На отечественной эстраде сплошной звездопад – небо просто в алмазах! Два притопа, три прихлопа, что-то там проверещал, прокукарекал, и вот вам – новая звезда. А что? Мордашка симпатичная, фигурка что надо. А главное – где-то в первом ряду сидит скромно так агашка-толстосум. Администратор заискивающе ловит его взгляд. Еще бы! Аренда зала оплачена сполна, билеты раскуплены. А то, что голосок так себе, средненький, и песня не фонтан, так мы ее заставим фонтанировать. Отстегнем сколько надо на ТВ, раз десять-двадцать прокрутим в телеэфире, и молодежь будет подпевать и аплодировать, требуя исполнить вновь и вновь новоявленный шлягер.
Димаш как свет в окошке
– Возможно, мы преувеличиваем, хотя…
– Хотя истина рядом, – говорит доктор искусствоведения, профессор, педагог, музыковед и культуролог Асия Мухамбетова. – Вы говорите: небо в алмазах. Какие там алмазы? Как поется в знаменитой песне, «тускло звезды мерцают». За исключением разве что Димаша Кудайбергена, это и не звезды даже, а так – одно недоразумение. В советское время ругали идеологический диктат и цензуру. Может, и правильно ругали. Но стоило их упразднить, пустить все на самотек, и сразу выяснилось, что стало много хуже. Тогда был хоть какой-то контроль за качеством духовно-эстетической продукции. Сейчас планка опустилась, как говорится, ниже плинтуса. И на головы наши обрушился весь этот псевдомузыкальный хлам.
– А вы представьте себе, какой поднимется ор, если вновь будет введена цензура…
– Да это и невозможно сегодня. Интернет цензуре неподвластен. Но вот эта полная свобода всего и во всем привела ко вседозволенности, которую не обуздать. Это с одной стороны, а с другой – нет внятной культурной политики. Она вроде бы и есть, но контуры ее размыты. Нет должного контроля за тем, куда и как движется эта сфера нашей жизни. И хотя стихию творческую не остановишь, но обнаружился ее губительный крен в сторону коммерциализации. Эстетический уровень звучащей песни мало интересует представителей шоу-бизнеса…
– И тем не менее – у вас ведь есть на слуху какие-то имена. Кайрат Нуртас, например.
– Я не могу проникнуться всей глубиной его творчества. И мне непонятен ажиотаж вокруг его концертов.
– Мне довелось писать об актрисах Казахского ТЮЗа, увлеченных вокалом. Они вроде бы неплохо поют, но чтобы дать сольный концерт, нужно арендовать зрительный зал, а это немыслимая для них сумма…
– Конечно. Но об этом вы уже сказали в самом начале. Несколько лет назад мои студенты пробились к участию в большом концерте. Они с энтузиазмом откликнулись. Однако в последнюю минуту выяснилось: каждый из них должен пройти процедуру нанесения макияжа, и только после этого можно выйти на сцену. Процедура стоила сто долларов. То есть это была плата лишь за то, чтобы ты вышел на сцену. Такова данность, с которой приходится считаться. Участь таланта, попавшего в мясорубку шоу-бизнеса, незавидна. С его помощью высосут как можно больше денег, а потом отбросят как отработанный материал. Тут многое зависит от продюсера. Повезло в свое время 15-летней Миррей Матье. В ней, провинциальной девчонке из огромной семьи, продюсер сумел разглядеть жемчужное зернышко. Она бы так и ставила почтовые штемпеля на конверты, если бы не этот мудрый человек. Увидел, услышал, понял, что можно сделать из этого голоса. И сделал. Что-то подобное было и с Розой Рымбаевой. Тоже девчонка из глубинки. Тоже нашелся человек, наделенный редким даром видеть талант, и вывел ее в люди. Когда после исполнения «Алии» к ней пришел первый успех, ее стали зазывать в консерваторию: надо, мол, голос поставить, а она отказалась: «Ни за что!», – чем и спасла свой редчайшей красоты голос от стандартной шлифовки, которая сейчас называется «академический вокал».
А наша гордость нынешняя Димаш Кудайберген? Он ведь появился у нас на одном из конкурсов, что-то пропел, но никто ничего не расслышал. И все же по счастью кто-то его записал, запись пошла в народ, и народ оценил! Китайцев Димаш поставил на уши. Президент взял его в свою поездку во Францию, дипкорпус Димашу устроил овацию.
