14977 23-01-2015, 01:30

Аблай Мырзахметов: за одного битого двух небитых дают

Глава Национальной палаты предпринимателей РК Аблай Мырзахметов относится к числу наиболее противоречивых персонажей новейшей истории Казахстана. С одной стороны, человек, осужденный по обвинению в растрате госсредств, с другой - виртуозный менеджер, "смотрящий" за бизнесом, который, несмотря на наличие судимости, не утратил доверия власти и сегодня входит в состав комиссии по контролю за расходованием средств, выделенных из Национального фонда.

 

Путь в небо", или "Контора" веников не вяжет, а кует миллионы
Персона Аблая Мырзахметова всегда вызывала повышенный интерес. Одни, как Булат Абилов, называли его "вундеркиндом" ("в 15 лет окончил школу, поступил в МГУ, и закончил университет с отличием"), который исключительно благодаря своим способностям уже в 30 лет возглавил такую национальную компанию, как "Казахстан Темир Жолы", а в 32 получил пост министра транспорта и коммуникаций. И действительно, просто так в столь престижный вуз пареньку из южно-казахстанской глубинки вряд ли бы посчастливилось попасть, если только не брать в расчет наличие крутых родственников. Но таковых, если следовать вехам биографии Аблая Мырзахметова, у него на тот момент не имелось. Другие же, не исключая наличия сверхспособностей, считали, что "счастливую звезду" над этой политической фигурой зажгли намеренно, и вся заслуга Мырзахметова заключалась лишь в том, что он оказался в нужное время в нужном месте.
Конечно, мы не беремся утверждать, как там было на самом деле, но поразмышлять есть над чем. Например, на сайте http://www.nomad.su/ мы обнаружили информацию, датированную 2002 годом, и она, как нам кажется, хотя бы частично расставляет точки над i: "Мырзахметов - фигура, конечно, не такая одиозная, как некоторые другие (взять того же Какимжанова или Есенбаева), зато достаточно "интересная"… В 1992 году Мырзахметов окончил МГУ, а после окончания экономического факультета престижнейшего вуза страны Аблай попал в одну из тех подзабытых ныне "контор", которые дали путь в небо многим представителям тогдашней … "золотой молодежи" - концерн "Алтын-Алма". Также в публикации сообщалось, что за те несколько лет, в течение которых Мырзахметов проработал финансовым директором в этой "конторе", занимавшейся оптово-розничными поставками алкоголя, туристическим и развлекательным бизнесом, ею руководили такие известные личности, как Тимур Кулибаев, Серик Султангалиев, Кайрат Крымов, Улан Ксемаев, Рашид Кузембаев и прочие, как утверждалось в тексте, "олигархи". Впрочем, даже несмотря на такие подробности, вопрос, кто вел за ручку на Олимп Аблая Мырзахметова, всегда оставался открытым, поскольку к числу его покровителей СМИ с достаточным набором "доказательной базы" относили то Тимура Кулибаева, то Булата Утемуратова, а то и Рахата Алиева с Мухтаром Аблязовым.

 

