Когда пытаешься осмыслить ее призвание и жизнь, на ум приходит хрупкая вершина огромного айсберга, в основании которого незримо присутствуют великие певцы -братья Абдуллины, Ришат и Муслим, стоявшие у колыбели казахской оперы. Ришат- дедушка Карины. А Заур, сын Ришата и отец Карины,- в прошлом солист нашей оперы, певец божией милостью, в соловьиной гортани которого волшебным образом соединились тенор и баритон. А рядом с ними непременно надо назвать Ольгу Львову, маму Карины, пианистку - эта несущая в себе бездну очарования блондинка была ведущим концертмейстером нашего оперного театра…Наш гимн в Монако
Карина унаследовала весь этот мощный генотип, а потому рамки обыденной жизни временами становятся тесны, и тогда вполне уместно звучат слова ее партнера по дуэту Булата Сыздыкова, обращенные к ней: "Мой маленький вулкан". И не поймешь, то ли в словах этих восхищение, то ли укор, а, быть может, и то, и другое одновременно.
Не убоимся упрека в банальности и скажем расхожую истину: талантливый человек во всем талантлив. Слова песен, которые она поет, Карина сочиняет сама, равно как и музыку к песням. Она окончила музыкальную спецшколу-одиннадцатилетку для особо одаренных детей, а потом и консерваторию по классу фортепиано. И если бы не песенная стихия, которая забрала все ее помысли, силы, все ее время, она была бы концертирующей пианисткой. Во всяком случае, маэстро Абдрашев в свое время подвигнул ее выступить с симфоническим оркестром, исполнить "Голубую рапсодию" Джорджа Гершвина и 1-й концерт для фортепиано с оркестром Родиона Щедрина.И уже не удивляет, а лишь слегка озадачивает (как же она все это успевает?), когда слышишь на волне радио "Классика" ее авторскую программу "Диалог". Но это все как бы в русле ее творческих устремлений. А вот днями я поднялся в салон самолета и, готовясь к взлету, взял из кармашка впереди стоящего кресла журнал, раскрыл его и…и прочел сообщение, которое меня и впрямь удивило: скоро официальным голосом самой крупной нашей авиакомпании "Эйр Астана" станет голос Карины Абдуллиной. Собственно, с этого удивления и началось мое с ней интервью.
- Знаете, что касается голосов, которые нас приветствуют в авиалайнере перед полетом, то это особая тема, - сказала она. - Хотим мы этого или нет, но каждый раз, поднимаясь на борт самолета, мы волнуемся, хотя не все в этом признаются. И если тебя встречает приятный, располагающий к себе голос, у тебя больше шансов расслабиться. Я с удовольствием приняла это предложение, и здесь мне помогла моя работа на радио. Да, я знала, что у меня приятный голос, когда я пою, но я не придавала значения тому, что он приятен, когда я говорю. Ко мне подошел как-то водитель маршрутного такси: "Всегда слушаю,- говорит, - вашу передачу на радио "Классика". Порой не понимаю, о чем идет речь, но голос ваш слушать приятно". Работа с "Эйр Астана" близится к завершению, работа непростая. Одно дело говорить просто так, сидя за столом, и другое, когда знаешь, что тебя будут слушать миллионы людей. Надеюсь, мой голос станет другом часто путешествующим пассажирам, к которым отношусь и я сама.
- Объясните мне еще одну вещь. Я прочел в Интернете, что вы каким-то образом связаны с боксом…
- Все очень просто. Наша группа "Мюзикола" часто выступает в Караганде, на родине Булата Сыздыкова. Там мы и познакомились с непобедимым, всемирно известным боксером Геннадием Головкиным. Он пригласил нас с Булатом в Монте-Карло исполнить гимн Казахстана перед поединком Геннадия с соперником из Ганы, что мы и сделали с большой гордостью за свою страну. Я надела казахские национальные украшения, а Булат решил играть свою партию не на гитаре, а на домбре, которой, как выяснилось, он прекрасно владеет. Выступление получилось замечательным, особенно оно понравилось принцессе Монако Шарлин. Выстроилась очередь желающих сфотографироваться с Булатом, он показался всем крайне экзотичным с домброй. Всех интересовало, что же это за музыкальный инструмент, у которого всего две струны. Все это транслировалось по шестидесяти телеканалам мира.
А Геннадий Головкин, конечно же, победил, в очередной раз нокаутировав соперника.
