ПЯТНИЦА, 17 НОЯБРЯ 2017 ГОДА
1634 Сегодня, 00:21

Казахский шоу-бизнес: и это они смеют называть творчеством?

На отечественной эстраде сплошной звездопад – небо просто в алмазах! Два притопа, три прихлопа, что-то там проверещал, прокукарекал, и вот вам – новая звезда. А что? Мордашка симпатичная, фигурка что надо. А главное – где-то в первом ряду сидит скромно так агашка-толстосум. Администратор заискивающе ловит его взгляд. Еще бы! Аренда зала оплачена сполна, билеты раскуплены. А то, что голосок так себе, средненький, и песня не фонтан, так мы ее заставим фонтанировать. Отстегнем сколько надо на ТВ, раз десять-двадцать прокрутим в телеэфире, и молодежь будет подпевать и аплодировать, требуя исполнить вновь и вновь новоявленный шлягер.

Димаш как свет в окошке
– Возможно, мы преувеличиваем, хотя…
– Хотя истина рядом, – говорит доктор искусствоведения, профессор, педагог, музыковед и культуролог Асия Мухамбетова. – Вы говорите: небо в алмазах. Какие там алмазы? Как поется в знаменитой песне, «тускло звезды мерцают». За исключением разве что Димаша Кудайбергена, это и не звезды даже, а так – одно недоразумение. В советское время ругали идеологический диктат и цензуру. Может, и правильно ругали. Но стоило их упразднить, пустить все на самотек, и сразу выяснилось, что стало много хуже. Тогда был хоть какой-то контроль за качеством духовно-эстетической продукции. Сейчас планка опустилась, как говорится, ниже плинтуса. И на головы наши обрушился весь этот псевдомузыкальный хлам.
– А вы представьте себе, какой поднимется ор, если вновь будет введена цензура…
– Да это и невозможно сегодня. Интернет цензуре неподвластен. Но вот эта полная свобода всего и во всем привела ко вседозволенности, которую не обуздать. Это с одной стороны, а с другой – нет внятной культурной политики. Она вроде бы и есть, но контуры ее размыты. Нет должного контроля за тем, куда и как движется эта сфера нашей жизни. И хотя стихию творческую не остановишь, но обнаружился ее губительный крен в сторону коммерциализации. Эстетический уровень звучащей песни мало интересует представителей шоу-бизнеса…
– И тем не менее – у вас ведь есть на слуху какие-то имена. Кайрат Нуртас, например.
– Я не могу проникнуться всей глубиной его творчества. И мне непонятен ажиотаж вокруг его концертов.
– Мне довелось писать об актрисах Казахского ТЮЗа, увлеченных вокалом. Они вроде бы неплохо поют, но чтобы дать сольный концерт, нужно арендовать зрительный зал, а это немыслимая для них сумма…
– Конечно. Но об этом вы уже сказали в самом начале. Несколько лет назад мои студенты пробились к участию в большом концерте. Они с энтузиазмом откликнулись. Однако в последнюю минуту выяснилось: каждый из них должен пройти процедуру нанесения макияжа, и только после этого можно выйти на сцену. Процедура стоила сто долларов. То есть это была плата лишь за то, чтобы ты вышел на сцену. Такова данность, с которой приходится считаться. Участь таланта, попавшего в мясорубку шоу-бизнеса, незавидна. С его помощью высосут как можно больше денег, а потом отбросят как отработанный материал. Тут многое зависит от продюсера. Повезло в свое время 15-летней Миррей Матье. В ней, провинциальной девчонке из огромной семьи, продюсер сумел разглядеть жемчужное зернышко. Она бы так и ставила почтовые штемпеля на конверты, если бы не этот мудрый человек. Увидел, услышал, понял, что можно сделать из этого голоса. И сделал. Что-то подобное было и с Розой Рымбаевой. Тоже девчонка из глубинки. Тоже нашелся человек, наделенный редким даром видеть талант, и вывел ее в люди. Когда после исполнения «Алии» к ней пришел первый успех, ее стали зазывать в консерваторию: надо, мол, голос поставить, а она отказалась: «Ни за что!», – чем и спасла свой редчайшей красоты голос от стандартной шлифовки, которая сейчас называется «академический вокал».
А наша гордость нынешняя Димаш Кудайберген? Он ведь появился у нас на одном из конкурсов, что-то пропел, но никто ничего не расслышал. И все же по счастью кто-то его записал, запись пошла в народ, и народ оценил! Китайцев Димаш поставил на уши. Президент взял его в свою поездку во Францию, дипкорпус Димашу устроил овацию.
– О чем это говорит?
– О том, что у нас еще не сложилась культура продюсерская. А мальчик действительно талантливый. Очень! Есть одна опасность – он не щадит себя, эмоционально выкладывается весь, может быстро растратить силы. Но я надеюсь, что его родители и учителя, которые выпестовали такой уникальный голос и такой высочайшего класса артистизм, уберегут его.