Жертва интриг, или Правила сохранения реноме
Неизвестно, каких бы высот достиг Аблай Мырзахметов сегодня, учитывая изначальные темпы карьерного роста, если бы не 2002-й год, напалмом выжегший все его предыдущие достижения. Мырзахметов стал одним из первых представителей высшего эшелона власти, попавших под антикоррупционный пресс. Генпрокуратура обвинила молодого государственного менеджера и еще девятерых бывших работников КТЖ в создании организованной преступной группы, присвоении и растрате вверенного чужого имущества, подделке документов, лжепредпринимательстве, легализации денежного и иного имущества, приобретенного незаконным путем, а также в совершении хищений на сумму более 3,3 млрд. тенге. Естественно, Мырзахметов лишился министерской должности (к тому моменту он уже возглавлял Минтранском) и предстал перед судом, который признал его виновным практически во всех инкриминируемых деяниях. Правда, казахстанская Фемида оказалась к нему благосклонной и, приняв во внимание хорошие характеристики с места работы и неудовлетворительное состояние здоровья, проявила милосердие. Приговор в отношении Мырзахметова звучал так: пять лет лишения свободы с конфискацией имущества, да и то условно, а также лишение права занимать руководящие посты в госорганах в течение двух лет. Впрочем, гуманный казахстанский суд сделал маленькую, но существенную оговорку: Мырзахметов должен был возместить нанесенный его действиями государству ущерб, который выражался в просто гигантской сумме - свыше одного миллиарда тенге (кстати, до сих пор, спустя 12 лет после оглашения приговора, неясно, исполнил осужденный решение суда или нет).
Следует напомнить, что уголовное дело в отношении Мырзахметова рассматривалось в эпоху судебного преследования лидеров "Демократического выбора Казахстана". И наказание, которое настигло выпускника МГУ, сделавшего головокружительную карьеру на "железке", не могло не вызвать вопросов даже у маститых юристов, поскольку, например, Аблязов и Жакиянов за гораздо меньший ущерб, нанесенный государству, получили более серьезные сроки, причем сроки реальные. В этой связи в далеком 2003 году публицист Казис Тогузбаев писал: "Вместе с тем мы могли наблюдать с самого начала уголовного дела Аблая Мырзахметова довольно странные вещи: несмотря на очевидную тяжесть инкриминируемой ему вины, ему фактически предоставляется своего рода "режим наибольшего благоприятствования". Власть все время при этом как бы демонстрировала - мол, вот, посмотрите на него, он хоть и сукин сын, но это наш сукин сын!
И в этой связи совершенно нетрудно было предугадать исход судебного процесса над Аблаем Мырзахметовым, что ему будет назначено всего лишь символическое наказание". А затем автор и вовсе поделился "пророческими" предположениями: " Он (Аблай Мырзахметов - прим. ред.) - всего лишь один из многих ему подобных, находящихся в обойме власти. Он и ему подобные действительно являют собой нечто, подобное патрону в обойме, который при необходимости власть вынуждена ронять, в зависимости от конкретных условий, то ли в пыль, то ли в навоз, для того, чтобы продемонстрировать чистоту своих помыслов. Но при этом власть хорошо запоминает то место, где она уронила этот свой патрон, чтобы затем его поднять, очистить и использовать".
Так, собственно, и произошло. Уже в 2005 году Аблай Мырзахметов вновь появился на арене - в Торгово-промышленной палате. К тому моменту он успел не только закончить аспирантуру МГУ, но и вернуться к истокам - к реальному бизнесу в компании DALA GROUP. По информации портала http://forbes.kz, эта компания "включает в себя АО "Eurasia Float Glass" (Кызылорда, производство листового стекла), ТОО "Комбинат "Фараб" (Туркестан, производство хлопка-сырца), ТОО "Altyn Dala Mining" (разработка Убинского и Ашалинского месторождений золота в ВКО), Dala Geo (разработка месторождения Северный Карамандыбас в Мангистауской области)".
Конечно же, возвращение Аблая Мырзахметова в публичную сферу не прошло незамеченным. Впрочем, памятуя о том, как за него в 2002 году заступались депутаты и бизнесмены, общественное мнение не стало предавать его анафеме - напротив, Мырзахметов из антигероя постепенно стал превращаться в героя. Вот только несколько комментариев того времени, оставленных пользователями на форумах:
"Почему никто не вспоминает железную дорогу до прихода Аблая? Задолженность по выплате зарплаты составляла более 6 месяцев, а в некоторых регионах намного больше. Инфраструктура была в плачевном состоянии. За время работы Аблая и его команды КТЖ стало одним из лидеров госпредприятий Казахстана, если не первым. Надо учесть, что вся работа по реанимации дороги проводилась без каких-либо дотаций со стороны государства. Это первое. Второе, программа реструктуризации железнодорожного транспорта была разработана командой Аблая. Если команда и ее руководитель воры, то почему этот документ никто не отменял, и на сегодняшний день КТЖ продолжает реструктуризацию согласно программе, разработанной ворами? Третье, что вменяли и вменяют Аблаю, действительно, ошибка, несовершенство законодательства. Никаких нарушений закона не было. Урон государству был нанесен, но это вина не КТЖ и не других госкомпаний, а тех людей, которые писали и принимали сегодняшние законы. В тот момент отказ от закупок при явно завышенных ценах вел за собой остановку работы КТЖ (ремонт локомотивов, подвижного состава, инфраструктуры и др.) Аблай хороший менеджер и его избрание президентом союза ТПП грамотный шаг со стороны властей. Нельзя терять таких менеджеров как Аблай".
Или вот еще: "Говорят же - от сумы и тюрьмы не зарекайся. А вы попробуйте подняться с колен после подобного падения. И еще - найдите человека, который реально работал с Аблаем и относится к нему без уважения? Недовольные, без вопросов, есть, но для всех мил не будешь. То, что человек смог удержаться на ногах после всех интриг, которыми Казахстан переполнен, говорит о многом".
"Как бы ни говорили, но на железной дороге он сделал много хорошего. Надо помнить, что в те 90-е годы был полный бардак в гос-ве, но он на ж.д. навел порядок, работникам погасил долги и повысил зарплаты, люди начали получать квартиры и т.д. То, что он не дался в бега, это говорит о том, что он не виноват, но его видимо сделали крайним. И, как это было модно в те времена, не был оппозиционером, как некоторые".
Да что там узын-кулак - политики и политологи в большинстве своем тоже считали Аблая Мырзахметова "жертвой системы", ставшей "разменной монетой" в противостоянии кланов. В частности, Петр Своик в 2003 году писал: "Мырзахметов - министр, абсолютно деполитизирован, и из старшего жуза… и чтобы убедительно посадить в тюрьму лидеров ДВК, надо обязательно осудить и такого вот Аблая. К тому же Мырзахметов - человек сами знаете кого, а в конфликте с "младотюрками" очень даже полезно дать таким способом намек-острастку и противоположной стороне. Наконец, Аблай, как говорят, менял "шефа", а это тоже наказуемо…"
Окончательно же "реабилитировал" нашего героя в 2011 году уже упомянутый Тимур Кулибаев. Представляя Мырзахметова в новой роли - главы НЭП "Атамекен", он заявил буквально следующее: "Аблая Мырзахметова я знаю со студенческих лет. Он учился со мной в одни годы в Москве. Был в его жизни нелегкий период, который он прошел достойно, и, как говорят, за одного битого двух небитых дают".