"Девочка в платьице белом"
- Великолепный пиар-ход! Вообще, ваше имя на слуху, публика вас любит, государство не обходит стороной своими знаками внимания. Детство ваше было освящено и согрето присутствием звезд первой величины. Вы довольны тем, как сложилась и складывается ваша творческая судьба? Что вы хотели бы в ней изменить?
- С малолетства я знала, что дедушка служит в театре, что там работают папа и мама. Изредка я забегала туда как к себе домой. Но истинное осознание того, что это были за люди, чьи гены я унаследовала, пришло только тогда, когда они один за другим стали уходить. Ушла из жизни мама, совсем молодая. Уснула вечером и утром не проснулась. И вот когда я студенткой осталась одна, то вдруг поняла, как мне катастрофически не хватает этих удивительных людей, каждый из которых был уникальной личностью. Людей, подобных им, я просто не вижу вокруг, возможно, поэтому круг общения у меня ограничен. Многие считают меня заносчивой, даже высокомерной, но я просто не общаюсь с теми, кто мне неинтересен.
Папа ушел от нас, когда я была еще девочкой. Ему сейчас 69, он, слава богу, жив-здоров и называет себя "вольный сын эфира". Мы жили с мамой вдвоем. И для меня самая большая беда -ее уход из жизни. Я так хотела бы, чтобы мама была сегодня рядом, чтобы она увидела, насколько я стала самостоятельной в жизни, и порадовалась моим успехам. Мамы не стало, когда я только-только спела свой первый хит "Девочка в платьице белом". Мы жили очень скромно, даже более чем скромно, мы жили бедно. Мама работала в двух местах, но денег все равно не хватало. И когда мне было 14 лет, я совершенно случайно попала во Дворец школьников, и моя подружка-одноклассница затянула меня в подростковый вокально-инструментальный ансамбль. Я училась в музыкальной школе имени Байсеитовой для одаренных детей и в 14 лет уже прекрасно играла на фортепиано. Но подружка заявила: "Клавишницей буду я", - она тоже была пианисткой. "А что буду делать я?" - "Петь". Руководитель ансамбля ныне покойный Канат Мукаев сразу разглядел во мне и талант, и ответственность. Стал брать меня на свадьбы. В 14 лет я заработала свой первый рубль, когда за свадьбу платили 100 рублей. Но я не в обиде на Каната, я ему благодарна, он научил меня ценить заработанные деньги. Потом я стала получать 3, 5, 10, 15, 25, а по окончании школы уже 100 рублей за свадьбу. В неделю их было две или три. И это в то время, когда моя мама получала 120 рублей в месяц. Музыка стала для меня источником дохода. Но несмотря на это, я - человек с академическим образованием, для меня по-прежнему классическая музыка - начало всех начал, я занимаюсь ею, веду авторскую передачу на радио "Классика". Но раннее приобщение к работе мне очень пригодилось в жизни, я выросла самостоятельным человеком. На четвертом курсе консерватории я осталась одна, но я была уже сформировавшейся личностью, известной на всю страну молодой певицей. Странно, но почему-то только мне передался талант музыканта, только я стала продолжательницей славных музыкальных традиций семьи Абдуллиных в третьем поколении. Вообще-то, славой я не кичусь, но тут - горжусь, имею право. Такая вот вершина айсберга.
- К тому же была "Голубая рапсодия" Гершвина, был концерт для фортепиано с оркестром Щедрина…
- Все это было, но я уже всерьез занялась современной музыкой, появилась группа "Мюзикола", начались гастроли, и заниматься каждый день по несколько часов игрой на фортепиано стало просто некогда.
- То есть жизнь стала диктовать свои условия?
- Я хотела хорошо жить, не так, как жили мы с мамой. Когда нечем платить за квартиру, когда в холодильнике пусто - я не хотела так жить. Сегодня, когда меня спрашивают, что вы считаете самым большим своим достижением, я отвечаю: как ни странно, самым главным своим достижением я считаю свободу. Я могу позволить себе проснуться, во сколько я хочу. Поехать туда, куда я хочу. Живу я в своем небольшом уютном мирке, куда никого не пускаю, и это считаю своим большим достижением.
"Арман жолдар"
- Если можно, чуть подробнее о группе "Мюзикола" - как она возникла в вашей жизни?