Выживает сильнейший
– И все-таки у того же Кайрата Нуртаса есть в голосочке какая-то потаенная вибрация, которую ловит молодежь и которая откликается в ее душе…
– Все так. Но повторяю: выросло поколение людей, которые не знают традиционной музыки и песни, некогда так привольно звучавшей на радио и телевидении. Сейчас совсем другой музыкальный язык, сейчас по каналам гонят попсу, а звездами называют кого ни попадя. Вот у нас с вами на памяти настоящие звезды. Жамал Омарова, братья Абдуллины – Ришат и Муслим. Нынешнее поколение и не слышало этих имен. А Роза Багланова? Звезда из звезд! Голос, может, и не сильный, но чистый и светлый, как родниковая вода. Ее знал весь Советский Союз. Как ни странно, она была невероятно эротичной. Если той же Мэрилин Монро нужна была воздушная юбка, которую приподнимает порыв ветра, то у Розы Баглановой в одежде – никаких вольностей. Сама скромность, сама застенчивость. Но в походке было нечто, сводившее мужчин с ума. Помню, я приболела, лежала в больнице. Нам объявили, что в актовом зале будет благотворительный концерт Баглановой. Пришла на час раньше. Зал – битком, ни одного свободного места. В основном мужчины. Они тоскуют и всегда тосковали по женской красоте. Жила бы Роза Багланова на Западе, была бы миллиардершей.
– Эротика эротикой, но ведь у нее был изумительный голос…
– О, да! Она им владела артистично.
– Но тогда еще не было телевидения...
– К величайшему сожалению! Тем более – почему бы сегодня Багланову не показывать по ТВ? А наш Ермек Серкебаев, который, как и Муслим Магомаев, был великим оперным певцом и прекрасно пел эстрадные песни. А братья Абдуллины, близнецы, у Ришата – баритон, у Муслима – тенор. Какая сердечность была в их манере пения! Они тоже могли бы преподать мастер-класс нынешнему поколению певцов.
– У нас ведь есть их племянница, тоже певица…
– Да-да, Карина Абдуллина. Тоже хорошенькая, и голос душевный. Это у нее династийное, у Карины отец был солистом оперного театра. А сверх того – она сама пишет песни. Но что-то последние лет 10-15 я не вижу, не слышу ее.
– Как раз ее, наверное, не грех назвать звездой или хотя бы звездочкой?
– Само собой. Но вот на телевидении нашем я в последние годы ни разу ее не видела. Карина была инициатором юбилея братьев Абдуллиных, который очень достойно прошел в оперном театре. Не знаю, был ли показ на нашем ТВ? Телеканалы России часто показывают певцов и артистов прошлого. Быть может, у нас все же сохранились записи для подобных передач.
– Любопытно, чем руководствуется ТВ, составляя свои атласы звезд шоу-бизнеса?
– Да все тем же! Тугой кошелек – главный полюс тяготения. Состоятельные люди у нас не скупятся, приглашая сверхпопулярных звезд. Когда-то давно Булат Абилов зазвал на какое-то торжество Аллу Пугачеву. В одном из телеинтервью его спросили: «Правда ли, что вы заплатили ей сто тысяч зеленых?» – «Неправда, – ответил он. – Я заплатил ей сто двадцать тысяч». Так что денежные люди у нас есть, в том числе и в шоу-бизнесе. Они, наверное, и делают погоду.
– Когда-то существовала такая телепередача «Алло, мы ищем таланты». Она имела колоссальный успех и была очень продуктивной. Возможно ли такое сейчас?
– Это была, как теперь говорят, франшиза. Ее купило и небезуспешно использовало российское ТВ, а потом и наше. Но все это в прошлом. Жизнь продолжается. И как бы там ни было, но появляются и самородки, и просто талантливые люди. Хотелось бы, конечно, чтобы процесс этот был более осмысленным. Пока что все идет по Дарвину: выживает сильнейший.

Автор: Адольф Арцишевский

Комментарии

Author кто-то
Редактировать / Удалить/ Цитировать
17-ноя-2017, 10:47

Надо согласиться, что мельчает культура

Author Ахан Абдрахманов
Редактировать / Удалить/ Цитировать
17-ноя-2017, 20:42

Я видел Карину Абдулину по телевизору много лет назад. У ней было обнажённое разрисованное тело и сиськи. Никогда бы не подумал, что она является племянницей Советских певцов. Булат Абилов кроме того что подарил Алле Пугачёвой сто двадцать тысяч долларов, потратил на оппозицию 40 миллионов долларов. Если бы у меня были 40 миллионов долларов, то я бы купил участок в сто гектар у разных собственников. Это обошлось бы мне в 12 млн долларов. На этом участке я бы что нибудь делал. Огородил забором, разводил коней, тазы или посадил бы сады, огороды. Только бы там ничего не строили. Экология с одной стороны и больше свободного пространства. А сейчас там всё застроили. Что касается талантов, если их не пускают в залы, пусть поют на улицах. Не надо всё сводить к формуле как сказала одна властная личность. Когда ей сказали что народу не хватает хлеба, она сказала пусть питаются пирожными. Залы как пирожные недоступны, но тогда пусть поют на улицах, по интернету. Вон Аблязов выступает по интернету, никто ему не запрещает.

Оставить мнение