 

Новая жизнь, или Время неограниченных возможностей
На протяжении последних нескольких лет Аблай Мырзахметов уверенно входит в число наиболее 50 влиятельных казахстанских бизнесменов по версии журнала "Форбс", а с 2013 года возглавляет Национальную палату предпринимателей, объединившую под своей "крышей" практически миллион субъектов малого, среднего и крупного бизнеса. Уровень его влияния на принятие решений достаточно высок, так как НПП сегодня - это своего рода "экономическое правительство", и Мырзахметов в нем "рулевой", а "рулевым" позволено если не все, то очень многое. Но чем выше взбирается человек по выстроенной вертикали, тем чаще вспоминается строчка из песни группы ДДТ - "Новая жизнь никогда не дается даром".
Какова сегодняшняя миссия Мырзахметова? Как говорится, вопрос вопросов. Налаживание эффективных отношений между бизнесом и властью? Безусловно. И, надо признать, у него это неплохо получается. Проект НПП, несмотря на многочисленные противоречия, в том числе и законодательного характера, запущен, и ги¬гант¬ская роль в этом принадлежит непосредственно Мырзахметову - ему вовремя удалось снять напряженность, которую демонстрировало недовольное внедряемыми новшествами бизнес-сообщество. Свои функции палата выполняет, не вызывая нареканий или громких скандалов. Более того, все процессы, происходящие в НПП, в том числе и движение денежных средств, Мырзахметов старается сделать прозрачными. Он озвучивает уровень заработных плат сотрудников палаты, включая информацию о доходах руководящего состава, раскрывает механизм распределения обязательных членских взносов, которые бизнес платит палате за защиту своих интересов (по итогам прошлого года речь идет о 6 миллиардах тенге).
С другой стороны, есть ощущение, что эта роль - не единственная, которую предстоит сыграть Аблаю Мырзахметову. Помнится, как при создании НПП политолог Досым Сатпаев рисовал для этой структуры фантастические перспективы, заключающиеся в возможном ее превращении в мощнейшую политическую силу, востребованную в переходный период смены элит. И если рассматривать возможность такого варианта развития событий, то можно смело утверждать, что Аблай Мырзахметов придется как нельзя кстати. За последние десять лет он наработал просто гигантский авторитет среди представителей бизнеса, государственных и окологосударственных структур, продемонстрировал умение эффективно решать поставленные задачи и, что главное - "управлять массами". Кроме того, это один из немногих управленцев, не вызывающих бурной аллергической реакции у представителей различных элитных группировок, что опять же идет в плюс с точки зрения реализации потенциальных перспектив этой политической фигуры. Впрочем, все будет зависеть от того, окажется ли Аблай Мырзахметов, как и много лет назад, в нужное время в нужном месте.

Тут была мобильная реклама Тут была реклама

Комментарии