- Случайно. Мой коллега по группе Булат Сыздыков - гитарист, музыкальный продюсер, человек тонкого вкуса, с очень высоким интеллектом, мой самый близкий, самый лучший друг. Мы вместе уже 22 года. Он старше меня и, соответственно, опытней. В 1992-м он был задействован в очень крупном проекте Максима Дунаевского "Американец в перестройке",но проект завершился из-за кончины главного продюсера с американской стороны. Булат был уже известным гитаристом, до этого работал в группах "А-Студио", "Арай", с Розой Рымбаевой в ансамбле "Гульдер". И вот он приехал в Алматы и решил создать свою группу. Ему нужна была девушка на подпевки. Я уже пела на свадьбах, меня многие знали. Он пришел в школу, весь такой знаменитый, солидный, интересный, красиво одетый. И говорит мне: хотел бы тебя послушать. А я была застенчивой, испугалась, даже спряталась от него. Он меня нашел, успокоил, послушал, как я пою. И решил, что я буду не девушкой на подпевках, а солисткой, а он гитаристом, и мы будем выступать вдвоем. И стали мы с ним вместе что-то делать, придумывать, сочинять. У меня с детства был дар сочинительства стихов и песен, в семье на это внимания не обращали, все были талантливы и знамениты. А сейчас это стало отчасти источником моего дохода, потому что я пишу много песен - и музыку, и слова. Я просто физически не успеваю сама их все исполнить, и песни мои исполняют знаменитые артисты. А "Мюзикола" живет и здравствует уже 22 года. Мы создали десятки хитов, ни один музыкальный коллектив в Казахстане не может похвастать такой плодовитостью и стабильностью, ведь мы ни разу не поменяли свой состав, так и выступаем вдвоем. У нас и разногласий-то нет, поскольку мудрый Булат с самого начала все поставил 50 на 50. Он сказал: ты получаешь половину, и я получаю половину. И вкладываемся тоже пополам. Так мы и работаем по сегодняшний день. Большинство артистов ругаются именно из-за денег, а у нас такой проблемы нет. Интеллектуально мы тоже вкладываемся пополам: как-то само собой получилось, что я пишу песню, он ее аранжирует; я пишу тексты, он сочиняет и записывает партию гитары. У нас своя современно оснащенная студия, и мы все делаем вдвоем. Иногда прибегаем к помощи других аранжировщиков. Например, есть замечательный музыкант Виктор Хоменков, мы с ним часто работаем. У нас много оригинальных песен, а в нашем деле главное - репертуар. Причем наши песни известны - начиная с хита далекого 1995 года "Девочка в платьице белом" на слова Еркеша Шакеева. Много запоминающихся и красивых песен на казахском языке - "Арман жолдар", "Колыбельная", они стали знамениты на весь Казахстан и за его пределами.
Под звездою Мустафы Шокая
- Наверное, тут есть и элемент везения?
- Едва ли. Я очень невезучий человек. Если я стою в очереди, то на мне она кончается, если я иду за чем-нибудь в магазин, того, что мне надо, обязательно не будет. Но в жизни мне дважды крупно повезло. Первый раз - когда меня разыскал Булат Сыздыков, и второй - когда режиссер Нарымбетов пригласил меня сниматься в фильме "Мустафа Шокай", где я исполнила роль Марии, жены главного героя. "Мюзикола" стала делом моей жизни, а Булат - моим лучшим другом. Говорят, дружбы между мужчиной и женщиной не существует, но я могу сказать, что истинная дружба только и возможна между мужчиной и женщиной, потому что им не в чем конкурировать. Женщина всегда будет завидовать другой женщине. Все мои близкие подруги закончились в один день, когда я стала знаменитой. Мужчины будут соперничать друг с другом из-за тех же самых женщин, из-за денег, из-за славы и власти. А мужчине с женщиной делить нечего, их объединяет стремление созидать. Наша дружба с Булатом - тому пример. Нас сто раз женили, разводили, а мы не муж и жена, но по-прежнему вместе, и наши песни все так же звучат. Мы с ним друзья.
- А Нарымбетов?
- Он увидел меня в программе с Павлом Глобой, и когда оператор крупно навел камеру на мои глаза, произнес:"Вот - это глаза моей героини, найдите ее".И я, будучи человеком крайне самокритичным, сыграв в кино впервые в жизни и увидев себя на экране, осталась довольна собой. Фильм этот часто показывают по телевизору, я смотрю его от начала до конца, мне нравится его смотреть. Я считаю это большим успехом, и, конечно, здорово то, что фильм уже вошел в историю казахского кино. Когда я играла женщину прошлого века, я поняла, что с моими данными мне надо было родиться именно тогда. Как красиво на мне сидели эти костюмы, к лицу были прически и макияжи тех дней. К тому же фильм частично снимался в Праге, там потрясающие гримеры и особая аура, я чувствовала себя безраздельно погруженной в ту эпоху, я чувствовала с ней полную гармонию, и это видно на экране.