– О чем это говорит?
– О том, что у нас еще не сложилась культура продюсерская. А мальчик действительно талантливый. Очень! Есть одна опасность – он не щадит себя, эмоционально выкладывается весь, может быстро растратить силы. Но я надеюсь, что его родители и учителя, которые выпестовали такой уникальный голос и такой высочайшего класса артистизм, уберегут его.
Выживает сильнейший
– И все-таки у того же Кайрата Нуртаса есть в голосочке какая-то потаенная вибрация, которую ловит молодежь и которая откликается в ее душе…
– Все так. Но повторяю: выросло поколение людей, которые не знают традиционной музыки и песни, некогда так привольно звучавшей на радио и телевидении. Сейчас совсем другой музыкальный язык, сейчас по каналам гонят попсу, а звездами называют кого ни попадя. Вот у нас с вами на памяти настоящие звезды. Жамал Омарова, братья Абдуллины – Ришат и Муслим. Нынешнее поколение и не слышало этих имен. А Роза Багланова? Звезда из звезд! Голос, может, и не сильный, но чистый и светлый, как родниковая вода. Ее знал весь Советский Союз. Как ни странно, она была невероятно эротичной. Если той же Мэрилин Монро нужна была воздушная юбка, которую приподнимает порыв ветра, то у Розы Баглановой в одежде – никаких вольностей. Сама скромность, сама застенчивость. Но в походке было нечто, сводившее мужчин с ума. Помню, я приболела, лежала в больнице. Нам объявили, что в актовом зале будет благотворительный концерт Баглановой. Пришла на час раньше. Зал – битком, ни одного свободного места. В основном мужчины. Они тоскуют и всегда тосковали по женской красоте. Жила бы Роза Багланова на Западе, была бы миллиардершей.
– Эротика эротикой, но ведь у нее был изумительный голос…
– О, да! Она им владела артистично.
– Но тогда еще не было телевидения...
– К величайшему сожалению! Тем более – почему бы сегодня Багланову не показывать по ТВ? А наш Ермек Серкебаев, который, как и Муслим Магомаев, был великим оперным певцом и прекрасно пел эстрадные песни. А братья Абдуллины, близнецы, у Ришата – баритон, у Муслима – тенор. Какая сердечность была в их манере пения! Они тоже могли бы преподать мастер-класс нынешнему поколению певцов.
– У нас ведь есть их племянница, тоже певица…
– Да-да, Карина Абдуллина. Тоже хорошенькая, и голос душевный. Это у нее династийное, у Карины отец был солистом оперного театра. А сверх того – она сама пишет песни. Но что-то последние лет 10-15 я не вижу, не слышу ее.
– Как раз ее, наверное, не грех назвать звездой или хотя бы звездочкой?
– Само собой. Но вот на телевидении нашем я в последние годы ни разу ее не видела. Карина была инициатором юбилея братьев Абдуллиных, который очень достойно прошел в оперном театре. Не знаю, был ли показ на нашем ТВ? Телеканалы России часто показывают певцов и артистов прошлого. Быть может, у нас все же сохранились записи для подобных передач.
– Любопытно, чем руководствуется ТВ, составляя свои атласы звезд шоу-бизнеса?
– Да все тем же! Тугой кошелек – главный полюс тяготения. Состоятельные люди у нас не скупятся, приглашая сверхпопулярных звезд. Когда-то давно Булат Абилов зазвал на какое-то торжество Аллу Пугачеву. В одном из телеинтервью его спросили: «Правда ли, что вы заплатили ей сто тысяч зеленых?» – «Неправда, – ответил он. – Я заплатил ей сто двадцать тысяч». Так что денежные люди у нас есть, в том числе и в шоу-бизнесе. Они, наверное, и делают погоду.
– Когда-то существовала такая телепередача «Алло, мы ищем таланты». Она имела колоссальный успех и была очень продуктивной. Возможно ли такое сейчас?
– Это была, как теперь говорят, франшиза. Ее купило и небезуспешно использовало российское ТВ, а потом и наше. Но все это в прошлом. Жизнь продолжается. И как бы там ни было, но появляются и самородки, и просто талантливые люди. Хотелось бы, конечно, чтобы процесс этот был более осмысленным. Пока что все идет по Дарвину: выживает сильнейший.