2537 17-02-2015, 14:32

Досрочные выборы: привычка или политическая необходимость?

Инициатива Ассамблеи народа Казахстана провести внеочередные выборы главы государства остается главным политическим трендом дня.

Эту идею уже полностью и единогласно поддержала правящая президентская партия «Нур Отан». Партия призвала граждан и политические силы страны поддержать проведение внеочередной главной электоральной кампании. Нурсултан Назарбаев пока хранит молчание.

Между тем проведение досрочных выборов президента в Казахстане стало почти традицией. Политики, депутаты и эксперты отвечают на вопрос Азаттыка: зачем в этот раз проводить выборы президента раньше установленного законом срока? 

Азат Перуашев, председатель партии «Ак жол»:

Есть, наверное, три группы аргументов. С моей точки зрения, в этом предложении есть рациональное зерно. Первое — это то, что по опыту финансового кризиса 2007—2008 годов можно сказать, что экономические проблемы, с которыми мы сегодня столкнулись, они, судя по всему, будут нарастать. Видимо, и в следующем году. Поэтому для адекватной реакции на экономические вызовы, для того чтобы обеспечить стабильность и реализацию антикризисных мер, такой аргумент (досрочные выборы президента) может работать.

Азат Перуашев, председатель партии «Ак жол».Азат Перуашев, председатель партии «Ак жол».

Второй аргумент — политический, поскольку в том геополитическом пространстве, в котором существует Казахстан, наблюдается фактор нестабильности. Это и события в Украине, и санкционное противостояние России и Запада. И здесь есть необходимость гарантии внутриполитической стабильности. Инициаторы говорили, например, о «замусоливании» темы преемника президента. Поэтому в этой непростой обстановке нужна стабилизация политической конструкции.

Третий аргумент — простой: это совпадение в 2016 году сроков выборов президентских и парламентских. Такого совмещения по законодательству не должно быть. Почему тогда не парламентские выборы? Проведение президентских выборов снимает многие вопросы, придает стабильность политической системе и обеспечивает устойчивость самой государственной власти. Поэтому с этим можно здесь согласиться.

Досым Сатпаев, политолог:

О проведении досрочных выборов (либо парламентских, либо президентских) говорили еще осенью прошлого года. Хотя для меня неважно, пройдут ли они в сроки или досрочно. Во-первых, это очень распространенная практика в Казахстане и здесь нет ничего удивительного. Последние президентские выборы 2011 года тоже были внеочередными. Для меня более важно другое.

Все понимают, что президентская гонка в Казахстане с участием действующего главы государства — это не выборы, а перевыборы. Я бы даже сравнил эти «выборы» с референдумом о продлении полномочий. Поэтому самый главный вопрос: а будут ли изменения к лучшему в политической системе страны? Скорее всего, если президент примет решение об участии в выборах, то, возможно, они для него будут последними.

Досым Сатпаев, политолог.Досым Сатпаев, политолог.

Возникает вопрос относительно того, будет ли реализован в течение следующего срока механизм преемственности власти, о котором говорят уже много лет. Ведь у президента есть, скажем так, ограниченный временной ресурс. Поэтому, когда выборы, — это не суть важно. Административный ресурс тоже никто не отменял.

Будет ли конституционная реформа и усиление роли парламента, станут ли видны контуры реализации преемственности власти? Вот что должно волновать аналитиков, вот вопросы, на которых надо делать акценты. А вот эти разговоры о дате и времени выборов, мне кажется, уводят дискуссию в сторону.

По идее, была бы воля у элиты и окружения президента — они бы вообще отказались от выборов как таковых. Единственное, на что можно сослаться, — это на то, что выбор стоял между девальвацией и электоральной кампанией. С другой стороны, возможно, власть опасается, что из-за осложнений финансово-экономической обстановки вырастет уровень социальной напряженности в стране.

Гульжана Карагусова, депутат парламента Казахстана:

Я выскажу свою личную точку зрения. Вы видите, что происходит в мире? Вы видите, какое значение имеет сейчас внешний фактор. Смена власти и так далее, и так далее. И это всех как бы «напрягает». С другой стороны, это дает возможность прорабатывать различные варианты.