"Колыбельная" и шоу-бизнес
- Вам повезло не дважды, а трижды - Бог даровал вам талант…
- Да, на природу мне грех обижаться.
- Слушаю вас и думаю о том, что вы, быть может, не прилагая особых усилий, удачно встроились в рыночные отношения.
- Было такое время!
- К тому же вам не пришлось расталкивать локтями соперниц. Но почему вы столь категорично отвергли все вопросы о шоу-бизнесе? Вы как раз очень яркий его представитель…
- Бизнес в моем понимании - это математика, а я в точных науках никогда не была сильна еще со школьной скамьи, как бы преданно ни смотрела в глаза учителям. Чтобы заниматься шоу-бизнесом, надо иметь бизнес-жилку, которой я напрочь лишена. Бог дал мне много талантов, за исключением одного: со школьной скамьи, повторяю, химия, физика, математика были не для меня. Мое счастье, что мне встретился Булат, и все, что касается финансовых и организационных вопросов, он взял на себя. Организация выступлений, съемки видеоклипов, продвижение их на рынок - все лежит на нем, я к этому отношения не имею. Я перфекционист, человек, одержимый стремлением к совершенству, моя стихия - творчество и только творчество, я стараюсь заниматься только тем, что у меня получается хорошо, и сторонюсь того, в чем не разбираюсь. Так что в шоу-бизнесе я ничего не смыслю. Я же сказала, что одним из главных своих достижений я считаю свободу, которую я очень ценю. Я не гонюсь за какой-то бешеной популярностью, меня устраивает то, что я имею.
Big apple Карины Абдуллиной
- А для кого вы поете? Ваша публика - кто это?
- Удивительно, но это люди разных возрастов, - и молодежь, и люди зрелого возраста, и пожилые. Но, как правило, это интеллектуалы. Смотрю на этих людей и вижу в их глазах мысль. Это люди, конечно, с тонким вкусом. Так что песни "Мюзиколы" не для широких масс. Круг наших поклонников не очень широк, но поклонники есть, а значит, есть стимул работать дальше.
- Как вы выходите на публику, и как публика выходит на вас? Очевидно, тут немаловажную роль играет телевидение?
- Нет, сейчас главную роль играет Интернет. Люди, которые целенаправленно ищут того или иного артиста, могут войти в "Поиск" и, если артист востребован, тотчас найти о нем всю необходимую информацию. У нас есть свой сайт, который работает уже много лет. Мы сами никому в объятия не бросаемся, себя никому не навязываем. Просто сидим, пишем музыку, и нас периодически куда-то приглашают. К сожалению, не так много в Казахстане городов, где организуются большие интересные концерты. Один из таких городов - Караганда, где очень хорошо работает управление культуры. Оно ежегодно проводит концерты, приуроченные ко Дню шахтера и прочим значимым событиям. Недавно, например, мы выступали на концерте, посвященном 80-летию города. Часто выступаем и в Астане, ездим за границу на фестивали, представляя нашу страну.
- Но стадионы вы не собираете?
- А зачем? Я прошла через это в свои 17 лет, когда стала знаменитой на всю страну. Сейчас ко мне подходят на улице здоровенные, высокие парни и озадачивают своими признаниями: "Спасибо вам, мы на ваших песнях выросли". И тут я вспоминаю: мне же было 17 лет, когда я спела "Девочку в платьице белом", а этим парням, наверное, было лет по 10, так что все совпадает. Мы в свое время и стадионы собирали, и весь бывший Союз объездили, и заграницу не обошли своим вниманием…
- Да, вы же выступали в Австралии! Вы получили Гран-при на конкурсе "Утренняя звезда" в Москве и завоевали первое место в Международном конкурсе "Big apple" в Нью-Йорке…
- Я уж и подзабыла об этом. Так что все это было у меня, а сейчас я могу позволить себе жить спокойно и пребывать в своей свободе. Когда у тебя слишком много публики, тогда у тебя и слишком много ответственности. Вот вы обронили в беседе со мной: "У вас есть имя". А разве этого мало? Ведь для того, чтобы иметь имя, которое говорит само за себя, имя, которое уважают в народе, надо было упорно работать немало лет. Имя просто так не появляется, если только ты не родился потомком монарха. А так - заработай имя трудом и талантом. Смею вас заверить, я очень много трудилась, чтобы прийти к сегодняшнему результату.
Адольф АРЦИШЕВСКИЙ.