего президента и он еще долго будет думать почему все так делается, но нужно заметить как бы странной нам не казалась политика нашего правительства, мы стали странной еще лучшей и жизнь с каждым разом улучшается это настоящий факт.

Author Гани
Редактировать / Удалить/ Цитировать
07-апр-2015, 14:24

Какие бы причины не были для проведения досрочных выборов они все объективные и понятные для большинства Казахстанцев, это можно понять по тому как поддерживает данное решение народ республики.

Author Ержан
Редактировать / Удалить/ Цитировать
07-апр-2015, 15:52

Согласен в автором ВЕСНА и апрель - самый лучший время и месяц для выборов.

Author Рахат
Редактировать / Удалить/ Цитировать
08-апр-2015, 10:29

согласен что проводить выборы в срок - это не является политической традицией в Казахстане, это и есть залог успешного Казахстана.

Author Айбол
Редактировать / Удалить/ Цитировать
10-апр-2015, 17:42

давление на Казахстан было всегда, если господин Ашимбаев такой умный он должен был знать это, но как показывает его статьи он далек от реальности. Он только запутывает людей и морочит всем голову.