Вместе с тем без преувеличения и лести можно сказать, что внешнему фактору Нурсултан Абишевич всегда уделял большое внимание. Учитывая специфику нашей страны, внешний фактор играет для нас огромное значение. Та же Украина, тот же Афганистан и Киргизия, которая, надеемся, войдет в единый экономический союз, это ведь тоже очень неспокойный регион. И вот в связи с этим нам как бы говорят: «Ребята, не дергайтесь, в ближайшие пять лет у нас ничего не изменится».

Гульжана Карагусова, депутат парламента Казахстана.Гульжана Карагусова, депутат парламента Казахстана.

Второе — это внутренний фактор, это вопрос реализации социальной программы «Нурлы жол». Она рассчитана до 2020 года. А кто его знает, вдруг она не будет выполнена? Поэтому программа инициирована президентом, вот, давайте он сам ее до конца и доведет. Поэтому в совокупности, в этих условиях досрочные выборы — это очень хороший вариант.

Аркадий Дубнов, эксперт по странам СНГ:

Я не думаю, что это большая сенсация. Этот сценарий, думаю, рассматривался как возможный еще в прошлом году, когда стало ясно, что впереди довольно серьезные экономические испытания для Казахстана и всего постсоветского пространства в связи с экономическим кризисом в России, который вызван и падением цен на нефть, и санкциями Запада из-за политики Кремля в отношении Украины.

Аркадий Дубнов, эксперт по странам СНГ.Аркадий Дубнов, эксперт по странам СНГ.

Дело в том, что для таких стран, как Казахстан, и других стран Центральной Азии следовать политической конъюнктуре в ущерб попытке установить устойчивые электоральные демократические традиции, которые не могут быть сдвинуты, важнее и такие интересы всегда превалируют.

Вот уже третий десяток лет в странах с автократическим стилем правления политический процесс осуществляется только с целью сохранения действующего режима. Более того, сегодня в мире это уже не воспринимается как некое покушение на демократию, поскольку турбулентность международных процессов, она настолько угрожает международной стабильности, что мировые центры силы (державы) гораздо больше ценят стабильность и прогнозируемость таких режимов. 

Тут была мобильная реклама Тут была реклама

Комментарии

Author Бауржан
Редактировать / Удалить/ Цитировать
19-фев-2015, 16:23

Я буду только рад если решат досрочно, буду голосовать за нашего Елбасы, он мужик умный, стратег, поднял Казахстан с колен, сейчас нам нужно дальше расти и развиваться, тем более следующий год обещает больше забот, и на выборы уже времени не будет.

Author Kamila
Редактировать / Удалить/ Цитировать
19-фев-2015, 16:51

полностью согласна с Досымом, какая разница когда, сейчас или через год, и вообще нужны ли они, ведь все равно нам нужен Назарбаев, для достижения и решения поставленных целей.

Камила молодец, хорошо сказала, нам нужен НАН и это все, какая разница когда )) все равно буду голосовать за него. :)

Author Patriot
Редактировать / Удалить/ Цитировать
20-фев-2015, 14:29

Я считаю это политическая необходимость, учитывая все происходящее в мире, нужно подстраиваться и быть коммуникабельной страной, принимать решения сегодня, а не ждать с неба чудес.

Author Индира
Редактировать / Удалить/ Цитировать
21-фев-2015, 16:05

интересно высказался по ээтому поводу Аркадий Дубнов, да это похоже на шахматную игру, где нужно быть готовым ко всему. Игра престолов одним словом )

Author Альберт
Редактировать / Удалить/ Цитировать
22-фев-2015, 15:04

Думаю все таки это большая политика, нацеленная на опережеие событий, как мне кажется сейчас все соседние страны в тяжелом положении из-за санкции против россии, поэтому нужна подушка безопасности, против западной кампании.

Author Вася
Редактировать / Удалить/ Цитировать
23-фев-2015, 14:46

я согласен Гульжаной Карагусовой, возможно это связано с программой Нурлы жол 2020, пусть президент сам ее доводит до конца

Author Гульнар
Редактировать / Удалить/ Цитировать
24-фев-2015, 11:42

поддерживаю Карагусову и Дубнова скорее всего это реальные факты из за которых решают вопрос о проведении досрочных выборов.